Некоторые органы разрешающие конфликты в сфере футбола

Нессонов Кирилл Сергеевич - студент Юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Рассматривается деятельность специальных уполномоченных органов в сфере разрешения спортивных споров, а именно в футболе. В статье анализируется вопрос о достоинствах деятельности данных органов.

Ключевые слова: Cпортивные конфликты, футбол, РФС, КДК, Палата по разрешению споров.

В настоящее время в России к спорту приковано огромное внимание. Проведение Универсиады-2013 в Казани, Олимпиады-2014 в Сочи, и чемпионат мира по футболу в 2018 г. - все это масштабные события для нашей страны и спортивного мира в целом.

Развитие спортивного законодательства началось в нашей стране по сути, уже в ХХI веке. До того сложнейшие вопросы взаимоотношений спортсменов и тренеров, спортсменов и клубов, и другие практически никак не регулировались. Поэтому, мы можем говорить о том, что сфера спортивного права очень молода и перспективна.

Круг спортивных споров многообразен: споры, имеющие в основании экономическую составляющую, о статусе спортсмена (любитель, профессионал и т.д.), о допингах. Также споры по поводу дисциплинарных санкций, применяемых к своим членам и участникам (индивидуальным и коллективным). [2. C.6]

Указанные выше и иные виды споров, возникающие в сфере физкультуры и спорта, свидетельствуют о том, что они регулируются нормами различных отраслей права. Спор приобретает собственно статус спора с момента передачи его в соответствующий орган по разрешению такого спора. До этого момента целесообразно говорить о спортивном конфликте.

Так, к органам, которые разрешают спортивные споры, относят органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Первые призваны разрешать все споры, в том числе и спортивные. К ним, прежде всего, следует отнести национальные суды: суды общей юрисдикции, так и арбитражными судами (экономические споры, иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности). Органы общей компетенции обладают специальными знаниями, которые позволяют разрешать им споры, возникающие во многих отраслях права. Однако спортивные споры нередко имеют такую специфику, которая может поставить в затруднение орган, если он не обладает специальными познаниями. К тому же эти органы в меньшей степени знакомы с практикой, которая продолжает играть очень важную роль. В связи с этим рассмотрение дел в судах может затянуться, а для спортсмена срок важен в силу краткосрочности его спортивной карьеры. Поэтому на практике нередки случаи разрешение спора в суде тогда, когда его разрешение уже не актуально для сторон [3].

К специализированным органам или органам специальной компетенции относятся органы, которые призваны разрешать спортивные споры. Существуют различные спортивные органы. Они обладают рядом очевидных преимуществ, таких как узконаправленная специализация, относительная краткосрочность процедуры рассмотрения, зачастую процедура рассмотрения спора в таких органах проще, чем в органах общей компетенции.

Однако следует подчеркнуть, что все споры, вытекающие из публичных правоотношений, в том числе, споры, возникающие в связи с нарушением норм уголовного законодательства (например, ст. 184 Уголовного кодекса РФ), эти органы не могут рассматривать.

Ввиду выше сказанного, футбол следует рассматривать, как вид спорта и как часть спортивной сферы. Футбол - это командный вид спорта, постоянная борьба, соперничество, накал страстей. Поэтому футбольные (данные) конфликты осложняются вовлечением в них интересов многих сторон, затрагивая самые разные аспекты, от финансов до престижа.

В российском законодательстве нет определения футбол, равным образом нет и отдельного федерального закона о футболе. Существует проект Федерального закона "О профессиональном футболе в Российской Федерации» [1], но он был отклонен 15.03. 2001 г. Практически все вопросы в сфере футбола регулируется Федерацией футбола России (РФС). При этом, в настоящее время остро ощущается разрыв между сложившейся практикой деятельности в области профессионального футбола и уровнем законодательного регулирования данной сферы. Мы считаем, что принятие отдельного закона, регулирующего правоотношения, связанные с футболом, позволит повысить авторитет РФС, снизить разрыв между теорией и практикой в решении споров.

Решение футбольного спора дело непростое. Так, в рамках Российского футбольного союза созданы и существуют различные органы. Например, Палата по разрешению споров Комитета российского футбольного союза по статусу игроков.[3]. В рамках союзов и ассоциаций могут создаваться дисциплинарные комитеты. Так, в соответствии с Дисциплинарным регламентом Российского футбольного союза в рамках РФС действуют Контрольно-дисциплинарный и апелляционный комитеты РФС. Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) вправе налагать санкции, предусмотренные Дисциплинарным регламентом, за любые нарушения актов (регламентов) ФИФА, УЕФА, РФС, Ассоциаций, Лиг, которые не входят в юрисдикцию иного органа (п. 1 ст. 54 Дисциплинарного регламента).

Спортивный арбитражный суд. Он был создан 10 июня 2003 г. при автономной некоммерческой организации «Спортивная Арбитражная Палата» 10 июня 2003 г. В соответствии с Регламентом он имеет достаточно широкие полномочия. В частности, он вправе рассматривать споры, касающиеся имущественных прав и интересов субъектов спортивной деятельности, в том числе связанные с определением статуса и порядком переходов (трансферов) спортсменов (игроков), споры, вытекающие из агентской деятельности, и иные имущественные споры; споры, связанные с применением спортсменами запрещенных веществ и препаратов (допинга); любые иные споры, возникающие в области спорта.

Мы бы обратили внимание на то обстоятельство, что арбитрами Спортивного арбитражного суда могут быть только лица, обладающие необходимыми знаниями для разрешения споров, отнесенных к компетенции Суда. Если арбитр рассматривает спор единолично, то он должен иметь высшее юридическое образование; при коллегиальном рассмотрении спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава Суда.

Спортивный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ является постоянным действующим третейским судом. Его деятельность регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Регламент спортивного арбитража был утвержден приказом Торгово-промышленной палаты (ТПП) от 24 октября 2003 г. № 114.

Одним из наиболее значимых преимуществ данного органа является возможность разрешения споров, возникающих в международной спортивной практике. В соответствии с Конвенцией о признании и приведении в исполнение арбитражных решений от 10 июня 1958 г. решения рассматриваемого органа должны признаваться и исполняться на территории иностранных государств.

Список литературы

1. Проект Федерального закона "О профессиональном футболе в Российской Федерации". [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/01/17/proekt-education-site-dok.html. (Дата обращения: 28.03.2014).

2. Бриллиантова А.М. Спортивный арбитраж как способ рассмотрения споров в области профессионального спорта (сравнительно-правовой аспект) // Спорт: экономика, право, управление. 2004. № 2.С.6.

3. Институциональный механизм разрешения спортивных споров. Базыкин А.Е. [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-335056.html. (Дата обращения: 04.04.2014).

Интересная статья? Поделись ей с другими: