УДК 339.97

Геополитическая и геоэкономическая роль современного Таджикистана в Центральноазиатском регионе

Митрофанов Никита Михайлович – аспирант кафедры Экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В статье анализируется геополитическое и геоэкономическое положение современного Таджикистана в регионе Центральной Азии, описывается историко – культурная и политологическая особенность этой страны. Было выявлено, что Россия для Таджикистана остаётся значительным военно-политическим и в меньшей степени – экономическим партнёром. Важнейшей внешнеполитической задачей России в отношении Таджикистана является вступление этой страны в ЕвразЭС. В статье анализируется потенциал развития экономики Таджикистана на примере туристического сектора.

Ключевые слова: Таджикистан, гражданская война, Эмомали Рахмон, ЕвразЭс, персоязычные народы, таджико – афганская граница, гидроэнергетика, Рогунская ГЭС, туризм.

Таджикистан и в частности, президент страны Эмомали Рахмон за последние 20 лет научились грамотно балансировать во внешней политике между Китаем, Центральноазиатскими странами и Россией. Если проанализировать внешнюю политику Таджикистана, то можно заметить, что в ней нет какого-то одного резко доминирующего вектора. Таджикистан - член ОДКБ, но в ЕврАзЭС он не вошёл. Во многом потому, что таджикам не во всех аспектах выгодно входить в ЕврАзЭС. В случае вступления Таджикистана в ЕврАзЭС, Таджикистан будет обременён лимитами и ограничениями в торговле со странами, не входящими в таможенный союз, как например, Беларусь. Сейчас же Таджикистан может торговать с Китаем, Турцией и другими евразийскими странами без дополнительных таможенных ограничений. По вопросам безопасности Таджикистану выгодно сейчас быть в союзе с Россией. Но по вопросам экономики - далеко не во всём, о чём открыто говорят все ведущие эксперты по Таджикистану. По вопросам экономики таджикам выгодно балансировать между Китаем, Центральноазиатскими странами, Турцией, которая очень активно в политическом и экономическом отношении проникает в Центральную Азию. В этом - значимый успех внешней политики президента Эмомали Рахмона.

Отношения Таджикистана и Ирана отличаются частой противоречивостью. Страны зачастую то сближаются, то - отдаляются. Из-за гражданской войны в Таджикистане, страны поначалу отдалились в политическом плане, но потом сблизились. Иран в то время финансировал строительство жилых домов в Душанбе, вкладывал значимые инвестиции в страну. После этого, политическая ситуация обострилась и отношения двух стран прервались. Сейчас же, опять наблюдается ренессанс таджико-иранских отношений. Это отчасти связано с тем, что Таджикистан очень ревностно относится к попыткам влиять и диктовать извне. Во взаимоотношениях с Таджикистаном уже ни одна из региональной державы не пытается открыто диктовать республике свои условия. Ни Иран, ни Китай, ни Россия сейчас не пытаются диктовать свои политические и экономические условия Таджикистану. В этом нюанс политики Рахмона, как и Назарбаева - умение балансировать. Так, в своё время Назарбаев сближался то с Западом, то с Россией, то с США. [1] Но, у Таджикистана есть одна проблема, которая сильно волнует США - граница с Афганистаном. Этот фактор всегда будет «вкусным куском» для американской внешней политики. В настоящее время для США интересна в политическом плане и граница с Таджикистана с Китаем.

Таджикистан, таким образом, к настоящему времени перестал быть геополитическим тупиком, коим он был много лет. К концу 19 века Российская империя закончила процесс завоевания Центральной Азии. Тогда этот регион не был единой страной – в те времена существовал Бухарский и Хованский эмират. После покорения этих регионов и возник вопрос раздела влияния двух империй (Российской и Британской). Британцы забрали под контроль Афганистан, Россия забрала границу до Афганистана с севера. В геополитическом плане сейчас Британию заменили США, Российскую империю - Российская Федерация. Сферы влияния остаются разграниченными и сейчас вдоль реки Пяндж. Таджикистан - не часть России, но Россия пытается контролировать часть границы Таджикистана. [2] В Афганистане было очень активное присутствие США до лета 2021 года, после чего США вывели свои войска из этой страны.

По большинству политических прогнозов, в регионе Средней Азии развернётся довольно активное противостояние США и Китая. Во внешнеполитическом плане, Иран и Турция пока не могут составить политическую конкуренцию США, Китаю, России. После того, как президентом в Узбекистане стал Мирзиёев, начались очень активные попытки втянуть страну в ОДКБ и в ЕврАзЭС. Попытки предпринимались на уровне бывшего премьер-министра России Дмитрия Медведева, но Таджикистан втянуть в ЕврАзЭС втянуть пока не удалось. Россия, по-видимому, будет предпринимать попытки втянуть Узбекистан в ЕврАзЭС и по возможности, в ОДКБ. Если Узбекистан войдёт в ЕврАзЭС, то и Таджикистан вероятнее всего будет вынужден войти в ЕврАзЭС, поскольку в таком случае, почти все границы вокруг страны, кроме таджико-китайской окажутся «в руках» ЕврАзЭС. Поэтому, задача российской элиты - втянуть Таджикистан в ЕврАзЭС для того, чтобы приблизиться к экономическим границам Туркменистана. А Туркмения - страна, граничащая с Ираном. Если эта континентальная экономическая система сложится, Евразия в геополитическом отношении полностью разделится на 2 полюса. Одной из сторон будет: Китай, Россия, Иран, Северная Корея, с другой – Индия и западоориентированные страны. [3]

В контексте вопроса о преемственности поколений возникает вопрос, кто же будет следующим президентом Таджикистана. Если приехать в Таджикистан и пообщаться с людьми, которыми им интересуются, то часто можно услышать имя сына Эмомали Рахмона, действующего мэра Душанбе – Эмомали Рустама.В своё время передача Назарбаевым власти своему преемнику Токаеву очень сильно озадачила всех на постсоветском пространстве, в первую очередь, Россию, Беларусь и Таджикистан. Особенно большой вопрос возникает по будущей политической системе в Таджикистане. Этот вопрос остаётся открытым.

Эмомали Рахмона все в Центральной Азии видят и знают, поскольку помнят его ещё со времён гражданской войны, этот человек - фигура международного значения. Он общался и имел конструктивные политические отношения в своё время с такими историческими фигурами, как Масуд, Нури, Раббани, Ельцин, Путин, Каримов, Назарбаев. Президент Эмомали Рахмон - это пример - уникальной личности регионального значения.

Азербайджанский опыт и передача власти в Азербайджане от отца к сыну стала возможной исходя из 2-х факторов: консенсуса элит и того, что все внешние соседние региональные державы знали о таких планах: и Турция, и Россия, и Иран. Сложно сказать, насколько такое развитие событий возможно в Таджикистане. Тем не менее, у таджикских элит есть понимание, что на смену нынешнему президенту Эмомали Рахмону может прийти его сын Эмомали Рустам. Насколько это воспринимается обществом - сложно сказать. Тем не менее, по всей видимости, это - вопрос открытой преемственности. В случае неожиданного ухода такой главы государства, как Рахмон возможно разное развитие ситуации. [4] Но, нынешней таджикской элите необходимо отдать должное - она имеет достаточно хорошие и конструктивные отношения со всеми своими соседями. Хорошие отношения с Китаем, Узбекистаном, с, ровные и конструктивные отношения с афганскими талибами, с афганским руководством. Лишь с Кыргызстаном у Таджикистана время от времени возникают пограничные конфликты. Этнические таджики, проживающие в Афганистане в настоящее время уже вряд ли будут пытаться дестабилизировать Таджикистан, как это происходило во время гражданской войны в Таджикистане в 90-е годы.

В стране прошла достаточно значительная дерусификация за постсоветский период. Тем не менее, в Таджикистане русский язык существует на уровне общения, в виде знания таджиками этого языка, поскольку для таджиков экономически важно знать русский язык. Не менее 1,2 миллиона граждан Таджикистана присутствуют в России в качестве трудовых мигрантов. В Таджикистане прошла тотальная дерусификация ещё в конце 90-х и массовый отъезд русского населения из страны, усугубившийся гражданской войной. Сейчас в Таджикистане осталось менее 16 тысяч этнических русских. В целом, Россия не имеет в нынешнем Таджикистане большого фактора «мягкой силы». Поэтому, внешнеполитические ориентиры России начёт Таджикистана ограничиваются вступлением/невступлением Таджикистана в ЕврАзЭС, военно - техническим сотрудничеством. Третий вопрос - будущей политики Таджикистана по отношению к Европе и США, насколько Таджикистан готов сближаться с Западом, для того, чтобы Таджикистан не стал плацдармом антироссийских сил.

Интересная история военно-технического сотрудничества наблюдалась в соседнем Кыргызстане. Разные президенты этой страны в разные исторические периоды разрешали разместить у себя на территории то американскую военную базу, то российскую.

Для России Таджикистан важен как стабильный и надёжный союзник в военно-политическом вопросе. Этот фактор, по-видимому, будет в обозримом будущем тем аспектом, на который будет обращать руководство России в части политических переговоров. [5]

Огромное количество таджиков живёт за счет денежных переводов из России. Этот фактор сдерживает таджикское руководство и общество в целом от обострения отношений с Россией и от значимого внешнеполитического дрейфа Таджикистана в сторону западных стран.

Таджикистан находится в определённых экономических и военных связях с Россией, но тем не менее, Таджикистан можно считать самой дерусифицированной страной в Центральной Азии из всех 5 Центральноазиатских стран, кроме Туркменистана.К примеру, для Таджикистана было очень сложно не оказаться в ЕврАзЭС при том, что почти все соседи вступили, кроме Туркменистана, который стабильно придерживается политики нейтралитета. Тем не менее, Таджикистан вступил в ШОС, присутствует в других экономических организациях вместе с Россией, успешно балансирует в этих вопросах. Очевидна политическая и экономическая зависимость трудовой миграции Таджикистана от России.

Последние несколько лет власти Таджикистана активно пытаются вести дипломатические переговоры с арабскими странами, диверсифицировать потоки своих трудовых мигрантов. Средняя зарплата в Душанбе сейчас 120-150$, а в России - 500-600$. Однако, в настоящее время, экономическая ситуация в России не очень благоприятна, связанная со стагнацией экономики, невысокими темпами экономического роста в стране.В Таджикистане в настоящее время русский язык изучается как обязательный. Это важно для таджиков с точки зрения будущего трудоустройства. [6]

В настоящее время существует и немало таджиков, интегрированных в государственную систему России. В России существуют депутаты – этнические таджики, высокопоставленные чиновники, есть учёные - таджики, есть таджики - директора рынков, в России сейчас 2 крупных строительных магната – этнических таджика. Эти люди - уже часть российского общества. Таджикское общество, как и зарубежные диаспоры отличаются очень высокой сплочённостью. Это видно на примере таджикских диаспоры по всему миру, например, в ОАЭ. Таджики отличаются достаточно высокой работоспособностью и трудолюбием. [7] Тем не менее, Таджикское государство отличается также и высокой коррумпированностью. Фактор борьбы с коррупцией - один из ключевых для Таджикистана.

Одна из самых приоритетных и перспективных отраслей для модернизации экономики Таджикистана - это туризм. Второй год подряд руководство Таджикистана объявляет год развития туризма. Пока туристов в стране не так много, но уже нередки в стране путешественники из таких стран, как США, Канада. Туризм в Таджикистане пока только открывается и есть некоторые проблемы с маркетингом и «пиаром» Таджикистана с туристической точки зрения на внешнем рынке. В отличие даже от таких стран, как Албания и Казахстан, туризм в Таджикистане пока слаборазвит и недостаточно разрекламирован.

В Таджикистане имеются уникальные места, горные вершины, озёра. Широко известный ещё с советского времени бывший пик Коммунизма в настоящее время переименован в пик Исмаила Сомони. Таджикистан очень притягателен с точки зрения чистоты воздуха, натуральности продуктов, с точки зрения отдыха. [8] Каждый человек может найти в Таджикистане для себя то, что он хочет. Кроме того, ООН признано, что Таджикистан - одна из самых безопасных стран мира. Несколько лет назад произошёл трагичный инцидент: было жестоко убито 3 туриста: заколоты ножом. Убийц сразу нашли, это был международный инцидент, трагедия вызывала колоссальный удар по туристической сфере и имиджу Таджикистана, но этот инцидент был спровоцирован не попыткой как-то избавиться от туристов, это был частный инцидент. Велосипедисты - туристы ехали по дороге и завязался конфликт с местными жителями с трагичными последствиями. Сейчас во многих городах и сёлах Таджикистана открыты памятники этим туристам. Этот инцидент стал очень сильным ударом по туристической сфере, поэтому эти памятники были созданы как извинение перед всем миром за этих туристов и как часть вины, которую на себя взяло таджикское руководство несмотря на то, что это был частный фактор.

Тем не менее, Таджикистан - это очень открытая страна. Русский язык в той или иной степени знают 95% населения. Гигиена, бытовые вопросы в Таджикистане давно уже находятся на международном уровне. Таджикистану, тем не менее, необходимо больше работать над пиаром для привлечения туристов. Туристическая инфраструктура Таджикистана была достаточно развитой для приёма туристов ещё с советских времён, а сейчас небольшие гостиницы появляются даже в глубинке страны.

В настоящее время имеется возможность попасть в Таджикистан из большинства городов постсоветского пространства, например, через Казахстан, через Астану (Нурсултан). От Астаны до Душанбе путешественники могут добраться менее, чем за один час. [9]

Список литературы

  1. Маликов М.Х., Хусаинов А.К. Преимущества независимости и суверенитета для Таджикистана // Вестник гос. педагогического университета им.С. Айни, 2021. № 1 (90). С. 235–243.
  2. Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1995
  3. Майтдинова Г.М. Состояние и перспективы сотрудничества Евросоюза и республики Таджикистан. В кн.: Европейский Союз и Таджикистан – состояние и перспективы сотрудничества. Душанбе, 2003. С.22.
  4. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. – М., 1997. – С. 22.
  5. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Т. 5. – Душанбе: Ирфон, 2006. – С. 132
  6. Рязанцев С. Трудовая миграция в СНГ и Балтии. — М. : Формула права, 2007.
  7. Mughal A. Migration, Remittances, and Living Standards in Tajikistan, International Organization for Migration. — Dushanbe, 2007.
  8. Абдуваитов Х., Ашуров Р. По Искандеркулю: Туристические маршруты Таджикистана, Душанбе. «Ирфон», 1990г
  9. Блиничкина Н.Ю. Развитие туризма как основа системы экономической безопасности республики Таджикистан // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 11-14.

Интересная статья? Поделись ей с другими: