УДК 372.882.111.1

Использование технологии развития критического мышления при обучении английскому языку для академических целей и профессиональной коммуникации (на примере интенсивного языкового тренинга)

Лихачева Татьяна Артуровна – преподаватель кафедры Английской филологии и лингводидактики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Медведкина Ксения Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Английской филологии и лингводидактики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассматривается технология развития критического мышления на примере обучения чтению в рамках интенсивного языкового тренинга «Английский язык для академических целей и профессиональной коммуникации».

Ключевые слова: Технология развития критического мышления, методика обучения английскому языку, английский язык для академических целей, обучение чтению, обучение взрослых.

Важнейшей задачей на современном этапе развития системы образования является формирование предметных и универсальных способов действия, а главенствующим подходом признается деятельностный подход, позволяющий обучающемуся получать знания не в готовом виде, а ходе самостоятельной обработки информации и вычленения причинно-следственных связей. Одна из составляющих системно-деятельностного подхода состоит в умении свободно и критически мыслить, через сопоставление доводов и понятий приходить к взвешенному решению.

Развитие рационального, критического мышления – одна из общепризнанных как в зарубежной, так и в отечественной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения. Более того, умение критически мыслить позволяет человеку более успешно выполнять многочисленные возлагаемые на него социальные функции. В этой связи особенно актуальным представляется развитие критического мышления при обучении взрослых.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности использования технологии развития критического мышления (далее ТРКМ) при обучении взрослых на примере интенсивного языкового тренинга «Английский язык для академических целей и профессиональной коммуникации».

Целью двухдневного языкового тренинга является активизация лексических, грамматических и коммуникативных навыков для повышения эффективности коммуникации в профессиональной сфере, а также повышение мотивации к изучению английского языка. Тренинг, состоявшийся 7-8 апреля 2015 г. на базе Центра языковой компетенции и Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск), был рассчитан на преподавателей и сотрудников университета, активно задействованных в международных научных и образовательных проектах, в том числе разрабатывающих и реализующих учебные дисциплины и образовательные модули на английском языке, участвующих в международных мероприятиях, готовящих публикации на английском языке. В тренинге приняли участие 24 сотрудника, которые работали в составе 3 мини-групп по 8 человек.

В педагогической литературе последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска [2, 3]. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Так, например, Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать, способность понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения [1: 57].

Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью и предполагает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата [4: 98].

При всей многочисленности и разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них общие черты, отражающие оценочные и рефлексивные свойства мышления. Таким образом, мы можем определить критическое мышление как открытое мышление, тщательно отбирающее необходимую для последующего жизненного опыта информацию и дальнейшее ее успешное перекладывание на жизнедеятельность. Из предложенного выше определения критического мышления следует, что его суть неразрывно связана с основной целью обучения иностранному языку – овладению глобальной картиной мира, ее критическим восприятиям и усвоением, переложением на существующую действительность.

ТРКМ предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане формирования знания, рождающегося в процессе обучения. Используя ТРКМ, преподаватель перестает быть носителем знания, он превращает обучение в совместный и интересный поиск, в результате которого все участники образовательного процесса получают возможность для развития.

Описывая ТРКМ с позиции обучающегося, отметим, что технология создает условия для:

- развития умения критически мыслить и отбирать необходимую для жизнедеятельности информацию;

- повышения эффективности восприятия информации;

- роста интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- развития умения ответственно относиться к собственному образованию и последующему самообразованию на протяжении жизни;

- развития умения эффективно работать в сотрудничестве с другими;

- формирования стремления к постоянному овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Описывая ТРКМ с позиции преподавателя, можно сделать вывод о том, что технология позволяет:

- создать на занятии атмосферу открытости и взаимоответственного сотрудничества;

- получать новый социальный опыт в ходе работы с обучающимися;

- использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности обучающихся в процессе обучения.

Традиционно занятие, выстроенное в соответствии с ТРКМ, состоит из нескольких обязательных этапов, каждый из которых имеет свою цель и задачи, а также набор приемов, направленных, во-первых, на активизацию исследовательской, творческой деятельности и, во-вторых, на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Рассмотрим функционирование выделенных стадий ТРКМ на примере работы с текстом в ходе сессии «Academic Reading» в рамках языкового тренинга. В основе сессии лежит работа с аутентичным неадаптированным текстом медийного характера, посвященным различным аспектам образования. Очевидно, что данная проблематика оказывается актуальной для каждого участника тренинга в силу того, что все участники в той или иной роли вовлечены в образовательную деятельность.

Первую стадию работы с текстом предваряет общая информация о рубрике и статье (3-5 мин.): участникам сообщается, что статья взята из рубрики Secret Teacher британского ежедневного издания The Guardian, относящегося к так называемой качественной британской прессе. Статья демонстрирует реальную проблемную ситуацию, описанную человеком, работающим в сфере образования Великобритании.

Первая стадия – «вызов» (5 мин.), во время которой у активизируются фоновые знания обучающихся, пробуждается интерес к обсуждаемой проблеме, обозначается цель обсуждения предложенного материала. На данном этапе работы с текстом в качестве стимула предлагается заголовок статьи – Secret Teacher: exams have left my students incapable of thinking [6]. На основе заголовка обучающиеся высказывают предположения, касающиеся проблематики статьи, и пытаются предугадать ее содержание, сформулировать различные аспекты обозначенной проблемы.

Как уже отмечалось, все статьи из приведенной рубрики описывают проблематику, в той или иной мере знакомую и понятную участникам тренинга, т.к. все они посвящены актуальным вопросам образования (отбор содержания дисциплин, межличностные отношения с коллегами и студентами в ходе образовательного процесса, роль государственных институтов и их влияние на систему образования, национально-культурные аспекты образовательного процесса, специфика законодательства в области образования и т.п.). Задача преподавателя на данной стадии заключается в активизации у обучающихся фоновых знаний по обсуждаемой проблематике. Преподаватель выполняет в основном координирующую функцию. В процессе реализации первого этапа «Вызов» преподавателю необходимо помнить следующее:

1) важно предоставить обучающимся возможность свободно высказываться по заданной проблематике в режиме мозгового штурма;

2) на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» суждений, все комментарии принимаются и фиксируются на доске;

3) обмен мнениями способствует формулированию вопросов, поиск ответов на которые может стать интересным и стимулирует дальнейшую дискуссию.

Вторая стадия – «чтение текста» (15 мин.) представляет собой содержательный этап, в ходе которого происходит «погружение» в анализируемую проблематику. Обучающиеся самостоятельно читают текст, при этом с тем, чтобы снять лексические трудности, им предлагается список потенциально незнакомых слов и выражений и их дефиниций и / или синонимов. Принципиальным является отказ от использования родного языка на всех этапах работы с текстом и в целом на всех этапах тренинга, что становится возможным благодаря языковой подготовке участников тренинга (уровень владения языком не ниже В2 по международной шкале) [7], с одной стороны, и преследует цель более полного погружения в языковую среду в рамках двухдневного интенсивного тренинга, с другой.

Далее обучающимся предлагается в парах сформулировать основной тезис (key thesis, main point, problem) анализируемой статьи и привести 2-3 утверждения (claims), раскрывающих основной тезис (5-7 мин.). Думается, что процесс работы с текстом целесообразно сопроводить пошаговыми инструкциями (чтение, подчеркивание в тексте ключевых слов, выделение в тексте утверждений, раскрывающих ключевой тезис, а также приводимых автором статьи аргументов, формулирование тезиса), которые позволяют отслеживать собственное понимание и отбор необходимой информации.

На данном этапе важно сочетать различные формы работы: первоначальное обсуждение в парах позволяет услышать мнение партнера по коммуникации, снимает страх языковых ошибок перед группой и преподавателем, способствует более критическому и осмысленному подходу к оформлению высказывания, как с точки зрения его языковой формы (как сказать), так и с точки зрения содержания (что сказать).

Кроме того, формулирование тезиса в парах в полной мере отражает основной принцип ТРКМ, т.к. является, по сути, представлением обсуждаемой проблемы через призму своего профессионального опыта. Существенно также и то, что участники тренинга, являются, с одной стороны, представителями одного вуза и объединены общностью профессиональных целей, с другой стороны, выступают в качестве представителей разных научных областей, имеющих свою специфику. Это позволяет им поделиться с коллегами своим профессиональным опытом, в силу специфики предметной области во многом отличным от опыта коллег.

Обучающиеся приводят основной тезис, отражающий, по их мнению, ключевую проблему статьи, и приводят доказательства, опираясь на подчеркнутые в тексте утверждения и цитируя текст. По мере того, как каждая пара формулирует тезис, преподаватель фиксирует 4 варианта на доске, корректируя при необходимости языковые (грамматические, лексические и стилистические) особенности предложенных обучающимися вариантов, после чего группе в целом предлагается вывести общий тезис.

Третья стадия – «рефлексия» (10 мин.). На этом этапе участник тренинга формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно на данном этапе происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом полученной из текста информации и с опорой на новую тематическую лексику.

На данном этапе участники соотносят описанную в статье проблему со своим профессиональным опытом, проводят аналогии с российской системой образования, с практикой проведения и сдачи экзаменов в России, форматом и особенностями российских экзаменов. Преподавателю на данном этапе отводится координирующая роль, он организует дискуссию, при необходимости задает вопросы, задающие тон дискуссии. Существенным на этапе рефлексии является предоставление возможности высказаться каждому участнику тренинга.

Предлагается два варианта организации данного этапа работы с текстом.

Вариант 1. Mind-Map (10 мин.). Участники тренинга работают в парах, заполняя ассоциативные карты, в которых фиксируют возможные варианты решения анализируемой проблемы. После заполнения карты каждая из групп выступает с кратким сообщением.

Вариант 2. Задание творческого характера (10 мин.). Участникам тренинга предлагается роль автора статьи рубрики Secret Teacher из издания The Guardian: представьте, что вы пишете статью для рубрики Secret Teacher. Какой проблеме российского образования будет посвящена ваша статья? Придумайте заголовок для вашей будущей статьи и кратко (в 1-3 предложениях) сформулируйте, о чем пойдет речь в данной статье. Обучающиеся работают в парах, выполняя задание письменно.

Главной отличительной особенностью ТРКМ является конструирование собственного знания студента в процессе активной поисково-познавательной деятельности. Также существенным преимуществом ТРКМ является возможность сделать занятие личностно-ориентированным, ставить перед обучающимися новые задачи и побуждать их к самостоятельному решению, что является особенно актуальным в системе высшего образования.

Работа по развитию критического мышления в процессе преподавания английского языка позволяет сформировать у обучающихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повысить уровень социализации, развить творческую составляющую и рефлексию, что является важным для успешной жизнедеятельности, поскольку человек, обладающий критическим мышлением, отвечает требованиям современного общества и системы высшего образования в России и в мире.

Список литературы

1. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Перевод с английского. – NAABB, 1994. – 500 c.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.

4. Халперн Д. Психология критического мышления.— СПб.: Питер, 2000. – 512 c.

5. Cambridge English. - URL: http://www.cambridgeenglish.org.ru/images/126130-cefr-diagram.pdf. Дата обращения: 23.09.2015.

6. Secret Teacher: exams have left my students incapable of thinking. - URL: http://www.theguardian.com/teacher-network/2015/feb/07/secret-teacher-exams-students-thinking. Дата обращения: 23.09.2015.

Интересная статья? Поделись ей с другими: