УДК 159.922

Особенности слухоречевой памяти у детей при эффективных и неэффективных типах прогностической деятельности

Масалович Юлия Михайловна – магистрант кафедры Психологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Аннотация: В статье изложены результаты исследования особенностей слухоречевой памяти при разных типах прогностической деятельности. Выявлены характеристики памяти данной модальности при эффективном и не эффективном прогнозировании у детей. Вероятно, при последнем наблюдается сужение объема памяти и большие погрешности при воспроизведении, возможно свидетельствующие в пользу билатеральной слабости функций полушарий.

Ключевые слова: Эффективное прогнозирование, младший школьный возраст, слухоречевая память.

Одной из важных сторон регуляции поведения является способность к сравнению полученных результатов с желаемым исходом. Именно этот аспект регуляции обеспечивается процессами предвидения, прогнозирования, которые включены в структуру всех познавательных процессов и участвуют в их протекании. Изучением прогностической функции мозга занимались психофизиологи, нейрофизиологи, из работ которых следует, что в основе прогнозирования лежат регулирующие влияния со стороны лобных отделов, а также важной его составной частью являются процессы памяти. В нашей работе будут рассмотрены особенности сохранения и извлечения слухоречевой информации у младших школьников с разными типами прогнозирования. Из работ по нейропсихологии следует, что объем слухоречевой памяти достаточен у детей уже в пять лет; к шести годам достигает зрелости фактор прочности хранения, а избирательность следов достигает оптимального уровня в младшем школьном возрасте.

Таким образом, цель данной работы исследовать особенности слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста, обладающих разной способностью к прогнозированию.

Для изучения прогностической деятельности использовалась методика «Угадайка», разработанная Л.И. Переслении [2, с. 10]. При оценке прогностической деятельности учитываются следующие критерии: ошибки до момента формирования прогноза (ошибки предсказания, показывающие быстроту формирования адекватного прогноза); ошибки после выявления прогноза, свидетельствующие о неустойчивости прогностической деятельности); способность удерживать в памяти прогноз; стратегии формирования прогноза.

Нейропсихологическая диагностика памяти производилась с помощью пробы на запоминание двух групп по три слова, позволяющей оценить особенности обработки слухоречевой информации: фонематического восприятия и памяти этой модальности [1, с. 53]. Использовались следующие статистические процедуры: описательные статистики, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA.

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 1 и № 19 г. Абакана. В нем приняло участие 102 учащихся 1-2 классов, в возрасте от 7-8 лет.

По результатам обследования детей на выявление типа прогностической деятельности, в данной группе было выделено шесть подгрупп. В первую подгруппу были включены дети с I эффективным типом прогнозирования, при котором ребенок допускает малое количество ошибок предсказаний (менее 11,5), демонстрирует отсутствие ошибок отвлечения, воспроизводит все три порядка наборов и использует рациональные стратегии. Во вторую подгруппу вошли дети с типом II а, отличающихся от детей с первым типом, наличием ошибок отвлечения. В третью были включены дети, имеющие II б тип, характеризующийся большим количеством ошибок предсказания, наличием или отсутствие ошибок отвлечения, воспроизведением выявленных порядков и использованием рациональных стратегии, либо смены стратегий. Четвертую подгруппу составили дети с типом прогнозирования III а, при котором наблюдается быстрый прогноз с использованием рациональных стратегий, отсутствие или наличие ошибок отвлечения и не воспроизведение выявленных порядков. Пятую подгруппу вошли дети, имеющие IIIб тип, характеризующийся долгоформирующийся адекватным прогнозом, вместе с тем возможна неустойчивость прогностической деятельности, не воспроизведение выявленных порядков и смена стратегий, либо случайные предсказания. В шестую подгруппу были включены дети, имеющие неблагоприятный IVа тип прогнозирования, при котором наблюдается медленный прогноз, при этом может быть потеря порядка, не воспроизведение порядков, а также использование нерациональных стратегий, в том числе репродуктивные предсказания порядка первого набора.

Перейдем к рассмотрению особенностей слухоречевой памяти. В пробе на запоминание двух групп по три слова (см. рис. 1) дети с І эффективным типом показали лучшие результаты во всех воспроизведениях. Объем непроизвольной слухоречевой кратковременной памяти у этих школьников больше, чем у детей других групп.

Третье воспроизведение позволяет оценить объем кратковременной произвольной слухоречевой памяти, который у детей с типами ІІб, ІІІб, ІVа сужен, что может свидетельствовать о левополушарном дефиците.

Последнее воспроизведение позволяет оценить объем долговременной слухоречевой памяти (см. рисунок 1). Отсроченное воспроизведение характеризуется меньшей продуктивностью в группах с типами ІІІа, ІІІб и ІVа, нежели у детей с І и ІІа типами (p≤0,01). Тем самым, можно говорить о том, что дети с ІІІа, ІІІб и ІVа имеют трудности при воспроизведении информации, поступившей на хранение в долговременную память, а также большую подверженность слухоречевых следов интерферирующим влияниям и это хорошо коррелирует с психофизиологическими данными положенными в основу выделения типов прогностической деятельности [2, с. 14].

Рисунок 1. Динамика запоминания двух групп по три слова школьниками с разными типами прогнозирования.

Трудности запоминания могут сопровождаться ошибками, которые дети допускают в ходе воспроизведения предъявляемых слов. Такая грубая ошибка, как искажение слов чаще встречается у детей с ІVа и ІІІб типами (p≤0,01), что может говорить в пользу слабости функций правого полушария. У детей же с ІVа типом зафиксировано значительное наличие вплетений посторонней информации, при этом у них чаще наблюдались повторы слова в пределах одного воспроизведения, вероятно свидетельствующие о сниженном контроле и слабости в развитии регуляции левополушарных функций.

Дети с І типом имеют хорошую кратковременную и долговременную слухоречевую память как в звене объема, так и точности воспроизведения. У школьников со ІІа типом прогнозирования наблюдается незначительное сужение объема слухоречевой памяти. При воспроизведении слов у них встречались звуковые замены. По сравнению с предыдущими группами у детей со ІІб типом прогнозирования сужен объем кратковременной памяти. Качество запоминания вербальной информации также страдает, что проявляется в наличии звуковых замен и в нарушении порядка следования слов. У детей с типом ІІІа наряду с плохой непроизвольной памятью, наблюдается трудности отстроченного воспроизведения, что свидетельствует о высокой подверженности следов интерференции в отношении памяти данной модальности. Школьники с ІІІб типом характеризуются снижением объема памяти в сочетании с трудностями отстроченного воспроизведения. Наблюдается различные ошибки при воспроизведении. Дети допускают семантические замены, пропуски, искажения слов, нарушение порядка, вплетения посторонней информации. В группе с неэффективным ІVа типом наблюдается дефицитарность запоминания на вербальном уровне: малый объем слухоречевой памяти, высокая подверженность интерферирующим влияниям, плохой фонематический слух. Мы наблюдаем следующую тенденцию, чем хуже память, в данном случае слухоречевая, тем менее успешна прогностическая деятельность, что касается как объема, так и точности воспроизведения.

Таким образом, качество прогноза зависит от успешности слухоречевой памяти, чем лучше запоминание на вербальном уровне, тем эффективнее формируется адекватный прогноз.

Список литературы

1. Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Московского Университета. – Психология. Серия 14. – 1996 – № 2. – С. 51-58.

2. Переслени Л.И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. / - 1984. № 5. с. 7-14.