УДК 376.37

Логопедическая работа по коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Макарова Ирина Андреевна – студентка Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии, Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы логопедии, в частности, развитие дислексии у детей младшего школьного возраста. Раскрыта тематика основных теоретических вопросов коррекционной педагогики в рамках дислексии.

Ключевые слова: дислексия, логопедическая работа, коррекция, педагогические методы.

Сложности в чтении и письме, а также постоянная трудность в освоении письменно-речевой деятельности являются серьезными препятствиями для развития полноценной языковой личности у ребенка.

Логопедическая работа по коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста является важным направлением работы логопеда. Дислексия – это нарушение чтения и письма, которое может сильно ограничить возможности ребенка в учебе и жизни. По данным исследований, дислексия встречается у 5-10% детей младшего школьного возраста. Одной из причин дислексии является нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуки в словах и узнавать их. Логопедическая работа по коррекции дислексии направлена на развитие этой способности у детей и помощь им в освоении навыков чтения и письма. Данное расстройство имеет множество критериев для диагностики, таких как степень проявления нарушений чтения, нарушение работы анализаторов, участвующих в чтении, а также других психических функций, связанных с процессом чтения. [3, с.153].

Термин "дислексия" был введен в медицинскую литературу в 1887 году немецким врачом Рудольфом Берлинером. В своей работе "Дифференциальная диагностика нарушений чтения у детей" Берлинер описал случаи детей, которые не могли правильно прочитать слова или буквы. Он использовал термин "дислексия" для обозначения этого нарушения и считал, что оно является неврологическим пороком развития мозга.

Однако понимание дислексии как нарушения чтения и письма развивалось постепенно. В 20-х и 30-х годах XX века американские психологи Самуэль Ортон и Анна Гессен разработали теорию дислексии, согласно которой это нарушение связано с дефектами в обработке зрительной информации в мозге.

Один из главных аспектов работы логопеда по коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста – это объяснение родителям причин возникновения дислексии. Родители могут испытывать чувство вины за проблемы своего ребенка, но важно помнить, что дислексия не связана с недостатками воспитания или интеллектуальными способностями ребенка.

Дислексия у младших школьников – это нарушение способности к чтению, которое не исчезает со временем, несмотря на то, что ребенок обладает достаточно высоким уровнем интеллектуального и речевого развития, не имеет проблем со слухом и зрением, и получает оптимальные условия для обучения.

Дислексия, может проявляться через несколько симптомов, связанных с чтением текстов. Например, человек может читать побуквенно, заменять или переставлять буквы, пропускать буквы, слоги или предлоги, искажать слова, читать по догадке и неправильно понимать смысл прочитанного. Эти симптомы могут вызывать трудности в обучении и повседневной жизни, и могут быть связаны с различными причинами, такими как дислексия или другие неврологические расстройства.

Есть несколько факторов, которые могут быть причиной дислексии.

Первая причина – это наследственность. Некоторые исследования показывают, что генетические факторы могут играть роль в развитии дислексии. Например, если один из родителей имеет дислексию, у ребенка может быть повышенный риск развития этого расстройства.

Вторая причина – это патологии беременности и родов. Если ребенок был подвергнут травме головы или кислородному голоданию во время родов, это может повлиять на развитие его мозга и привести к дислексии.

Третья причина – социальные факторы. Нехватка общения и уединение ребенка могут привести к задержке в развитии речи и языковых навыков, что может привести к дислексии. Недостаточно квалифицированные педагоги и негативная среда общения также могут оказать влияние на развитие этого расстройства. В силу всех этих факторов не формируется разговорная речь ребенка, что и служит пусковым механизмом развития дислексии.

Дислексия может проявляться в разных видах, таких как фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая и тактильная. Каждый вид дислексии имеет свои особенности, и для эффективной коррекции необходимо точно определить, с каким видом дислексии столкнулся ребенок.

Логопеды разработали различные методики, которые помогают исправлять и предотвращать нарушения чтения у детей.

Личностно-ориентированная логопедическая работа при дислексии направлена на исправление проблем в механизме чтения и развитие других умственных функций, которые необходимы для успешного чтения. Эта работа фокусируется на индивидуальных потребностях и особенностях каждого ребенка, помогая ему преодолеть трудности и достичь оптимального уровня чтения и понимания текста. Коррекция дислексии включает в себя не только исправление ошибок в чтении, но и развитие других умений, таких как правильное произношение слов и понимание содержания текста. Основная цель личностно-ориентированной логопедической работы – помочь детям с дислексией преодолеть трудности в чтении и улучшить их качество жизни.

Для определения дислексии специалисты анализируют несколько факторов. Они учитывают данные об истории беременности и родов у матери, а также о перенесенных ею заболеваниях. Для оценки возможной дислексии также используются данные об успеваемости по русскому языку, состоянии органов артикуляции, степени развития мелкой моторики и сформированности речевых навыков (лексика, грамматика, фонематика, звукопроизношение, связная речь).

Для определения наличия дислексии также важны данные об уровне письменной речи (умение списывать с образца, писать под диктовку и самостоятельно), а также об уровне освоения чтения (скорость чтения, правильность чтения, способ чтения, умение понимать текст и наличие типичных ошибок). Специалисты также анализируют состояние анализа и синтеза речи, уровень сформированности зрительного распознавания букв и ориентировки в пространстве. Все эти факторы помогают специалистам сделать правильный диагноз и определить, нужна ли поддержка и помощь ребенку с дислексией. [2, с.7].

В рамках диагностического обследования могут быть проведены консультации у офтальмолога для проверки зрения и у невропатолога с использованием электроэнцефалограммы.

Основными задачами в работе по исправлению дислексии являются:

  • Укрепление связи между звуками и буквами.
  • Автоматизация умения складывать звуки в слоги.
  • Развитие умения понимать написанный текст.

Для решения проблемы существуют различные методики, включая метод Рональда Дейвиса и методику А.Н. Корнева.

Метод Дейвиса и метод Корнева – это известные методики работы с дислексией, которые разработаны известными людьми в этой области. Рассмотрим каждый метод подробнее:

Метод Дейвиса

Разработан Роном Дейвисом, американским художником, который сам страдал дислексией в детстве. Его метод основан на идее, что дислексия связана с неверным восприятием пространства и времени, а также нарушением функционирования двух полушарий мозга. Цель метода – помочь пациентам научиться воспринимать информацию правильно и использовать оба полушария мозга одновременно.

Метод Дейвиса включает в себя различные техники и упражнения, направленные на улучшение пространственного восприятия, улучшение работы обоих полушарий мозга, а также на развитие навыков чтения и письма. Кроме того, метод Дейвиса уделяет внимание пониманию эмоциональных состояний пациента и развитию эмоциональной стабильности.

Метод Корнева

Разработан Александром Корневым, российским логопедом, который считал, что дислексия связана с нарушением работы фонематической слуховой системы. Метод Корнева направлен на развитие этой слуховой системы и научить пациента анализировать звуки в словах.

Метод Корнева включает в себя различные упражнения, направленные на развитие слуховой системы и на развитие навыков анализа слов по звукам. Этот метод также подчеркивает важность психологической поддержки пациента и развитие его самооценки. [1, с.123].

Кроме этих двух методик, имеется большое количество других методик, разработанных другими видными людьми в этой области. Каждый метод имеет свои уникальные особенности и подходы к работе с дислексией, и логопед выбирает метод в зависимости от конкретных потребностей и характеристик каждого пациента.

В России логопедическая работа по коррекции дислексии проводится на основе стандартов, определенных Министерством здравоохранения РФ и научных исследований в данной области. Работа проводится как в государственных, так и в частных логопедических центрах и кабинетах.

Существует множество исследований, подтверждающих эффективность логопедической работы по коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста.

Например, исследование, проведенное в 2017 году в журнале "Journal of Educational Psychology", показало, что индивидуальные занятия с логопедом, проводимые в течение 10 недель, приводят к значительному улучшению способности детей читать слова и понимать тексты.

Другое исследование, проведенное в 2019 году в журнале "Annals of Dyslexia", показало, что использование компьютерных программ, разработанных для коррекции дислексии, таких как "Fast ForWord" и "Lindamood-Bell", также может быть эффективным методом коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста.

Исследование, проведенное в 2020 году в журнале "Dyslexia", выявило, что использование метода мультилингвистического обучения в логопедической работе также может быть эффективным при коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста. Этот метод заключается в использовании нескольких языков для обучения, что может помочь развить фонологическое сознание, способность к анализу звуков и улучшить навыки чтения.

Исследования подтверждают, что логопедическая работа по коррекции дислексии является эффективным методом для помощи детям младшего школьного возраста, страдающим дислексией. [4, с.200].

При логопедической работе по коррекции дислексии могут возникать различные проблемы. Рассмотрим некоторые из них:

  • Отсутствие эффективности в коррекции. Некоторые пациенты могут не получать ожидаемых результатов от логопедических занятий. Это может быть связано с различными факторами, такими как тяжесть дислексии, наличие других нарушений, несоответствие методики коррекции и т.д.
  • Сложности в работе с младшими детьми. Логопедическая работа с младшими детьми может быть затруднена из-за их возраста и недостаточного внимания. Важно выбирать методики, которые соответствуют возрасту и интересам ребенка.
  • Проблемы в общении с родителями. Родители могут иметь различные представления о дислексии и ее коррекции. Некоторые могут быть неопределенными или скептическими по отношению к логопедической работе. Важно установить эффективное общение с родителями и объяснить им, каким образом они могут помочь своему ребенку дома.
  • Низкая мотивация пациента. Некоторые пациенты могут испытывать низкую мотивацию для работы над коррекцией дислексии. Важно помочь пациенту понять важность работы над дислексией и показать ему, что успех возможен.
  • Недостаточная квалификация логопеда. Логопед, который не имеет достаточной квалификации и опыта работы с дислексией, может не эффективно работать с пациентом. Важно выбирать логопеда, который имеет соответствующую квалификацию и опыт работы с дислексией.

В целом, логопедическая работа по коррекции дислексии может быть эффективной, если учитывать все вышеперечисленные проблемы и находить индивидуальный подход к каждому пациенту.

Таким образом, Дислексия – это нарушение письменной речи, которое затрагивает способность читать и понимать написанное. Это часто связано с другими речевыми и психическими расстройствами, но также может проявляться у людей с нормальным развитием речи, зрения и слуха, но с недоразвитием психических процессов.

Чтобы предотвратить проблемы с учебой и эмоциональный дискомфорт, особенно у детей, важно начинать профилактику и коррекцию дислексии как можно раньше. Это может помочь предотвратить развитие этого неприятного диагноза и избежать негативных последствий в будущем.

Несмотря на то, что дислексия является нарушением, многие известные люди, включая гениев и лидеров, страдали от нее: Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн. Поэтому, важно помнить, что дислексия не является приговором, и дети-дислексики могут достичь больших высот, если им предоставить правильную поддержку и помощь.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
  2. Макарова С.А. Дислексия или нарушения чтения: виды, симптом, способы профилактики и коррекции. Ирбит, 2020. 23 с.
  3. Нагапетян Р.С. Дислексии у детей младшего школьного возраста // Преподаватель XXI век. 2012. №1(1). С. 153-157.
  4. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов , 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: