Состояние проблемы педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Пупышева Анна Владимировна - аспирантка кафедры «Пения и хорового дирижирования» Московского городского педагогического университета. (г.Москва)

Аннотация: В статье рассматривается состояние проблемы педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: Педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств младших школьников, область музыкальной терапии на уроках музыки в общеобразовательной школе, проблема психоэмоциональных нарушений у детей.

Современный педагогический процесс, связанный с личностно-ориентированным образованием, где главным результатом является личность школьника, предъявляет свои запросы к педагогической профилактике психоэмоциональных расстройств младших школьников в общеобразовательной школе. Возрастающее количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью вызывает необходимость разрешения проблемы компенсации эмоциональных нарушений и современной ее коррекции. Поэтому в теории и образовательной практике назрел вопрос о необходимости разработке технологий и методов педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников. В то же время данная проблема недостаточно разработана, отсутствуют специальные учебные пособия, программы, комплексы дидактических материалов, нет рекомендаций для школ и учителей младших классов.

Современные методики педагогов-практиков ориентируются в основном на решение и коррекции сложившихся проблем с учащимися, а именно неврозов, психоэмоциональных расстройств, агрессивного поведения и др. Но основные факторы формирования личности ребёнка должны также включать педагогическую профилактику психоэмоциональных расстройств.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка и формирования его устойчивого психоэмоционального состояния. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет.

Рассмотрим в статье состояние проблемы педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе на данный момент.

Такого рода профилактика не входит в образовательные стандарты и используется учителями музыки по желанию, поэтому в основном учебный процесс направлен на прохождение программы и изучение музыкального материала. Однако вне учебное время все большую популярность приобретает интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения психического здоровья ребенка. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

Музыкальную терапию применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, психические отклонения, аутизм. Как интегративный метод музыкалотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.

В литературе существует огромное количество источников составляющих труды ведущих психологических школ и направлений и некоторые даже использовали музыку: гуманистическая психология А.Маслоу, Э.Флобера; концепция отношений личности В.Мясищева; телесно-ориентированная терапия В.Райха, А.Лоуэна; рациональная терапия П.Дюбуа; когнитивная терапия А.Бэка, А.Эллиса; методика вокалотерапии по С.В.Шушарджану; позитивная терапия Н.Пезешкина; поведенческая терапия Б.Скиннера; гештальттерапия Ф.Перлза; психосинтез Р.Ассоджиоли; биосинтез Д.Боаделла; экзистенциальная психология Р.Мэя, И.Ялома; терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно; терапия материнской любовью Б.З.Драпкина; мультимодальный подход в консультировании А.Лазаруса.

Также сегодня в педагогике и психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих особенности и проблемы психоэмоционального развития младших школьников. Перечислим некоторые из них: теория созревания А.Гезела, этологическая теория К.Лоренца, Н.Тинбергена и Дж.Боулби, психолого-педагогическая теория М.Монтессори, ортогенетическая тория Т.Вернера, условно-рефлекторные теории И.И.Павлова, Дж.Уотсона, теория социального научения А.Бандуры, психосоматическая медицина З.Фреда, Ф.Данбара, Ф.Александера теория когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.Колберга, теория развития детского опыта Э.Шехтеля, деятельностный подход А.Н.Леонтьева – А.Р.Лурия и теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина. Это указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы  психики.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д.

В 1888 году в Германии вышла работа Прейера «Душа ребенка» - первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, - книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX века, и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А.Адлер, А.Бине, Дж.Болдуин, Карл и Шарлота Бюлер, А.Гезелл, Э.Клапаред, Ж.Пиаже, З.Фрейд, С. Холл, В.Штерн, Б.Аркин, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Б.Залкинд, А.П.Нечаев, Г.А.Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисин, А.Р.Лурий, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии: А.Бандура, Д.Боулби, У.Бронфенбреннер, А.Валлон, Х.Вернер, Л.Кольберг, Б.Скиннер, Э.Эриксон и др.

Изучение сенсорно-перцептивных процессов, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и психомоторных характеристик позволило выявить ряд особенностей младших школьников. Закономерности формирования учебной деятельности и специфики её развития, характерные для этого возраста, выявлены многими исследованиями; показаны особенности развития личности младшего школьника: мотивационной сферы, самосознания и самооценки, характера, нравственных сторон, социальных ориентации. Результаты изучения закономерностей психического развития, особенностей психических процессов и становления личности, а также специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников. Это научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области исследования психологии эмоций: К.Э.Изарда, Л.С.Выготского, А.И.Копытина, А.Н.Леонтьева; методов арттерапии: Д.Дилео, Л.Д.Лебедевой, Э.Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г.Л.Исуриной, М.В.Водинской, Г.А.Урунтаевой.

По книге В.Г.Алямовской и  С.Н.Петровой «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей школьного возраста». В ней рассматриваются способы коррекции у детей психоэмоционального напряжения путем правильной организации сна, питания, режима дня, физического воспитания. Приводятся конкретные психотехнические методы предупреждения и снятия напряжения: приемы занимательного аутотренинга для детей. Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро.

Классические исследования В.Штерна и К.Бюлера обнаружили специфическую динамику эмоциональной сферы в детстве. Было выделено три основных свойства эмоционального процесса на самых ранних этапах развития ребёнка:

1) сила, связанная с немедленным и непосредственным реагированием организма на неудовлетворение (или удовлетворение) витальных потребностей;

2) кратковременность реакции; 3) парадоксальный и неопределённый характер эмоционального реагирования, то есть, "эмоциональная неоднозначность".

Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности. От работ А.Ф.Лазурского и Г.Я.Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований и особенностями эмоциональной сферы.

Для коррекции и профилактики психоэмоционального состояния И.Н.Калинаускас создал методику ДФЛ (Дифференцированные Функциональные Состояния), которая представляет собой систему управления психической энергией человека, позволяющую формировать заданные функциональные состояния — 16 вариантов. Приемы формирований состояний закодированы краткими символами, семантический и функциональный объем которых задается в процессе обучения.

В книге «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» авторов В.Г.Алямовской и С.Н.Петрова раскрывается сущность и причины психоэмоционального напряжения у детей, авторы показывают возможные способы его предупреждения в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Особое внимание они уделяют методике организации детского сна, режима жизнедеятельности, оздоровительных игр, ритмопластики, виброгимнастики, аутогенной тренировки.

По данным В.А.Колиеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в младшем школьном возрасте. Поступление в школу, переход к более взрослой жизни происходит достаточно тяжело, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев — невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства.

Т.Г.Ветрила отмечает огромное влияние функциональности семьи на психоэмоциональное состояние ребенка и как оно связано с нарушениями психического развития. Отмечает, что негативное психоэмоциональное состояние с преобладанием тревоги, депрессии, угнетенности и подавленности, чувства незащищенности, отверженности и покинутости, выявлено у детей, растущих в дисфункциональных семьях, в то время как дети из семей с благоприятной психологической атмосферой отличались оптимистичным эмоциональным фоном и преобладанием чувства защищенности.

Р.А.Кистенева приводит методику коррекции психоэмоциональное напряжение младших школьников с применением биологической обратной связи. Метод биологической обратной связи (БОС) основан на том, что, благодаря современным технологиям медицинской кибернетики, человеку может быть представлена информация об его психоэмоциональном состоянии в виде определенного рисунка-образа на экране компьютера. Это дает возможность человеку искать способы направленного воздействия на свое состояние, управлять им, соответственно человек приобретает навыки самокоррекции своих эмоций, уровня напряжения, состояния стресса. На занятиях с детьми используется программно-аппаратный комплекс «Бостон», предназначенный для адаптивного биоуправления на основе биологической обратной связи по динамике параметров сердечного ритма человека (авторы: Я.С.Пеккер и Н.Г.Бразовская, разработка СибГМУ).

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств на уроках музыки. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравиться, но даже раздражать».

Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю.Завьялова (1995), К.Швабе (1974) и др.

В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон, 1973). В 1982г. в Берлине вышла книга Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку. Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного возраста.

В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н.М.Щелованова, давшего физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу».

Изменение психоэмоционального состояния детей с невротическими нарушениями при применении сказкотерапии разработал А.Ю.Знаменский, А.А.Подчуфарова (Институт психологии и психиатрии СГМУ).

Но применяются данные методики в общеобразовательном процессе очень редко, а ведь ребенок проводит большую часть времени именно в школе. Поэтому при выявлении на теоретическом и практическом уровнях потенциальных возможностей использования музыкального искусства в процессе профилактики детских психоэмоциональных расстройств позволит обогатить профессиональную деятельность учителей музыки общеобразовательных школ.

На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её профилактики и коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Чем больше работ в области музыкальной терапии, тем отчетливее осознается безбрежность этого направления. Эффективность функциональной музыки в различных областях клинической и восстановительной медицины уже давно не вызывают сомнений. Однако успешные попытки ее применения в совершенно непривычных для стандартного мышления сферах человеческой деятельности, такой как педагогика, значительно расширяют наши представления о возможностях и значении искусства для младших школьников и в принципе человеческой цивилизации в целом, открывая совершенно новые и неожиданные грани.

Список литературы:

1.    Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 2005.
2.    Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
3.    Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М., 2001.
4.    Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990. №6. С. 68-74.
5.    Шушарджан С.В.  Исследование влияния различных видов музыкальных воздействий на жизнедеятельность культивируемых клеток меланомы, как модель изучения неспецифического акустико-биорезонансного эффекта. М., 1999.
6.    Шушарджан С.В.  Руководство по музыкотерапии. М., 2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: