Правовое регулирование брака в разных странах

Ахмадиева Рамиля Ильфаровна – научный сотрудник управления научно-исследовательских работ Казанского государственного энергетического университета.

Зорина Анна Александровна – бакалавриант кафедры Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Анализ законодательных форм брака в разных странах, важные правовые нормы, регулирующие вопросы брака и семьи и национальное законодательство.

Ключевые слова: Брак, Никах, Венчание, государственная регистрация в ЗАГС.

Брачно-семейные отношения являются основой любого социума. В современных странах нет единого брачно-правого поля, так как брак слишком сложный институт и во многом оформлялся в период традиционного права, которое в каждой культуре свое. Но существуют принципы, которые представлены во всех правовых системах со своими вариантами. Первый принцип – брак – свободный, равный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом супружестве, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создания семьи. В наше время в некоторых Европейских государствах регистрируют и однополые браки. Одновременно в мусульманских государствах продолжают практиковаться полигамные браки, т.е. одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами (в шариате до четырех).

Еще один принцип брака, установленный мировым правом – добровольное заключение при согласии брачующихся сторон. И это право не имеет единообразия в разных государствах, в Западных странах (Испания, Италия и ряде мусульманских стран) есть правовая норма – брак по доверенности, что противоречит требованию личного присутствия брачующихся и публичного признания на вступление в союз (принцип добровольности). В мусульманских странах брак могут заключить не лично, а по поручению доверителя.

Принцип равноправия в браке – в большинстве современных государств законодательно закреплен, однако в странах Аравийского полуострова, Африки и ряда мусульманских государств, права мужчины – супруга, гораздо шире женщины – супруги. Например, согласно исламским предписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состоя в браке со свободной женщиной-мусульманкой, а в браке с христианской (или иудейкой), она через него становится женой по закону, а он через нее мужем не становится. Муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себя законным супругом по отношению к своей жене. Речь в данном случае не только в юридической неграмотности, сколько в непохожести национального менталитета, в исламе брак это совокупность нравственных и моральных постулатов, которые в западной культуре уже давно обесценились. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальная культура с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний.

На практике разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение противоречий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным гражданином, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права[1].

В современном мире, как в традиционных обществах, так и индустриальных представлены разные формы брака, когда церковь не отделена от государства и церковные браки являются правовыми формами оформления брака, а также светская форма брака, когда только регистрация в государственных органах является законным фактом его оформления. Российская Федерация полностью светское государство и часто именно наши сограждане разочарованы последствиями браков и их расторжениями с иностранцами.

Особенно часто возникают вопросы в правовом поле брака – Никах. Ислам крайне традиционная религия и будучи юридически не подготовленными по законодательству иностранного государства при заключении брака с мусульманином (кой) в большинстве случаев граждане других государств не имеют представления о специфике семейного законодательства и последующих прав и обязанностей заключения Никах. Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства. Последователи ислама преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте. При этом в семейном праве других стран, как светских, так и в странах, где церковь не отделена от государства, существуют права и обязанности супругов отношении детей – в браке и после развода[2,3,4].

В современной России есть значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, население Кавказа и Закавказья и др[2].

Принципиальное отличие брака от других институтов, это стремление создать семью. В браке у супругов возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, данный постулат реализуется в полной мере применительно к браку, зарегистрированному и то не во всех государствах. Если мы говорим о восточных странах, то в шариате нет правового института совместной собственности супругов[2]. В Российской Федерации совместное имущество супругов подлежит разделу, если – это оформленный в ЗАГСе гражданский акт, единственно возможный вид брака, на который распространяется гражданское право. Не следует путать с незарегистрированным браком (сожительством), который в разговорной речи часто ошибочно называют гражданским.

Точно также в отношении совместных детей супругов, в каждом государстве свои законы, определяющие права и обязанности в отношении детей. Особенно важно знать регулирование вопросов в отношении опеки над ребенком после развода. Например, в исламе единственным распорядителем детей является их отец. Часто, после развода супруга имеет право опеки только с согласия мужа. В западных государствах, суд также на стороне гражданина постоянно проживающего в данной стране, это усугубляет опеку над детьми, если родители разъезжаются после развода.

Раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака, как по российскому праву, так и по правилам других государств сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений.

Таким образом, проблема выбора закона, определяющего предварительные условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным, в государствах обоих супругов не решена, поэтому прежде чем вступить в брачные правовые отношения необходимо получить консультацию юриста по международному праву.

Список литературы

1. Международное право: учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. – 5-е изд., перераб. и доп. 2009.

2. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации (на материалах Республики Татарстан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Научный руководитель: проф. Титова Т.А. – Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева», 2011. – 261 с. Специальность 07.00.07 –«Этнография, этнология и антропология».

3. Сайфутдинова Г.Б. Институты социализации детей у татар: традиции и современность / Вестник Челябинского государственного университета. Сер. История. – 2009. – № 4. С.10-13.

4. Сайфутдинова Г.Б. Ислам и традиционная детская обрядность татар / Вестник казанского государственного энергетического университета. Издательство: Казанский государственный энергетический университет. Казань. 2011. № 3 (10). С. 88-93.