Создание агрохолдинга как направление вертикальной интеграции в сельском хозяйстве

Воитлева Зара Адалгериевна - кандидат экономических наук, доцент Майкопского государственного технологического университета. (МГТУ, Майкоп, Республики Адыгея)

Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений вертикальной интеграции в сельском хозяйстве - создание агрохолдинга, обосновывается целесообразность вхождения в него предприятий сельского хозяйства, переработки, сферы обслуживания и торговли.

Ключевые слова: Агрохолдинг, вертикальная интеграция, сельское хозяйство.

Современный этап развития аграрной сферы экономики России характеризуется появлением группы успешных сельхозпредприятий, стремящихся расширить и диверсифицировать хозяйственную деятельность. Появилась тенденция приобретения одними компаниями акций других компаний, осуществление интеграционных процессов другими способами.

Интеграционные процессы в рыночной экономике обусловлены желанием снизить производственные издержки и повысить конкурентоспособность.

Создание вертикально интегрированных объединений в сельском хозяйстве сегодня особенно необходимо. Причем, более эффективны объединения предприятий, представляющих сельскохозяйственную, перерабатывающую отрасли, а также сферу обслуживания и торговли, поскольку они создают «замкнутый круг». Подобные объединения осуществляют, помимо производства сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию конечного продукта. Такому направлению вертикальной интеграции в сельском хозяйстве соответствует создание агрохолдинга.

Участие сельскохозяйственных предприятий в агрохолдинге дает им следующие возможности: перспективу устойчивого функционирования, возможность получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов, централизованное снабжение ГСМ, запасными частями, новой сельскохозяйственной техникой и оборудованием, расширение рынков сбыта сельхозпродукции, обеспечивающее ее гарантированный и выгодный сбыт.

Таким образом, экономическая целесообразность вхождения сельхозпредприятий в состав агрохолдинга состоит в том, что улучшается финансово-экономическое положение предприятия, поскольку снижается себестоимость сельхозпродукции, увеличивается объем производства и продаж за счет торгово-сбытовых возможностей агрохолдинга.

Сельскохозяйственная продукция является сырьем для производства других видов продукции. Вхождение в агрохолдинг перерабатывающих предприятий позволяет им решать проблему обеспеченности сырьем для изготовления продовольственных товаров, в случае успешной работы агрохолдинга - повысить уровень обеспеченности основными средствами, способствует освоению новых рынков сбыта продукции.

Завершает интегрированную цепочку звено, которое осуществляет оптовую и розничную реализацию произведенной продукции.

Между участниками агрохолдинга устанавливаются стабильные организационные, экономические, производственные, технологические, коммерческие связи, что приводит к сокращению потерь продукции при переходе из одного звена - в другое, обеспечивает бесперебойное функционирование всей воспроизводственной цепи.

Список литературы:

1. Лысенко, Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и интеграции / Е. Лысенко // Экономист.- 1998.- №1.- С. 80-84.
2. Псарева, Н. Холдинговые отношения (теоретические и методические аспекты) / Н. Псарева.- М.: Высшее образование и наука, 2003.- 304 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: