УДК 338

Поддержка малого и среднего бизнеса в России

Хабибуллина Ильзида Фаршатовна – студент кафедры Энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий Казанского государственного энергетического университета.

Яруллина Аделя Азатовна – студент кафедры Энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий Казанского государственного энергетического университета.

Каримова Гузель Ильдаровна – студент кафедры Энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития малого и среднего бизнеса в России, ее решение становится все более актуальной в современной экономике. Целью данной работы является изучение методов поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: Малый и средний бизнес, экономика, конкурентоспособность, инновации.

На данный момент, малые и средние предприятия являются одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малый и средний бизнес – это показатели уровня развития экономики страны.

Малые предприятия платят налоги, тем самым участвуют в формировании бюджета на всех уровнях, то есть приносят деньги на развитие экономики государства.

Стоит отметить, что предприятия малого бизнеса предоставляют рабочие места и являются источником доходов населения. Развитие малого и среднего бизнеса повышает уровень жизни, дает людям стабильность, улучшает общий настрой. Вследствие этого повышается качество работы.

Безусловно, небольшими предприятиями легче управлять – это огромный плюс в условиях нестабильности национальной валюты и изменчивости внешней среды. При этом малый и средний бизнес вносит вклад по инновациям в те сферы, где он развивается, инвестируя средства в наукоемкие тенденции производства, потому что это дает шанс стать лидером и быть конкурентоспособным [1]. Несомненно, что конкурентоспособность – это не только главный критерий устойчивости на рынке, но и главный фактор выживаемости в условиях рыночной экономики, а в последующем дальнейшее развитие и укреплении предприятия [2].

Основной целью поддержки малого и среднего бизнеса является создание комфортных условий ведения бизнеса. Например, облегчение доступа к кредитным займам [3].

Конечно, государство играет в развитии малого и среднего предпринимательства не малую роль, т.к. именно оно помогает развиваться бизнесу. Стимулирование предпринимательской деятельности ведет к увеличению государственного дохода от налогов и росту ВВП страны. Для регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса государство применяет финансовую и правовую базы, создает инфраструктуру, которая необходима малым предприятиям для осуществления проектов [4]. Так же государство целенаправленно идет на создание институтов оказывающих консультационные и посреднические услуги между бизнесом и государством [1].

Роль государства в предпринимательском процессе очень важна, так как оно может стимулировать предпринимательскую деятельность при помощи предоставления субсидий, льгот и образованию различных экономических зон [5]. При том государство регулирует процесс предоставления государственных заказов, а также привлекает новых экономических агентов и инвесторов.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя различные мероприятия направленные на:

Но, несмотря на это сегодня в России складывается противоречивая ситуация. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса влечет к открытию все большего числа предприятий, организаций, союзов, объединений, но финансовая поддержка государства ежегодно сокращается. Конечно нужно понимать, что государство должно создать условия для малого и среднего бизнеса, а не ежегодно субсидировать их, но опыт показывает, что недостаточная материальная помощь малому и среднему бизнесу в большинстве своем связана с неготовностью этого сегмента российской экономики быть самостоятельными и большим количеством препонов законодательных актов.

Из всего вышесказанного следует, что малому и среднему бизнесу в России необходима поддержка государства. Малый бизнес способен создавать здоровую конкуренцию, без которой развитие рыночной экономики просто невозможно. Ведя некую «борьбу за выживание» мелкие кооперативы вынуждены постоянно развиваться и вносить инновации в свое производство, что влечет к повышению качества производимой продукции.

Малый и средний бизнес удовлетворяют локальный спрос на товары и услуги [6], и создает новые рабочие места, например в спальных районах.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к росту уровня экономики страны. На данный момент лучший выход для России – это создание улучшенной программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Список литературы

  1. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Алафузов И.Г. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-103.
  2. Тимофеев Р.А., Алафузов И.Г., Нестулаева Д.Р. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции // Горизонты экономики. 2015. № 6 (25). С. 24-28.
  3. Добросердова Е.А., Низамова А.Ш. Реализация концепции инвестиционно-инновационного лифта для предприятий малого бизнеса в условиях современной экономической ситуации // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 19-22.
  4. Кузнецова Р.Ф. Сущность и особенности региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 2. - С. 49-53.
  5. Батайкин П.А. Теоретические основы исследования факторов потребительского спроса в постиндустриальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 19-21.