УДК 31

Отказ молодежи от высшего образования как социальный феномен XXI века

Сян Юймо – абитуриент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В настоящее время все больше молодых людей отказываются от получения высшего образования. Такая тенденция наблюдается во многих странах. Несмотря на то, что в разных странах системы образования различаются, причины, по которым молодежь не хочет или не может получить высшее образование, идентичны. Выявлению этих причин посвящена данная статья.

Ключевые слова: высшее образование, молодежь, отказ от обучения, альтернативные способы обучения, знания и навыки.

На протяжении многих поколений университет был мечтой выпускников школ и их родителей. Получение высшего образования считалось престижным; это был шанс добиться успеха во взрослом мире, получить или повысить свою квалификацию и устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Однако в XXI веке ситуация меняется. Согласно исследованию Superjob в 2020 году только 43% выпускников школ собирались продолжать обучение в высшем учебном заведении. Для сравнения в 2010 году данный показатель составил 80% [1]. Согласно данным НИУ ВШЭ снижение спроса на высшее образование наблюдается с 2005 года. Так, в 2005 в России прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составил 1,641 млн. человек, в 2010 – 1,4 млн. человек, к 2021 году данный показатель снизился до 1,129 млн. человек (рис. 1) [2]. Только с 2010 года число поступивших сократилось на 19,3%.

1

Рисунок 1. Число поступивших в высшие учебные заведения в России, млн. чел. [2]

Тенденция к отказу молодежи от высшего образования наблюдается не только в России, но и в других странах. Например, в США за 2011-2019 гг. прием в колледжи по всей стране упал примерно на 11% (рис.2). Каждый сектор – государственные школы, муниципальные колледжи, коммерческие и частные гуманитарные школы – ощутил упадок, хотя особенно болезненным он был для небольших частных колледжей, где в некоторых случаях учреждения были вынуждены закрыться [3].

2

Рисунок 2. Число поступивших в высшие учебные заведения в США, млн.чел. [3]

Таким образом, молодые люди ставят под сомнение необходимость поступать в высшие учебные заведения. Проанализировав различные источники, мы определили основные причины данного феномена.

Прежде всего, стоит отметить снижение престижности высшего образования. Молодые люди по всему миру видят, что успеха можно добиться и без диплома – а учеба в университете кажется впустую потраченным временем. Сильное влияние на школьников оказывают и примеры молодых звезд шоу-бизнеса: в юные годы они уже активно демонстрируют с экранов свое богатство, которого добились без высшего образования.

К высшему образованию меняется отношение не только молодежи (школьников и студентов), но и работодателей. По данным hh.ru, за прошлый год требования к высшему образованию были указаны в 30% вакансий, к среднему специальному – в 13%, а в большинстве вакансий (58%) работодатели не высказывают никаких требований к образованию [1].

Китайский исследователь Ченг Ян утверждает, что ценность научной степени, дипломов, сертификатов, подтверждающих высшее образование, ставится под сомнение больше, чем когда-либо. Автор отмечает: «в целом, степени по-прежнему играют ведущую роль, но мы постепенно движемся к тому, чтобы сосредоточиться на приобретении навыков, а не на степенях» [4]. Таким образом, молодежь сосредотачивается на освоении лишь тех навыков и получении тех знаний, которые действительно могут им пригодиться.

Зачастую для получения знаний и навыков, молодые люди используют альтернативные средства обучения. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии, в особенности сеть Интернет, открывают людям доступ практически к любой не конфиденциальной информации. Существует множество онлайн-платформ для обучения, в том числе и бесплатного [5]. Р. Зельцер в своей статье представил результаты опроса о том, интересуются ли молодые люди различными альтернативными вариантами образования и есть ли у них опыт работы с ними. Видео платформа YouTube оказалась основным источником информации. Почти половина респондентов сказали, что посещали занятия на YouTube. Пятая часть заявила, что у них есть опыт онлайн-обучения там, а 27% сказали, что они учились на платформе на момент опроса [5].

Нельзя отбрасывать и финансовый фактор. Обучение в высшем учебном заведении с каждым годом становится все более дорогим. Ю. Ильина отмечает, что «далеко не у всех семей есть деньги на оплату обучения в вузе – в том случае, если ребенок не смог поступить на бюджет. И, даже не платя за само образование, не все могут содержать ребенка на протяжении 4–6 лет учебы, порой оплачивая еще и общежитие» [6]. Для получения высшего образования в университете требуется 4-5 лет. В это время многие учащиеся могут с трудом сводить концы с концами без финансовой поддержки со стороны родителей, а на некоторых специальностях трудно устроиться на работу с частичной занятостью, чтобы покрыть расходы на проживание. Поэтому зачастую молодые люди выбирают рабочие профессии, для которых высшее образование не требуется.

Таким образом, требования и отношение к высшему образованию у молодежи в настоящее время меняется. Для этого существует ряд причин:

  • снижение престижности высшего образования;
  • отказ многих работодателей от требования к образованию соискателей;
  • возможность получать необходимые знания и навыки с помощью альтернативных методов обучения;
  • высокая стоимость обучения в университетах;
  • желание зарабатывать деньги вместо обучения.

Необходимо признать, что альтернативные инновационные модели обучения начинают выступать в приоритете для молодежи образовательным системам, и для них не потребуется 4 или 5 лет обучения.

Список литературы

  1. Баландина А. Учеба со слезами на глазах: почему россияне не хотят поступать в вузы [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/03/20/13518608.shtml?updated (дата обращения: 14.02.2023).
  2. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022.
  3. Надворни Э. Меньше студентов поступает в колледж. Вот почему это важно [Электронный ресурс] URL: https://www.npr.org/2019/12/16/787909495/fewer-students-are-going-to-college-heres-why-that-matters (дата обращения: 14.02.2023).
  4. Ченг Ян. Четыре проблемы нашей модели высшего образования и способы их решения [Электронный ресурс] URL: https://cn.weforum.org/agenda/2020/01/wo-men-de-gao-deng-jiao-yu-mo-shi-mian-lin-si-da-tiao-zhan-ji-ying-dui-fang-shi/ (дата обращения: 14.02.2023).
  5. Зельцер Р. Почему люди не идут в колледж? [Электронный ресурс] URL: https://www.nbcnews.com/news/us-news/americans-are-increasingly-dubious-going-college-rcna40935 (дата обращения: 14.02.2023).
  6. Ильина Ю. Почему дети не хотят получать высшее образование? [Электронный ресурс] URL: https://aif.ru/society/education/i_v_vuz_ne_duyut_pochemu_deti_ne_hotyat_poluchat_vysshee_obrazovanie (дата обращения: 14.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: