УДК 614.841

Бизнес-центры и требования пожарной безопасности

Фирсова Татьяна Федоровна – доцент кафедры «Пожарная безопасность в строительстве» Академии государственной противопожарной службы МЧС России  

Ницаков Игорь Владимирович – магистрант Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация: Статья посвящена нормативным проблемам обеспечения пожарной безопасности бизнес-центров. Обосновано отнесение бизнес-центров к многофункциональным зданиям. Представлен анализ статистических данных по пожарам и их последствиям в административных зданиях, приведен краткий обзор нормативной терминологии, влияющей на взаимосвязь критериев пожарно-технической классификации. Предложена логическая последовательность рассматриваемой взаимосвязи. Дана оценка влияния расчета пожарного риска на уровень пожарной безопасности бизнес-центров, перечислены возможные пути решения проблем по реальному повышению уровня пожарной безопасности.

Ключевые слова: бизнес-центр, статистика пожаров, пожарный риск, повышение уровня пожарной безопасности.

Идея создания бизнес-центров в нашей стране реализовалась после вступления в силу закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (Закон СССР от 19.11.1986). Только в столице успешно функционируют 1715 бизнес-центров [1]. В 2022 г. строились, достраивались и сдавались в эксплуатацию 14 крупных объектов коммерческой офисной недвижимости, преимущественно высотных (более 50 м) или повышенной этажности (более 28 м) с общей площадью каждый от 40 до 315 тыс. м2 [2].

Обратить внимание на пожарную безопасность бизнес-центров заставил очередной «жареный петух» – пожар, случившийся 3 июня 2022 года в БЦ «Гранд Сетунь плаза» и приведший в негодность 10-этажное здание общей площадью 76 тыс. м2 [3].

С точки зрения пожарной опасности здания бизнес-центров напоминают прототипы домов-коммун (1920-1930 гг.) с их набором жилых помещений, столовых, прачечных, бань, кладовок и т.д., в современной интерпретации, с разбросом величин удельной пожарной нагрузки диапазоном 60-2000 МДж/м2 и больше:

  • апартаменты;
  • административные помещения – кабинеты, офисы, переговорные, залы для совещаний, конференций, выставок, библиотеки, архивы;
  • предприятия питания – столовые, кафе, рестораны;
  • физкультурно-оздоровительные учреждения – фитнес-центры, тренажерные залы, банные комплексы, бассейны;
  • банки;
  • предприятия услуг населению – пункты выдачи/приема заказов, приемные пункты химчисток и прачечных, парикмахерские, кабинеты стоматолога, окулиста, юриста, нотариуса;
  • предприятия торговли промышленными товарами и продуктами питания;
  • технические, складские, загрузочные помещения;
  • автостоянки встроенные.

.

Действующие правовые нормативные документы четко определяют требования пожаробезопасности к сооружениям разного типа, и к так называемым многофункциональным зданиям/комплексам зданий, к которым относятся современные бизнес – центры. Но они не учитывают фактор частой смены пользователей и арендаторов помещений, либо групп помещений и даже целых этажей, которые каждый раз выполняют перепланировку под конкретную деятельность организации (коворкинги, опен-спейсы, смарты, хабы и т.п.). Напомним, что это происходит в эксплуатируемом здании с существующими системами противопожарного и инженерного обеспечения, где трансформация планировочных решений приводит к потере эффективности и работоспособности таких систем.

Исходя из Постановления [4] бизнес-центры в основном относятся к категории умеренного и/или низкого риска, однако статистика пожаров [5, 6] свидетельствует об увеличении числа и жертв пожаров в административных зданиях в 2022 году (рис. 1).

1

Рисунок 1. Статистические данные по пожарам в административных зданиях за шесть месяцев 2022 года и аналогичный период 2021 года.

Отмечаемый статистикой [5, 6] рост числа пожаров (и их жертв) в зданиях массового пребывания людей или административных зданиях, бесконечная смена арендаторов, повышенная вероятность того, что в ходе эксплуатации будет изменена планировка помещений, наконец, политика, направленная на ограничение деятельности надзорных органов за обеспечением пожаробезопасности архитектурных объектов и безопасности людей, в них находящихся, требуют продуманного и обоснованно гибкого подхода, гарантирующего пожаробезопасность бизнес-центров.

Безусловно, бизнес-центры представляют собой многофункциональные сооружения или комплексы сооружений/зданий, со всей инфраструктурой, требующейся для ведения административной и деловой деятельности. Разногласия в профессиональном сообществе по поводу зданий/комплексов, которые следует считать многофункциональными, продолжались до 2014 года, и не прекратились после выхода СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования» с явными ошибками в приложении Б, ограниченном им наборе помещений (табл.1) и размытыми терминами (табл. 2).

Таблица 1. Набор классов функциональной пожарной опасности размещаемых помещений.

Наименование помещений

Класс ФПО

1 Жилые помещения для постоянного и временного проживания

1.1 Квартиры

1.2 Апартаменты квартирного типа

1.3 Пентхаусы

1.4 Номера гостиниц

1.5 Апартаменты гостиниц

 

Ф 1.3

Ф 1.3

Ф 1.3

Ф 1.3

Ф 1.3

2 Общественные помещения для организации мест приложения труда и обслуживания населения

Перечень помещений - в соответствии с СП 118.13330 []

Таблица 2. Некоторые термины СП 160.1325800.

Термин

Дефиниция

Многофункциональное здание

Здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента, взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов.

Многофункциональный комплекс

Комплекс, включающий два и более здания различного функционального назначения (в том числе многофункциональные), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов.

Функционально-планировочный компонент здания

Группа помещений, обеспечивающих выполнение определенного процесса (проживания, сервисного обслуживания, досуга и др.).

Вышеуказанный СП предлагает:

  • во-первых, устанавливать основания и критерии пожарно-технической типологии и классификации согласно своду правил СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  • во-вторых, обязательно выделять помещения жилой составляющей как пожарный отсек и ограничивать его площадь 4000 м2.

СП 456.1311500.2020 «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности» (табл. 3) заметно более строго и четко раскрывает понятие многофункционального сооружения/здания.

Таблица 3. Некоторые термины СП 456.1311500.

Термин

Дефиниция

Многофункциональное здание

Здание, включающее в свой состав два и более самостоятельных (с возможностью независимого использования) пожарных отсека или части здания различных классов функциональной пожарной опасности, взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов (горизонтальными и/или вертикальными

коммуникациями - проходами, переходами, лестницами, галереями и т.п.).

Примечание.

1. Здания, имеющие одно функциональное назначение, но включающее в свой состав части или помещения различных классов функциональной пожарной опасности, предусмотренные по процессу деятельности, а также для обслуживания основного функционального контингента и обеспечения эксплуатации объекта в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по пожарной безопасности, к многофункциональным зданиям не относятся.

2. Здание, состоящее из пожарных отсеков, имеющих самостоятельные пути эвакуации, многофункциональным не является при условии, что каждый из этих отсеков имеет определенный класс функциональной пожарной опасности.

СП 456.1311500.2020 жестко ограничивает локализацию помещений, относящихся к классу Ф5 пожарной опасности – только пристроенные, и это странно:

  • автостоянки практически всегда проектируются и выделяются как самостоятельный отдельный отсек пожарный, встраивание которого возможно в гражданские здания/комплексы любых классов (Ф1-Ф4) функциональной пожароопасности;
  • помещения-трансформаторные, оснащенные сухими трансформаторами, разрешено встраивать/включать даже в сооружения/комплексы класса Ф1 функциональной пожароопасности.

Особенно непонятно предписание СП 456.1311500.2020 определять в многофункциональном сооружении/здании разрешенную площадь пожарного отсека, исходя из самых минимальных значений (относительно площади этажа), установленных для частей, выполняющих конкретные функции и входящих в конкретный отсек, и имеющих любые классы функциональной пожароопасности.

Получается, если на объекте есть банкомат (0,84 м2) или пункт выдачи заказов (10 м2), а это объекты бытового обслуживания населения, к которым установлены самые жесткие требования взаимосвязи основных критериев пожарно-технической спецификации, именно по ним и нужно определять разрешенную площадь территории пожарного отсека, хотя, например, офисные помещения занимают 90 процентов площади всех этажей здания.

Гораздо более логичным представляется:

  • определение процентного соотношения площадей (территорий) различных классов (Ф1-Ф4) функциональной пожароопасности в здании/сооружении/комплексе зданий с основными показателями пожарной нагрузки;
  • расчетная оценка пределов огнестойкости главных несущих конструкций многофункционального здания;
  • моделирование динамики опасных факторов воздействия пожара для всех установленных показателей пожарной нагрузки;
  • выбор взаимосвязи критериев пожарно-технической классификации по наихудшим результатам моделирования.

Такая последовательность позволит обосновать взаимосвязь критериев пожарно-технической классификации.

Но, если технические проблемы обеспечения пожарной безопасности имеют возможность решения, то проблема пренебрежения владельцами или эксплуатирующими компаниями требованиями пожарной безопасности остается чрезвычайно острой.

Консультации, предупреждения, штрафы, судебные разбирательства по вопросам нарушений требований пожарной безопасности, получив «звание» административного барьера, перечеркиваются продолжающимися мораториями, решениями судов в пользу нарушителей, обвинениями инспекторов госпожнадзора в некомпетентности и т.д.

Страну накрыла истерия по поводу просчетов пожарной безопасности, отметающая мнение научного сообщества, переводящая структуру обеспечения пожаробезопасности объекта в некую платную услугу (аудит уровня пожарной безопасности, независимая оценка рисков). А задачей такой услуги является хорошо оплаченное, но «притянутое» доказательство возможности отказа от одной, а лучше нескольких систем противопожарной защиты.

«Притянутое» потому, что:

  • методики расчета пожарного риска списаны (так называемый аутентичный текст) с американского и голландского стандартов (директив) и максимально упрощены;
  • программное обеспечение до настоящего времени не верифицировано;
  • расчетчики не аккредитованы на выполнение расчетов и не несут никакой ответственности за полученные результаты.

Действуют законы «О техническом регулировании», «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», определившие, что обязательные требования размещены в нормативных подзаконных актах. Есть нормативные акты «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», а также «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», регламентирующие данные требования. Осталось только строго их соблюдать, а не изыскивать любые возможности, чтобы их не выполнять.

Обеспечение пожарной безопасности бизнес – центров с их протяженной коридорной планировкой и количеством людей на этаже порядка 200 человек требует неукоснительного выполнения обязательных требований.

Список литературы

  1. Каталог региональной недвижимости. Бизнес-центры Москвы [Электронный ресурс] URL: aru (дата обращения 20.02.2023).
  2. Сайт о строящихся объектах России. 14 самых ожидаемых строящихся Бизнес-Центров Москвы 2021- 2023 год [Электронный ресурс] URL: rusdevelopers.ru (дата обращения 18.02.2023).
  3. Фролова М., Набаткина К., Перевощикова М., Солдатов Р., Костенко Я. В огненном плену: почему случился пожар в московском бизнес-центре [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/1344578 (дата обращения 21.01.2023).
  4. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (ред. от 28.09.2022) «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 128492 (дата обращения 20.01.2023).
  5. Пожары и пожарная безопасность в 2021 году: статист. сб. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. 114 с. [Электронный ресурс] URL: https://ptm01.ru/assets/images/biblioteka/Статистика/2021/ВНИИПО/pozharyi-i-pozharnaya-bezopasnost-2021.pdf (дата обращения 20.01.2023).
  6. Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России [Электронный ресурс] URL: https://docs.yandex.ru/docs/analiz-obstanovki-s-pozharami-i-ih-posledstviya mi-na-territorii-rossiyskoy-federacii-za-6-mesyacev-2022-g_1658907019635792 525 (дата обращения 15.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: