УДК 37.013

Проблемы и перспективы преподавания РКИ в аспекте цифровой дидактики

Ван Хэ – аспирант Российского университета дружбы народов

Аннотация: Статья посвящена проблемам обучения РКИ в условиях развития информационных технологий, когда все материалы переходят в цифровой формат, становясь все более доступными. Особое распространение получили такие технологии, как дополненная реальность, облачные сервисы, искусственный интеллект, мобильный интернет и др. Цифровизация в сфере преподавания РКИ в настоящее время охватывает создание открытых банков учебных Интернет-ресурсов, первые попытки организации дистанционного обучения русскому языку, перевод бумажных учебников РКИ в цифровые форматы, а также появление новых направлений исследований, связанных с внедрением инновационных форм в образовательный процесс.

Ключевые слова: РКИ, цифровизация, информационные технологии, перспективные технологии обучения.

На сегодняшний день цифровизация, которая стала следствием стремительного развития информационных технологий, Интернета и коммуникаций стала предметом широких научных исследований в области педагогики и образования, а также методики преподавания иностранных языков, в том числе РКИ. Лингводидактика проявила интерес к информационным технологиям еще с начала девяностых годов, когда началось выстраивание теории электронного учебника, разрабатывались сетевые и локальные средства обучения, началось внедрение в практику преподавания форм смешанного и дистанционного обучения.

Большинство современных исследований рассматривают в качестве основы компьютерного обучения РКИ электронный ресурс. С помощью данного подхода появилась возможность сформировать масштабный бесплатный цифровой контент, рассчитанный на разные целевые группы пользователей, находящихся на разном уровне владения РКИ.

Кроме электронных учебных пособий для обучения РКИ, лингводидактический процесс включает в себя различные образовательные, культурно-просветительские и справочные информационные ресурсы на русском языке, аутентичные материалы сети Интернет, социальные сети и пр.

Ввиду того, что с каждым годом появляется множество различных информационных ресурсов, лингводидактика уже столкнулась с постоянно пополняющимся объемом данных и их значительным многообразием, что требует решения проблемы централизации, сосредоточения и упорядочивания информации.

В этом отношении можно отметить проекты по созданию структурированных банков цифровых ресурсов с наличием систем разветвленного поиска (по уровням владения русским языком, лексико-грамматическим темам, видом речевой деятельности, типам контента и др.). В подобные банки могут быть включены различные разделы, например, общий каталог электронных учебников, онлайн курсов и учебных сайтов; тематический каталог, разбивающий весь цифровой контакт на тематики; каталог образовательных и аутентичных Интернет-ресурсов, которые могут быть применимы в процессе обучения РКИ; каталог методических ресурсов, оказывающий помощь преподавателю [3].

Стоит отметить, что подобная каталогизация цифровых ресурсов по РКИ проводилась и ранее, однако их внедрение в учебный процесс затруднялось в виду комплексности их компонентов.

На сегодняшний день можно говорить о завершении этапа развития и внедрения информационных технологий. Это является своего рода основой для внедрения новых информационных условий в сферу преподавания РКИ.  К цифровым технологиям иноязычного образования можно отнести электронные книги, компьютерное тестирование, дистанционное и онлайн обучение, организацию цифровых библиотек и виртуальных кампусов учебных заведений. С помощью персонального компьютера и различных цифровых устройств можно внедрить в образовательный процесс различные цифровые форматы книг, фотографий, аудио и видеозаписей и т.п.

Еще одним важным шагом в цифровизации области преподавания РКИ можно считать тот, который был сделан в связи с пандемией коронавирусной инфекции, когда дистанционное обучение стало единственно возможным.

Если ранее лингводидактика считала дистанционный формат обучения довольно скептическим, полагая, что достичь коммуникативных целей обучения иностранному языку можно лишь в случае обеспечения личного контакта между преподавателем и учащимися на очном занятии, то на сегодняшний день развитие получили различные технологии сетевой коммуникации, например, Zoom, Skype, Microsoft Teams, Google meet и др. Подобные технологии дают возможность организовать на расстоянии привычное очное обучение с поддержкой цифровых ресурсов. В настоящее время уже не представляется актуальным мнение о том, что дистанционное обучение является сложным процессом, базирующимся на специально разработанном интерактивном ресурсе и требующим наивысшего уровня информационной грамотности.

Однако, стоит отметить, что во многих случаях дистанционный учебный процесс обучение РКИ еще не является достаточно эффективным. Отмечается невозможность добиться быстрых результатов в усвоении русского языка ввиду устоявшейся системы образования и привычных способов работы. Все это указывает на необходимость дальнейшей научно-методической разработки данной проблемы.

Новые условия существования русистики привели к появлению новых направлений исследований в области применения средств, основанных на смарт-технологиях: применение смарт-устройств, голосовых помощников и виртуальных педагогических агентов для учебного процесса в электронной среде и пр.

Интересно также отметить видение иностранных учащихся через призму поколенческого подхода, который позволяет найти ответы на вопросы, как работать с молодежью поколения Z, а именно: как именно они воспринимают информацию, на каких особенностях сделать упор в образовательном процессе (визуальных, слуховых, поведенческих), какие учебные средства выбрать, как в целом организовать учебный процесс, какую методику выбирать в будущем, как развиваться [1].

Глобальные перемены, связанные с внедрением инновационных технологий не могли не отразиться и на бумажном учебнике РКИ.

С 2018 года некоторые учебные пособия по РКИ выпускались к QR-кодами, которые могли предоставить доступ к необходимым материалам (например, учебное пособие Е.В. Гуськовой «По-русски легко!» [2]). В 2019 году появился водный фонетико-грамматический курс, в один из разделов которого входили «Разговоры с Алисой» – голосовым помощником, примером разработки в области искусственного интеллекта.

Таким образом, можно заключить, что современные дидактические решения, находящиеся под влиянием новейших инновационных технологий, становятся привычными для всех участников образовательного процесса. Необходимо также принимать во внимание одну из главных проблем цифровизации образовательного процесса, а именно проблему невозможности создания «реальной» языковой среды виртуальном пространстве. Цифровизация безусловно порождает необходимость обновления подходов, принципов образовательной деятельности, что говорит о готовности современного поколения к комплексному применению новых инструментов и технологий, неограниченных информационных ресурсов.

Список литературы

  1. Гнатышкина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник ЮУрГППРУ, 2017. №8
  2. Гуськова Е.В. По-русски – легко! Учебное пособие по развитию речи. – М., 201
  3. Каталог Интернет-ресурсов по методике преподавания РКИ [Электронный ресурс]. URL.: https://www.catalogue.irlc.msu.ru/teachers_resources/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: