Масштабы  развития подготовки кадров среднего профессионального уровня во Вьетнаме в начале XXI века

Фан Чунг Киен - аспирант Шуйского государственного педагогического университета. (г.Шуя)

Аннотация: В статье приводятся количественные данные и краткий анализ  развития среднего профессионального образования во Вьетнаме в начале XXI века.

Ключевые слова: Среднее профессиональное образование Вьетнама, среднее профессиональное училище.

На протяжении всего начала XXI века во Вьетнаме можно констатировать постоянное расширение масштабов подготовки специалистов среднего профессионального уровня, что находится под постоянным вниманием со стороны Министерства образования и подготовки кадров. Основные тенденции этого процесса хорошо проявляются во всех сферах деятельности системы подготовки кадров. В конце прошлого века количество образовательных учреждений среднего профессионального уровня снизилось, что было обусловлено малочисленностью человеческих ресурсов. В ряде случаев молодежь была слабо информирована о большой роли училищ в подготовке кадров и развития экономики страны в целом. В начале XXI века был сделан огромный шаг в сфере развития образования Вьетнама. Показательным является процесс увеличения количества училищ. Если в 1999 - 2000 учебном году насчитывалось 245 профессиональных училищ среднего уровня, то уже к 2003 - 2004 учебному году в стране их было 286 [2]. Последующее незначительное снижение не повлияло на общую картину, и к концу первого десятилетия число училищ продолжало увеличиваться. Предполагается, что ряд училищ повысят свой статус до профессиональных колледжей или университетов, в этом случае сокращение количества средних учебных заведений будет связано с их развитием до уровня высшего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование во Вьетнаме можно получить в учебных заведениях разного уровня. Во-первых, это училища (как государственные, так и частные). Во-вторых, средний уровень образования можно получить в колледже или в университете на первых ступенях образования. Так, в конце 2009 года в стране были 277 средних учебных заведения, производивших подготовку кадров среднего звена. Из них 199 государственных и 78 негосударственных училищ. Вместе с ними готовили кадры среднего уровня 239 колледжей и университетов. В следующем учебном году насчитывалось в общей сложности 553 учебных профессиональных учреждения: 246 средних училищ (на 8 больше по сравнению с прошлым годом), 201 колледж (из них 12 приобрели этот статус 2009/10 уч. году), 74 университетов и 32 прочих учебных заведений, приравненных к среднему уровню.

В 2010 - 2011 учебном году среднее специальное образование можно было получить в 581 учебном заведении, в том числе: 265 училищ (из них 91 – частное), 205 колледжей и 78 университетов (выдавали диплом среднего образца после окончания первой ступени образования) и 33 прочих учебных заведений, приравненных к училищам (например, некоторые средние школы, обладающие достаточным образовательным потенциалом) [1].

Сильное развитие среднего профессионального образования видно и из такого показателя, как быстрого увеличения числа учащихся. На начало XXI века насчитывалось 182994 студентов, а через 10 лет, к 2010 - 2011 учебному году контингент увеличился более, чем в три раза. Несмотря на незначительное сокращение количества училищ среднего уровня, количество студентов постоянно растет: в 2000 - 2001 оно составляло 254535 человек, в 2001 - 2002 было 271175 человек, 2002 - 2003 – 309807 студентов, а к 2007 - 2008 учебному году контингент увеличился более чем до полумиллиона (515670) [2]. Эти данные свидетельствуют о скачкообразном росте количества студентов, обучающихся по программам среднего профессионального уровня. В 2009-2010 учебном году только в учреждения среднего профессионального образования были приняты 332285 человек (из которых 309049 по дневной форме обучения, 23236 – по заочной). Масштабы роста на 2010 - 2011 год: всего обучалось 673196 студентов.

Подготовка будущих специалистов распределена неравномерно в зависимости от популярных специальностей. Так, наиболее привлекательные специальности связаны с организацией и ведением бизнеса и медицинском обслуживании. Учитывая, что Вьетнам является аграрной страной, тем не менее, специальности, соответствующие этой особенности, не слишком востребованы у населения и составляют всего 3% (сельское и лесное хозяйство).

Во Вьетнаме существуют следующие проблемы с подготовкой кадров среднего уровня. Несмотря на увеличивающееся общее количество студентов, целевой набор по необходимым специальностям выполняется в последнее время лишь на уровне 75%. Основная причина связана с трудностями экономической жизни в стране и возможностями трудоустройства после окончания учебного заведения. В ряде случаев недостаточно вкладывается инвестиций в некоторые отрасли экономики, что делает их малопривлекательными для выпускников училищ.

Список литературы:

1. Bộ Giáo dục và Đào tạo. Báo cáo tổng kết năm học 2010 – 2011 và phương hướng nhiệm vụ năm học 2011 – 2012. Hà Nội, 2011. (Документы Министерства образования и подготовки кадров: Отчет за 2010 – 2011 учебный год и  задачи на предстоящий 2011 – 2012 учебный год: Ханой, 2011).
2. Bộ Giáo dục và Đào tạo. Thống kê giáo dục từ 1999 đến 2011. Hà Nội, 2011. (Документы Министерства образования и подготовки кадров: Статистический отчет за 1999 - 2011 год: Ханой, 2011).

Интересная статья? Поделись ей с другими: