Социализация одаренных учащихся в процессе социально-психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания (в условиях довузовской подготовки)

Михайлов Владимир Анатольевич - начальник отдела организации приема студентов Российского университета дружбы народов. (РУДН, г.Москва)

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы адаптации одаренных детей. Социализация одаренных детей связана с рядом сложностей, обусловленных отношением к ним социума. Особое внимание автор уделяет моделям отношений «ребенок-родители» и «ученик-учитель», так как от комфортности общения именно на этих уровнях зависит успешная социализация одаренного ребенка. Целью современной системы образования является создание максимально спокойной, комфортной и творческой обстановки для социализации и самореализации таких детей. В качестве создания такого образовательного климата в статье приводится пример работы профильных классов групп Программы «Одаренные дети» на базе Российского университета дружбы народов.

Ключевые слова: Одаренность, становление личности, общение, социализация, внутригрупповое взаимодействие, тревожность, группа риска, завышенные цели, «комплекс отличника», адаптация, модернизация образования, комфортная образовательная среда.

Статья подготовлена в рамках реализации подпроекта 3.2.1.2. «Одаренные дети» Программы стратегического развития Российского университета дружбы народов на 2012-2016 гг.

Ребенок должен быть подготовлен к жизни.

 

В настоящее время общество находится во власти глобальных изменений, охвативших все сферы жизнедеятельности человека. С момента рождения ребенок погружен в информационно насыщенную среду, что порождает новые трудности.

Последнее десятилетие характеризуется ускоренным темпом развития компьютерных технологий, определяющих, в том числе, и развитие ребенка. В настоящее время особое внимание уделяется изучению особенностей развития и условий формирования личности, так называемых, одаренных детей. И в данной работе мы делаем попытку обозначить те проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок в повседневной жизни.

Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) отмечает, что движущими силами развития и становления личности, являются общение и деятельность. В психологической теории общение рассматривается как вид деятельности, причем, совершенно особый.

Общение первично, по своей природе, и на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы человека. Потребность в общении у ребенка появляется уже в первые месяцы жизни, и в первую очередь, характеризуется взаимодействием в системе «мать-ребенок» и от того, насколько успешно будет проходить это взаимодействие, зависит дальнейшее развитие ребенка как полноправного члена общества. Семья является первичным и самым важным институтом социализации в первые годы жизни человека.

Наряду с семьей, школа является следующим важнейшим институтом социализации, который определяет успешность дальнейшего гармоничного развития личности. В этот период ребенок осваивает новый вид деятельности – деятельность учебную, а, кроме того, новую социальную роль ученика и включен в системы взаимодействия «ученик-ученик» и «учитель-ученик». Особые сложности реализации этих взаимодействий отмечаются у одаренных детей. Успешность их социализации обеспечивается, в первую очередь, адекватным отношением к ним со стороны учителя. С одной стороны, делаются попытки для реализации потенциала одаренных детей, с другой – повышенное внимание к ним со стороны преподавателей ведет к нарушению внутригруппового взаимодействия. Этот дисбаланс может выражаться как в завышенной самооценке одаренного ученика, преувеличении собственных успехов, так и во взаимном недружелюбии и проявлении агрессии со стороны ученической группы (класса).

Завышенная самооценка и «головокружение» от успехов предъявляет новые требования к деятельности одаренного ребенка, что может порождать страх неудачи, опасения не оправдать ожидания родителей и учителей. Появление страхов приводит к повышению тревожности, что может спровоцировать снижение самооценки, веры в собственные силы, утрату внутренних ресурсов для выполнения какой-либо деятельности.

Таким образом, дисбаланс в общении и деятельности одаренного школьника может привести к тому, что виртуальная (компьютерная) реальность иногда оказывается более привлекательной, нежели реальные отношения с окружающими людьми.

Решение проблемы взаимодействия «одаренный ребенок-социум» можно найти при грамотной организации общения и совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Любой ребенок в образовательном учреждении, как и вне его стен, оказывается в условиях жесткой, порой жесточайшей конкуренции, где стать успешным можно только в случае оптимального сочетания интеллектуального потенциала с личными социальными качествами человека. Поэтому именно одаренных детей, опережающих в развитии и познавательных способностях своих сверстников, в педагогической и психологической практике всегда относят к группе риска.

Проблема усугубляется тем, что одаренные дети чаще всего ставят перед собой нереалистические, завышенные цели. Не имея возможности по каким-то причинам достичь их, они рискуют нервно-психическим здоровьем.

Социализация одаренных учащихся предполагает, с одной стороны, максимальное профессиональное ориентирование, соответствующее его способностям, с другой, обогащение его социального опыта.

Выделяются три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка: деятельность, общение, самосознание.

На этапе теоретического и практического анализа проблемы социализации одаренных детей было выявлено противоречие между тем, что ведущая учебная деятельность этих учащихся является фактором не только успешности их личности, но и основной причиной социально - психологического неблагополучия.

Выделим несколько причин такого неблагополучия:

I. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет высоких результатов по всем предметам. В связи с этим у школьника развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается как драма. Оказываемое таким образом давление со стороны родителей влияет на нервно-психическое здоровье учащихся, занижение самооценки. Объясняется это тем, что любые результаты деятельности ребёнка должны заканчиваться сравнением с ожидаемыми запросами родителей. В том случае, если ребенок не «дотягивает» до необходимого уровня, определенного социальной средой, его самооценка стремительно снижается, причем не всегда по вине родителей.

У одаренного ребенка в процессе развития формируются чрезвычайно высокие личностные стандарты. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены имеющимися результатами, следствие этого – внутриличностный конфликт, заниженная самооценка и тревожность.

Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, выдающиеся достижения, которые совершаются одаренными детьми, должны формировать у них чувство уверенности в своих силах, а неадекватность самооценки должна склоняться в сторону ее завышения, а не занижения. Однако вместо позитивного самовосприятия психологи сталкиваются с неуверенностью, тревожностью и даже отчаянием ребёнка.

II. Наряду с семьей, школа является важнейшим институтом социализации, который определяет успешность дальнейшего гармоничного развития личности. В этот период ребенок осваивает новую социальную роль ученика и включен в системы взаимодействия «ученик-ученик» и «учитель-ученик». Особые сложности реализации этих взаимодействий отмечаются у так называемых одаренных детей. Успешность социализации таких детей обеспечивается, в первую очередь, адекватным отношением к ним со стороны учителя. Повышенное внимание к одаренным детям со стороны преподавателей ведет к нарушению внутригруппового взаимодействия. Этот дисбаланс может выражаться как в завышенной самооценке одаренного ученика, преувеличении собственных успехов, так и во взаимном недружелюбии и проявлении агрессии со стороны ученической группы (класса).

Учитывая специфику данной категории учащихся, в Российском университете дружбы народов на базе имеющегося центра довузовской подготовки успешно апробирована система психолого-педагогического диагностирования профильных предпочтений потенциальных абитуриентов и одаренной молодежи с целью их дальнейшей успешной социализации в вузе.

Специфика адаптации учащихся профильных классов и групп Программы «Одаренные дети» при РУДН определяется с одной стороны, психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, с другой – возможностями вуза, где учащиеся вливаются в один коллектив из разных школ, а также новыми условиями обучения. В профильные классы и группы Проекта «Одаренные дети» учащиеся приходят из обычных общеобразовательных школ города. Сложившийся стереотип поведения ребенка в учебном заведении подчас вступает в противоречие с новыми требованиями. И на первых этапах поступления и обучения каждой ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, так как ощущает себя в роли новичка. Адаптация учащихся к условиям обучения в профильных классах и в рамках Программы «Одаренные дети» не является экстремальным психологическим режимом. Вхождение в коллектив протекает безболезненно, так как довузовская образовательная среда РУДН является не только средством лучшей социализации одаренных учащихся, но и целью воспитательного процесса, в которой:

1. Минимум стрессообразующих факторов;

2. Атмосфера доверия, принятия и понимания мира юношества, поскольку никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности;

3. Атмосфера душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Среда, где используются технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся при их неизменно высоком уровне предметных знаний. (Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения);

4. Формируются информационная культура и медиакомпетентность как у учащихся, так и преподавателей, где преподаватель знает, а ребенок может научиться способам и технологиям обеспечения своей информационно-психологической безопасности;

5. Царит свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.

Суммируя вышесказанное, утверждаем, что проблема социализации учащихся профильных классов и групп Программы «Одаренные дети» при РУДН решается посредством создания комфортной безопасной образовательной среды. В существующие профильные классы РУДН, а также в группы Программы «Одаренные дети» учащиеся поступают на основании входного тестирования, задания для которого составлены с максимальным учетом образовательного уровня учащихся с целью показать абсолютную доступность получения и углубления своих знаний. Школьник должен почувствовать, что он может ответить на предложенные вопросы, он должен испытать чувство удовлетворения от осознания того, что он знает верный ответ. Большинство посещают подготовительные курсы в течение года, некоторые – в течение двух лет. Правила и структура образовательного процесса в этих учебных группах являются для учащихся абсолютно новыми и непохожими на те, к которым они привыкли в своих прежних школах. Заметно, что дети, которые занимались на курсах, быстрее и легче осваивают новые правила и режим учебы в вузе, чем новички. Подготовка в рамках профильных классов и групп Программы «Одарённые дети» при РУДН благотворно влияет на процесс социально-психологической адаптации первокурсников в вузе.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-1935.html
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Том 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookday.net/21757-a-n-leontev-izbrannye-psihologicheskie-3.html
3. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №1(09), 2012 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/litvak.pdf