УДК 338
Поддержка малого и среднего бизнеса в России
Хабибуллина Ильзида Фаршатовна – студент кафедры Энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий Казанского государственного энергетического университета.
Яруллина Аделя Азатовна – студент кафедры Энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий Казанского государственного энергетического университета.
Каримова Гузель Ильдаровна – студент кафедры Энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий Казанского государственного энергетического университета.
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития малого и среднего бизнеса в России, ее решение становится все более актуальной в современной экономике. Целью данной работы является изучение методов поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: Малый и средний бизнес, экономика, конкурентоспособность, инновации.
На данный момент, малые и средние предприятия являются одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малый и средний бизнес – это показатели уровня развития экономики страны.
Малые предприятия платят налоги, тем самым участвуют в формировании бюджета на всех уровнях, то есть приносят деньги на развитие экономики государства.
Стоит отметить, что предприятия малого бизнеса предоставляют рабочие места и являются источником доходов населения. Развитие малого и среднего бизнеса повышает уровень жизни, дает людям стабильность, улучшает общий настрой. Вследствие этого повышается качество работы.
Безусловно, небольшими предприятиями легче управлять – это огромный плюс в условиях нестабильности национальной валюты и изменчивости внешней среды. При этом малый и средний бизнес вносит вклад по инновациям в те сферы, где он развивается, инвестируя средства в наукоемкие тенденции производства, потому что это дает шанс стать лидером и быть конкурентоспособным [1]. Несомненно, что конкурентоспособность – это не только главный критерий устойчивости на рынке, но и главный фактор выживаемости в условиях рыночной экономики, а в последующем дальнейшее развитие и укреплении предприятия [2].
Основной целью поддержки малого и среднего бизнеса является создание комфортных условий ведения бизнеса. Например, облегчение доступа к кредитным займам [3].
Конечно, государство играет в развитии малого и среднего предпринимательства не малую роль, т.к. именно оно помогает развиваться бизнесу. Стимулирование предпринимательской деятельности ведет к увеличению государственного дохода от налогов и росту ВВП страны. Для регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса государство применяет финансовую и правовую базы, создает инфраструктуру, которая необходима малым предприятиям для осуществления проектов [4]. Так же государство целенаправленно идет на создание институтов оказывающих консультационные и посреднические услуги между бизнесом и государством [1].
Роль государства в предпринимательском процессе очень важна, так как оно может стимулировать предпринимательскую деятельность при помощи предоставления субсидий, льгот и образованию различных экономических зон [5]. При том государство регулирует процесс предоставления государственных заказов, а также привлекает новых экономических агентов и инвесторов.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя различные мероприятия направленные на:
- развитие инфраструктуры (бизнес-инкубаторы);
- предоставление льгот и субсидий;
- привлечение социально неработающих слоев населения (пенсионеры, инвалиды, беженцы и т.д.);
- стимулирование научных проектов;
- предоставление пустующих или недостроенных зданий;
- предоставление государственных заказов;
- антимонопольная политика.
Но, несмотря на это сегодня в России складывается противоречивая ситуация. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса влечет к открытию все большего числа предприятий, организаций, союзов, объединений, но финансовая поддержка государства ежегодно сокращается. Конечно нужно понимать, что государство должно создать условия для малого и среднего бизнеса, а не ежегодно субсидировать их, но опыт показывает, что недостаточная материальная помощь малому и среднему бизнесу в большинстве своем связана с неготовностью этого сегмента российской экономики быть самостоятельными и большим количеством препонов законодательных актов.
Из всего вышесказанного следует, что малому и среднему бизнесу в России необходима поддержка государства. Малый бизнес способен создавать здоровую конкуренцию, без которой развитие рыночной экономики просто невозможно. Ведя некую «борьбу за выживание» мелкие кооперативы вынуждены постоянно развиваться и вносить инновации в свое производство, что влечет к повышению качества производимой продукции.
Малый и средний бизнес удовлетворяют локальный спрос на товары и услуги [6], и создает новые рабочие места, например в спальных районах.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к росту уровня экономики страны. На данный момент лучший выход для России – это создание улучшенной программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Список литературы
- Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Алафузов И.Г. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-103.
- Тимофеев Р.А., Алафузов И.Г., Нестулаева Д.Р. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции // Горизонты экономики. 2015. № 6 (25). С. 24-28.
- Добросердова Е.А., Низамова А.Ш. Реализация концепции инвестиционно-инновационного лифта для предприятий малого бизнеса в условиях современной экономической ситуации // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 19-22.
- Кузнецова Р.Ф. Сущность и особенности региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 2. - С. 49-53.
- Батайкин П.А. Теоретические основы исследования факторов потребительского спроса в постиндустриальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 19-21.