УДК 159.92

Образование как фактор защиты в период начала снижения когнитивных функций на этапах средней и поздней взрослости

Масалович Юлия Михайловна – магистрант кафедры Психологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Аннотация: Статья посвящена обзору литературы по проблеме состояния когнитивных функций взрослых и факторов риска их снижения. Исследования показывают, что с возрастом функциональные способности мозга снижаются, но темы снижения могут быть замедленны социокультурными факторами в первую очередь образованием.

Ключевые слова: Взрослость, когнитивный резерв, нейропластичность, инволюционные процессы, когнитивные функции, образование.

Наиболее длительным периодом жизни человека является взрослость. В истории развития возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный период, этап функциональной консервации психических функций [2, с 145] Согласно современным концепциям развитие всех функций организма, в том числе и психических, идет непрерывно в течение всей жизни человека. Наряду со специализацией и максимальным уровнем развития одних функций в периоды средней (26-40 лет) и поздней (41-55 лет) взрослости (по Д. Бромлей), наблюдается спад и начало инволюционных процессов в отношении других, и стабилизация третьих [1, с. 45]. При этом развитие и сохранение интеллектуальных возможностей идет у отдельных людей по-разному. Одни способны на протяжении длительного времени, вплоть до глубокой старости сохранять хорошую умственную активность, а другие же нет. Поэтому справедливо говорить о том, что существуют факторы, которые отодвигают время наступления инволюции в психических функциях и интеллекте и тем самым предупреждают наступление старости. Неизбежным фактором риска когнитивных расстройств выступает возраст. С возрастом головной мозг претерпевает ряд закономерных изменений. Так, с годами масса мозга уменьшается, количество синапсов снижается, изменяется активность нейромедиаторов, которые осуществляют передачу нервных импульсов через синапсы. В результате компенсаторные возможности мозга падают. В зарубежной науке для обозначения таких возможностей используют термин «когнитивный резерв» [3, с. 449]. Эта концепция возникла в результате изучения заболеваний головного мозга. Суть ее в том, что люди с высоким уровнем образования имеют большой когнитивный запас организма, т.е. способность мозга сохранять основные функции, несмотря на повреждения. Так, например, у людей с высоким уровнем образования симптомы болезни Альцгеймера проявляются в меньшей степени, чем у людей с низким уровнем, даже при равной мере поражения мозга. Основой когнитивного резерва может быть более эффективное использование мозга в течение жизни. Когнитивные функции требуют от мозга больших затрат энергии, а редкое использование мозга ведет к быстрому утомлению и склеротическим изменениям [3, с.450]. Ученый Стэнфордского университета Шелли Кеслер (2001) говорит о том, что когнитивный резерв в основном связан с нейропластичностью. Это своего рода способность мозга к функциональной компенсации когнитивной несостоятельности и сведение ее к минимуму. Другими словами когнитивный резерв, это повышенная пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать закономерные возрастные снижения функций. Интеллектуальная активность выступает важным показателем функционального состояния головного мозга и является одним из условий торможения нарастания негативных возрастных изменений [1, с. 256]. Предположение о том, что образование обеспечивает защиту от возрастных снижения функций, увеличивая «когнитивный резерв» мозга в какой-то мере подтверждается специалистами Медицинской школы имени Дж. Хопкинса (Балтимор, США). Они провели исследование, которое показало, что образование является важным фактором, способствующим восстановлению после травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий. У людей с высшим образованием шансы восстановления после подобного рода травм значительно выше (в 7 раз), чем у тех, кто не окончил среднюю школу. Это свидетельствует в пользу того, что люди с более высоким интеллектуальным запасом и резервом мозга в большей степени обладают защитным эффектом против когнитивных нарушений.

Таким образом, в отечественной и в зарубежной науке, проблема состояния когнитивных функций в период взрослости уже поставлена. Исследования в отношении интеллектуальных функций взрослых дают противоречивые данные, но при этом многие ученые сходятся в том, что инволюционные процессы начинаются уже в этот период жизни. Однако, существуют факторы, которые могут им противостоять, и в качестве одного из внешнего фактора оптимизации интеллектуального потенциала взрослых может выступать образование и в целом интеллектуальная активность человека, которая может существенно противостоять старению, затормаживая инволюционный процесс.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с. Т.2. 288с.

2. Клапаред Э. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика. — М.: ЛКИ, 2007. – 167c.

3. Stern Y. What is cognitive reserve? Theory and research application of the reserve concept. Journal of the International Neuropsychological Society. 2002;8:448–460.

Интересная статья? Поделись ей с другими: