УДК 376.37

К вопросу о формировании навыков словообразования у детей дошкольного возраста в норме и при речевом дизонтогенезе

Клименкова Мария Александровна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Дается характеристика навыков словообразования у детей дошкольного возраста в норме и при речевом дизонтогенезе. Описываются факторы, приводящие к общему недоразвитию речи. Особое внимание уделено тому, что на становление речи оказывают влияние не только проблемы развития психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, эмоционально-волевых), но и условия жизни и воспитания детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, речь, общее недоразвитие речи, дизонтогенез, навыки словообразования, словарный запас.

До 7-ми лет у детей стремительно увеличивается персональный словарь. То, как он растет, зависит от условий, в которых живет и воспитывается дошкольник. Именно поэтому в разных источниках можно найти разные данные об объеме словаря детей этого возраста. Овладение первыми осмысленными словами происходит у ребенка примерно в 1 год. К этому времени малыш понимает примерно 10-12 слов.

До 1-1,5 лет пассивная речь сильно превосходит активную, то есть ребенок понимает больше слов, чем употребляет сам. После 1,5 лет активный словарь начинает увеличиваться стремительными темпами. Уже к 2 годам в нем до 4-х сотен слов, а в 3 года – до 1,5 тысяч слов. Словарь обогащается не только из-за того, что ребенок получает навыки словообразования из речи взрослых. Большое значение здесь играет и самостоятельное овладение словообразовательными навыками в ходе познания окружающего мира. 

Словарь растет благодаря добавлению в него слов, которые обозначают окружающие ребенка предметы, их признаки, действия с ними. Затем объем используемых слов продолжает расти, но уже не так быстро. Примерно в 3 года начинается самый продуктивный период для развития экспрессивной речи ребенка. К 4-ем годам малыш знает уже до 1,9 тысяч слов, в 5 лет их количество достигает 2-2,5 тысяч, а к 6-7 годам – 3,5-4 тысяч[1].

Если ребенок владеет речью, к 4-5 годам он умеет соотносить новое слово не с одним, а с несколькими предметами. Он перенимает от окружающих людей словесные конструкции, использует их, но еще не осознает всей смысловой окраски словосочетаний и фраз. В этом возрасте ребенок хорошо понимает слова, обозначающие предметы, но пока испытывает трудности с лексемами абстрактного и обобщенного значения.

Не сразу усваивают дети и возможность использования слов в переносном значении. Сначала они учатся понимать прямой смысл лексем. При этом обозначения слов для них изменяемы. По замечанию Е. В. Гурьянова, дети разного возраста с учетом своего развития могут понимать по-разному одно и то же слово, употребленное в отношении разных предметов и явлений. В 3-5 лет ребенок четко соотносит слова с их конкретными значениями. К 5-6 годам у него уже формируется персональная система житейских понятий, которая основывается на наглядных, образных и эмоциональных связях [2].

То есть сначала ребенок понимает значение слова в связи с конкретным объектом, а уже потом переходит на более высокий уровень понимания. Понятие, которое обозначается словом, выступает в роли обобщенного образа окружающей действительности. По мере развития ребенка, изменения его интересов, увеличения числа людей и предметов, с которыми сталкивается маленький человек, понимание видоизменяется. Чем старше становится ребенок, тем меньше его речь зависит от испытываемых в текущий момент чувств.

К возрасту 6-7 лет дети настолько хорошо осваивают лексику и другие лингвистические составляющие усваиваемого языка, что он становится для них действительно родным. К этому времени должно сформироваться словарное ядро. В то же время, к концу дошкольного периода не заканчивается семантическое и грамматическое развитие речи ребенка.

ОНР – это самые разнообразные речевые патологии, которые не сопровождаются нарушениями интеллекта или слуха. Страдают элементы фонетической, лексической, грамматической, логической систем речевой коммуникации. У детей с ОНР речевые дефекты развеваются по разным причинам и характеризуются следующими особенностями [2]:

  1. появлением речи лишь к 3-4 годам, а в отдельных случаях и к 5;
  2. неспособностью правильно построить свою речь с точки зрения звучания слов и грамматики;
  3. способностью понимать смысл сказанного вместе с неспособностью передать мысли (отставание активной речи от пассивной);
  4. непонятностью речи ребенка для окружающих.

Речевые проблемы у детей исследовали многие ученые, к примеру, Р.Е. Левина, Г.И. Жаренкова, Т.В. Туманова и другие. В их работах можно найти следующие утверждения[2]:

  • недоразвитие речи – дефект вторичный, то есть проблемы с формированием навыка словообразования у ребенка с ОНР могут быть вызваны разными причинами;
  • ОНР возникает вследствие сложности понимания ребенком разных форм словообразования из-за нечеткости связанного и слухового образа слов, то есть у ребенка нарушается различение фонем;
  • речь ребенка с ОНР может отличаться по степени развития – от небольших сложностей в создании слов до нарушений грамматического строя речи, снижающих экспрессивность речевой функции.

У Т.В. Туманова можно обнаружить мысль о том, что ОНР всегда связано с нарушением процессов образования слов. В силу этого недостаток навыков словообразования отмечается как при восприятии речи, так и при ее воспроизведении [9, С. 40].

Дети с ОНР часто не умеют использовать навыки словообразования на практике. Например, у них могут возникать сложности с образованием относительных или сравнительных прилагательных, добавления к существительным уменьшительно-ласкательных суффиксов («корочка», «гаечка») и т. д. Также им свойственно использовать слова с ошибками. Речь таких детей состоит в основном из глаголов и существительных. При этом они редко используют слова для обозначения действий, состояний, признаков, качеств объектов. Им трудно подбирать слова с одним корнем [2, c 13].

Обычно дети с ОНР используют для словообразования суффиксы, но их число крайне ограничено (например: -к, -очек, -чик, -ик, -ок, -енок, -ят) [7, c. 52].

Т. А. Ткаченко приводит типологию ошибок в словообразовании, которые отражают трудности восприятия речи и самопрограммирования [10, c. 75]:

  • образование детских неологизмов, возникающих из-за того, что ребенок неправильно выбирает производящую основу слова («покупочная» – магазин, где что-то покупают, «еденая» – едущая машина);
  • неправильное называние из-за ориентира на отраженное в корне значение слова (например, к словам «садовник», «сад», «садик» ребенок подбирает одну и ту же карточку с изображением сада);
  • неспособность отличать значения аффиксов (к примеру, к глаголам «зашел», «ушел», «перешел» ребенок подбирает одну и ту же карточку);
  • проблемы с операциями подбора при использовании определенной словесной модели (например, ребенок перебирает несколько вариантов при ответе на вопрос: «Как называют того, кто водит машину?» – «Водилкин, нет, водила… а может, водинник?»;
  • смешивание слов, у которых есть аффиксы с несколькими значениями (например, к карточке с изображением цветника ребенок подбирает слова «цветок», «цветочница»);
  • создание новых слов без соблюдения слоговой, фонетической структуры, расстановки ударений и других формальных условий (например, использование ребенком слова «писол» вместо «пришел»);
  • использование вместо слова аграмматичного высказывания, описывающего ситуацию (к примеру, вместо слова «будка» ребенок говорит «дом для собаки»).

Перечисленные ошибки демонстрирует, что дети с ОНР ограниченно усваивают базовые операции образования слов. Т.В. Туманова считает, что у дошкольников с данным дефектом есть проблемы в анализе и соединении семантических единиц, а значит во всем процессе словообразования.

 ОНР появляется у детей по различным причинам. В силу этого в раннем возрасте нужно уделять большое внимание диагностике состояния здоровья ребенка. Чаще всего ОНР выражается следующими комплексными проявлениями [3, С. 47]:

  1. нарушениями лексической, фонетической, грамматической и других сторон речи;
  2. несколькими сочетанными речевыми расстройствами, например, когда у ребенка наблюдаются признаки алалии (моторной и сенсорной), дизартрии, афазии;
  3. проявлениями разных уровней речевого недоразвития – от небольших отклонений до полной немоты.

Таблица 1 включает информацию об основных причинах и факторах возникновения ОНР у детей.

Таблица 1. Ключевые причины и факторы развития ОНР у детей. [4]

Причины появления

Факторы возникновения

· Интоксикация или инфекционные поражения матери в период беременности.

· Несовместимость группы или резус-фактора крови ребенка и матери.

· Травмы, полученные ребенком в процессе родов.

· Травмы, заболевания ЦНС и другие проблемы со здоровьем ребенка и т. д.

· Воспитание и обучение ребенка в неблагоприятной обстановке.

· Неудовлетворение базовых физических и психологических потребностей ребенка.

· Сочетание нескольких неблагоприятных факторов, оказывающих негативное воздействие на физическое и психическое развитие (например, неблагоприятная среда жизни ребенка и недостаточность ЦНС).

· Сложные формы поражений мозга ребенка в период беременности и в первые годы жизни.

То есть, ОНР у детей возникает из-за общей несформированности всех элементов речи. Причиной этого могут быть разные формы сенсорной либо моторной алалии, потери речи, дизартрии.

Дошкольники с ОНР заметно отстают от нормотипичных сверстников по темпам роста словарного запаса. Они хуже понимают грамматику речи, у них часто нарушено произношения звуков, слабо развиваются фонематические процессы.

При исследовании недостаточной сформированности речи у детей ученые-логопеды выделяют 4 уровня ее становления. Они приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные уровни становления речи у детей с ОНР. [5]

Уровень

Характеристика

1

2

Первый уровень

Чаще всего встречается у детей с нарушенным интеллектом. Выражается не только в тотальном отсутствии речи, но и в общении с помощью лепетных слов, звукоподражаний, ограниченного количества существительных и глаголов, реже – мимических и жестовых средств.

Детей без нарушений интеллекта отличают превышение пассивного словаря над активным, инициатива в поиске слов, самокритичность.

Второй уровень

Ребенком активно используются мимика и жесты, в его словарь входят многие распространенные слова, но они нередко искажаются. Он способен отличать формы грамматики, чаще всего в словах, где ударение падает на окончание, например, «ряд»-«ряды. Нестабильность этого процесса показывает грубое недоразвитие речевых функций.

Третий уровень

Ребенок способен общаться с помощью развернутых фраз с недоразвития всех компонентов речи. Он контактирует с окружающими, но лишь в присутствии «расшифровывающих» его слова родителей или воспитателей. Трудности в свободном общении возникают из-за нечеткости произношения слов.

Четвертый уровень

У ребенка с таким нарушением речи незначительно изменены все элементы языка, есть проблемы с произношением отдельных звуков (Ц, Р, Щ и других). Он понимает значение и смысл слов, но не может запомнить принципы их образования. Поэтому у него наблюдаются переставление, замены, смешение звуков и слогов, опущение и сокращение гласных, добавление и пропуски звуков и аналогичные ошибки.

 То есть, можно сделать вывод, что четыре уровня речевого развития отражают состояние элементов речи у детей с ОНР[8, С. 11]:

Первый уровень – отсутствующая либо «лепетная» речь. 

Второй уровень – общение с помощью мимики, жестов, распространенных слов (часто искаженных), отставание от возрастной нормы речевого развития.

Третий уровень – общение развернутыми фразами с элементами несформированности на всех языковых уровнях.

Четвертый уровень – речь непонятная, в ней наблюдаются нарушения на уровне звуков и слогов.

Описанные нами проблемы у детей с ОНР не дают им полноценно осваивать программы дошкольного и школьного образования. Так что проблемы с речевым развитием должны корректироваться с использованием комплексного подхода, который включает совместную работу целой команды специалистов. В нее входят дефектолог, логопед, педагог-психолог, психолингвист, нейропсихолог, психотерапевт и невролог.

Список литературы

  1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. М.: ГНОМ и Д, 2021. 80 с.
  2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических занятий: подгот. к шк. группа. М.: Скрипторий, 2021. 128 с.
  3. Бенилова С. Ю., Давидович Л. Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика). М.: МПСУ, 2021. 530 с.
  4. Большой энциклопедический словарь / ред.-сост. А. М. Прохоров. М.: Большая Рос. энцикл., 2020. 1456 с.
  5. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте: пособие для педагогов: для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. 112 с.
  6. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: Детство-Пресс, 2020. 144 с.
  7. Голубева Г.Г. Особенности звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. 2021. № 3. С. 11-16.
  8. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма. М.: Дрофа, 2021. 112 с.
  9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР: метод. пособие для логопедов и воспитателей. М.: ГНОМ и Д, 2020. 48 с.
  10. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2021. 112 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: