УДК 34.07

Внедрение современных технологий и методов обучения в подразделениях надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России

Метлев Никита Сергеевич – магистрант, Уральский государственный противопожарный институт МЧС России

Аннотация: В условиях динамично обновляющегося потока информации и сокращении времени на его обработку, увеличивается потребность в усовершенствовании кадрового потенциала действующих сотрудников МЧС России. Актуальность данной темы обусловлена потребностью подготовки, переподготовки, повышении квалификации большего числа сотрудников контрольно-надзорных органов МЧС России с учетом изменяющихся требований законодательства. С учетом развития данного направления, имеется потребность в возобновлении исследовательской и практической деятельности. Статья посвящена описанию внедрения современных технологий и методов обучения в подразделениях надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.

Ключевые слова: Современные технологии, методы обучения, надзорная деятельность, профилактическая работа, подготовка специалистов.

Подготовка действующих специалистов МЧС России «на местах» реализуется с помощью организации профессиональной служебной подготовки, которая является одной из основных форм подготовки сотрудников и представляющаяся обязательной составляющей повседневной деятельности подразделений МЧС России [4].

Время подготовки специалистов значительно может увеличиваться
из-за распространенного на практике недостатка времени, материально-технического обеспечения, выездного характера работы (убытием сотрудников надзорного органа из подразделения по служебной необходимости). Проведение занятий по профессиональной служебной подготовке сводится к простому переписыванию материалов занятий в тетрадь по служебной подготовке, что является не эффективным методом получения и запоминания информации [3, c. 248].

С учетом консервативности системы подготовки сотрудников МЧС России, проблему с развитием более эффективного проведения занятий по подготовке специалистов возможно решить с применением современных методов обучения. Выделим основные методы обучения, такие как:

  1. Тренинг. Под тренингом подразумевается активный вид обучения, в котором основное внимание уделяется практической работе с изучаемым материалом с применением моделирования специально заданных ситуаций для возможности развития и закрепления необходимых знаний и навыков. В системе подготовки МЧС России, рассматривается как форма учебного занятия, предполагающего активное обучение, направленное на решение задач по углублению, расширению, детализации навыков в практической деятельности.
  2. Дистанционное обучение. Современными учеными дано определение дистанционного обучения, под которым понимается современная форма для организации образовательного процесса, в основе которой лежит принцип самостоятельности получения знаний с учетом донесения учебного материала через телекоммуникационный принцип воздействия, а также через интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей.
  3. Кейс-стади или «Анализ случая» – метод ситуационного анализа с выявлением проблемы, основанный на получении знаний путем решения конкретных задач – ситуаций.
  4. Деловая игра. Распространенный метод среди руководящих должностей, ориентированный на имитацию принятия решений различных производственных ситуаций. Осуществляется при наличии заданных правил, конфликтных ситуаций или информационной неопределенности.
  5. Мозговой штурм – метод решения задач с созданием максимального количества вариантов с дальнейшим выбором более подходящего.
  6. Консалтинг. Под консалтингом понимается деятельность по консультированию руководящих кадров, а также действующих специалистов в узкой области по вопросам, связанным с непосредственным осуществлением компетентности на рабочих местах.
  7. Образовательные тренажеры. Это совокупность программного комплекса для оценивания знаний и умений сотрудников, а также с возможностью тренировки при осуществлении многократного решения тестовых заданий. С помощью интернет-тренажеров, у сотрудников имеется возможность определить уровень подготовки на данный момент, а также оценить свои результаты обучения [1, c. 110-115].

Для отслеживания возможности применения и использования современных методов обучения, в рамках эксперимента управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре (далее – УНД и ПР) организовано проведение ежемесячных методических занятий, проводимых руководством и сотрудниками УНД и ПР с сотрудниками территориальных подразделений отделов надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре (далее – ОНД и ПР) в формате видео-конференц связи, на которых рассматриваются проблемные вопросы, изменения в законодательстве, трактование нормативно-правовых актов, порядок осуществления административной практики и организации надзорной деятельности и профилактической работы [2].

Данный формат проведения занятий обеспечивает:

  • развитие интереса сотрудников во время занятий;
  • преобразование теоретической информации в практическую;
  • быстрое усвоение полученной в рамках методического занятия информации;
  • приобретение умения слушать и слышать;
  • рассмотрение вопроса с разных сторон;
  • получение обратной связи от сотрудников территориальных подразделений непосредственно во время занятия;
  • получение необходимой информации в короткие сроки большим количеством сотрудников.

С целью доведения информации до отсутствующих на занятии сотрудников, организуется видеозапись занятия, с последующим размещением всех материалов занятия в ведомственной сети «Интранет», доступной всем сотрудникам ОНД и ПР.

Для получения обратной связи по вопросам организации методических занятий, проведено онлайн-анкетирование сотрудников ОНД и ПР.

В основе анкетирования лежали вопросы:

  • удовлетворенностью методических занятий;
  • практической полезности полученной информации;
  • новизны полученных материалов;
  • оптимального количества методических занятий.

По результатам анкетирования из общего числа сотрудников ОНД и ПР прошло анкетирование 136 человек, что составляет 87 % от общего числа сотрудников. Результаты анкетирования представлены на рисунках 1-6.

image001

Рисунок 1. Содержание методических занятий.

image002

Рисунок 2. Полезность методических занятий.

image003

Рисунок 3. Организационное обеспечение методических занятий.

image004

Рисунок 4. Новизна полученного материала.

image005

Рисунок 5. Оптимальное количество проводимых занятий в месяц.

image006

Рисунок 6. Практическая значимость получаемой информации.

На основании полученных данных анкетирования сотрудников можно сделать вывод, что подобная форма обучения доказала свою эффективность. Основное число респондентов высоко оценили данный формат проведения занятий, практическую полезность и новизну получаемой на них информации.

Следует отметить средний уровень материальной оснащенности при проведении занятий, 40% опрошенных оценили организационное обеспечение методических занятий на «3» балла из «5» (Рисунок – 3). Это связанно с отсутствием во многих территориальных ОНД и ПР мультимедийного оборудования (проектор, экран для проектора, аудио-колонки). В этой связи сотрудники вынуждены просматривать наглядные материалы во время занятий с экрана одного монитора персонального компьютера, подключенного к видео-конференц связи.

Также 75% респондентов считают достаточным проведения подобных методических занятий 1 раз в месяц, что обуславливается объемом накапливаемых за месяц проблемных вопросов, изменений в законодательных и нормативно-правовых актах и иной изучаемой информации.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование современных методов обучения положительно сказывается на качестве проведения занятий, количестве усвояемого материала, приобретении и совершенствовании профессиональных знаний, навыков и умений, что непосредственно сказывается на качестве реализации надзорной деятельности и повышению уровня пожарной безопасности на подведомственной территории.

Список литературы

  1. Добрынин Д.И. Подготовка сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в рамках изменившегося нормативно-правового законодательства в области пожарной безопасности / Д.И. Добрынин. – 2010. – № 3. – С. 110-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-sotrudnikov-gps-mchs-rossii-k-deyatelnosti-v-ramkah-izmenivshegosya-normativno-pravovogo-zakonodatelstva-v-oblasti-pozharnoy.
  2. Ратникова О.Д., Харин В.В., Стрельцов О.В. Организация и осуществление наставничества профессиональными спасателями и работниками ФПС ГПС территориальных подразделений МЧС России в отношении добровольцев (волонтеров): учебное пособие / О.Д. Ратникова, В.В. Харин, О.В. Стрельцов [и др.]. М.: ВНИИПО, 2022. 104 с. ISBN 978-5-907128-01-9.
  3. Макаркин С.В., Пустовалова Е.И., Шемятихин Е.И., Коробова Н.А. Государственный пожарный надзор / С. В. Макаркин, Е. И. Пустовалова, В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. – 248 с. – ISBN 978-5-7996-1566-6. – EDN VFZXDR.
  4. Приказ МЧС России от 06.09.2007 № 478 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71255/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: