УДК 377.4

Осуществление неразрушающего взаимодействия в практике педагога начального общего образования

Ротова Наталья Александровна – аспирант кафедры Теории и методики профессионального образования Института гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Аннотация: Раскрывается необходимость развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. На основе анализа и обобщения теоретического и практического материала, полученного в ходе исследования, с целью организации более высокого уровня развития коммуникативной компетенции рассматривается умение педагога осуществлять неразрушающее взаимодействие в системе «Учитель–ученик».

Ключевые слова: Коммуникация, эффективное общение, неразрушающее взаимодействие, коммуникативная компетенция, педагог начального общего образования.

Успех деятельности педагога начального общего образования во многом определяется его умением правильно построить процесс коммуникации, что, в свою очередь, является следствием определенного уровня развития коммуникативной компетенции. Социальный заказ общества требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательного процесса, поэтому особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной компетенции тех педагогов начального общего образования, которые уже имеют определенный опыт работы. Для нашего исследования важно понятие «развитие», так как мы говорим о новых качественных изменениях при сохранении системы, основы развивающихся объектов. Используя компетентностный, личностно-ориентированный метод, мы «на выходе» видим иное поведение человека, обусловленное мотивированной системой личных ценностей, конкретных знаний, осознанием человеком его роли в обществе и в конкретной организации [6].

В литературе подробно освещен процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов, рассматривается проблема ее количественного измерения. Также раскрыты сущность, структура коммуникативной компетентности педагога (Г.С. Трофимова) [7, с. 25]. Нами была уточнена сущность и раскрыто содержание понятия коммуникативной компетенции педагога начального общего образования как необходимого компонента подготовки в системе повышения квалификации.

Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования – это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Сущность коммуникативной компетенции педагога начального общего образования состоит в системных изменениях знаний и умений педагога, направленных на поиск наиболее эффективных способов решения жизненных ситуаций, реализуя приемы, направленные на осуществление неразрушающего взаимодействия между учителем и обучающимся.

По нашему мнению, процесс коммуникации педагога начального общего образования – это не общение ради общения, а общение целенаправленное, управляемое педагогом, имеющее синергетическое начало. Опираясь на теоретические исследования в определении понятий компетентность и компетенция, мы пришли к выводу, что содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования включает в себя: сочетание алгоритмизации деятельности педагога при учете практического опыта; психологическая и личная готовность педагога к деятельности, основанная на интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков; знание методов обучения и реализация их в деятельности.

Навык эффективного общения – это качественное общение, предполагающее осуществление педагогом неразрушающего взаимодействия в системе «Учитель-ученик».

Взаимодействие в философии – есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием [8].

Взаимодействие в психологии – процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации и т.п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь [5].

Взаимодействие в педагогике – непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса [5].

Как видим, взаимодействие является движущей силой системы (в нашем случае система «Учитель–ученик»). Ключевым здесь является семантический предикат, характеризующий тип объекта – «неразрушающий», подразумевающий применение педагогом начального общего образования таких методов и приемов, которые не разрушают целостного, целенаправленного взаимодействия между учителем и учеником. Осуществление взаимодействия невозможно без коммуникации. Для осуществления результативного процесса общения необходимо саморазвитие, которое, в свою очередь, делает процесс общения более эффективным. Саморазвитие педагога оказывает влияние на развитие ученика.

Коммуникация – это в первую очередь осознание и передача получаемой информации. Педагог будет быстрее восприниматься детьми, если слова подкреплены соответствующей мимикой, жестами. Речь идет о конгруэнтности – это соответствие вербального и невербального в поведении личности. Современные исследования показывают, что если мы не видим лица собеседника, то теряем около 15 % информации [4]. Вербальная часть восприятия обычно занимает от 5 до 20 % сообщения, остальное относится к невербальной информации (голос, жесты, мимика) [2]. Для детей младшего школьного возраста необходим эмоциональный контакт с педагогом. В силу психологических возрастных особенностей для младших школьников очень важно, чтобы учитель был добрым. Следовательно, саморазвитие педагога должно быть на разных уровнях – не только знание методики преподавания учебных предметов, но и развитие социальных навыков общения, эмпатии. К компонентам неразрушающего взаимодействия необходимо отнести установки педагога – это те убеждения, ценности, которые лежат в основе «Я-концепции», чем педагог каждую минуту наполняет общение. В первую очередь это осознание педагогом того, что общение – это двусторонний процесс и признание собеседника (ученика, родителя) полноправным участником этого процесса. Хотелось бы отметить, что сделать это педагогу необходимо не формально, а понимая сущность общения. И, как следствие, уметь правильно сделать замечание. Замечание – это языковое высказывание. Как отмечают психологи [3], слова очень сильно влияют на нас, даже если мы не осознаем, какие смыслы еще присутствуют в нашей фразе, кроме того, что мы хотим сказать. Ведь замечание – это, по сути, установка ребенку на дальнейшее действие, поэтому важно, что именно Вы, как педагог хотите сообщить ребенку по поводу его дальнейших действий, уточнив, при каком условии у него все получится верно. Мотивационная направленность установки – на положительный результат. Существенным моментом в процессе общения педагога является оценка. Не отметка в журнале, а словесная оценка действий ученика. Часто ли можно услышать такие слова: «Нравится, восхищен, приятно удивлен, рад и т.д.»? Очень многие педагоги ответят, что хвалить не за что. Все зависит от того, что Вы ищете. Если Вы убеждены, что перед Вами ученик с отрицательной мотивацией, успехами, значит, Вы найдете все возможные доказательства, чтобы это подтвердить, независимо от того, каковы следующие успехи ученика. По результатам наблюдений, посещений уроков, собеседований с педагогами нами выявлен тот факт, больше всего педагоги не замечают тех, с кем меньше проблем. Этим ученикам достается меньше всего внимания педагога, поощрений. Получается, что педагог поощряет своим вниманием тех, кто не совсем правильно себя ведет, результаты не всегда положительные. Соответственно, и получает педагог то, что поощряет: не очень положительный результат в общении и учебной деятельности. Возможно изменить результат в лучшую сторону, если поощрять хоть малые, но именно успехи ученика, мотивируя его к дальнейшему развитию.

Методическая грамотность педагога в различных предметных областях вместе с умением построить общение на уроке – залог успешности усвоения учебного материала. У любого учителя есть свои приемы результативного общения на уроке: «Удивляй» – интересное начало урока, «Отдыхай» – заранее продуманные возможности для интеллектуального отдыха, переключения на другой вид деятельности, «Запоминай» – необходимо продумать различные приемы повторения учебного материала с целью закрепления его в памяти. Во всем важно соблюдать принцип меры.

Итак, неразрушающее взаимодействие в системе «Учитель–ученик» имеет в своем составе следующие компоненты:

- Деятельностный: педагогическая установка – общение – двусторонний процесс; умение правильно сделать замечание.

- Мотивационный: развитие убеждений и ценностей, которые лежат в основе «Я-концепции» педагога.

- Знаниевый: методическая грамотность по различным предметным областям, знание основных направлений дальнейшего саморазвития, развитие эмпатии, конгруэнтности.

Список литературы

1. Косолапов Н. А. Глоссарий по политической психологии. М. : РУДН, 2003. С. 102.

2. Любимов А. Мастерство коммуникации. Ч. 1. URL: trenings.ru/download/METODIKI/MK1.metod.pdf (дата обращения: 23.07.2014).

3. Любимов А. НЛП: структура коммуникации. URL: trenings.ru/download/METODIKI/MK1.metod.pdf (дата обращения: 23.07.2014).

4. Медицина в России : интернет-журнал о здоровье. URL: http://igiuv.ru/psixologiya/570-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html (дата обращения: 23.07.2014).

5. Педагогический словарь. URL: http://www.pedpro.ru/termins/151.htm (дата обращения: 22.07.2014).

6. Ротова Н. А. Актуальные проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации //Молодой ученый. 2014. № 11(70).

7. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты : монография. Ижевск : УдГУ, 116 с.

8. Философская энциклопедия. Т. 1. с. 250. URL: http://caute.ru/ilyenkov/texts/enc/interact.html (дата обращения: 22.07.2014).