УДК 37

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Чадранцева Алина Анатольевна – студентка Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина Николаевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье дается определение дисграфии, её виды, характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и типичные ошибки детей с ФФНР при письменной речи.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дисграфия, дети дошкольного возраста.

Для успешного обучения в школе необходимо на должном уровне овладеть навыками письма. Особенно важно начинать формировать этот навык в дошкольном периоде, заранее подготавливая ребенка к образовательному процессу. В позднем дошкольном периоде проще справиться с дефектами письма, которые зачастую возникают у детей с недоразвитием устной речи. У них наблюдаются определенные особенности формирования речевых и письменных умений, они нередко могут допускать графические и грамматические ошибки.

Дошкольный возраст - насыщенный период становления и развития личности, когда происходит базовое формирование и настройка речевых функций. Речь для ребенка становится главным средством общения, изучения разнообразной деятельности окружающих, познания мира.

Освоение навыков письма является фундаментом практически всех видов учебной активности и деятельности школьника, объединяя физиологические, психические, социальные и двигательные функции. Поэтому от уровня развитости навыка письма у дошкольника напрямую зависит его последующая способность к обучению и хорошая успеваемость.

Дисграфия – это нарушения, дефекты письма, которые возможно выявить, начиная со старшего дошкольного периода. Проблемы с письменной речью негативно сказываются на всем процессе обучения, сильно влияют на адаптацию к школе и на стабильность психического развития ученика.

Трудности при освоении письма и чтения у отдельных категорий детей существовали всегда, но сегодня приобрели более заметную распространенность. Так, в 50-е годы 20 века в средних школах наблюдалось всего примерно 6% учеников с выраженной дисграфией. [8, с. 114]

В двадцать первом веке картина сильно поменялась. Согласно последним исследованиям, во вторых классах школ в целом выявляется 53% учеников с дисграфией, в 5-й класс переходят 37% детей с подобной патологией, а в 8-й класс - 39% [5, с. 37]. Такая статистика формирует серьезную социальную проблему, оказывая воздействие на грамотность уже взрослых людей.

В разные годы велось немало исследований аспектов этой проблемы (Л.Г. Парамонова, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев). Обнаружилось, что нарушения, дефекты письменной речи изначально возникают из-за целой совокупности дисфункций. Среди них: недоразвитость мелкой моторики, неразвитая устная речь, невозможность сосредоточить внимание, дефекты зрительного восприятия. Кроме того, негативно сказываются на развитии дошкольников недостаточно сформированные и незрелые психические реакции. [2, 3, 4].

Фонетико-фонематическое недоразвитие, когда нарушена структура и системность произношения определенных звуковых сочетаний изучаемого языка, имеются дефекты восприятия и произношения фонем, оказывает влияние и на развитие дисграфии. В силу этого в дошкольных учреждениях нужно уделять большое внимание всестороннему развитию устной речи, умению различать и четко произносить звуки, составлять правильно предложение, владеть артикуляцией.

Гармонично построенная речь – важный критерий готовности к дальнейшему школьному обучению, способствующий быстрому освоению умения читать. Письменная речь во многом базируется на основе устной. Это объясняет, почему дети с недоразвитым фонематическим слухом становятся потенциальными дисграфиками и дислексиками, не справляясь с быстрым чтением и правильным письмом. Они попадают в группу риска по дисграфии, и одновременно по дислексии, поскольку явно есть взаимосвязь между дефектами устной речи и проблемами с письмом и чтением. Такие ученики сталкиваются с определенными трудностями, когда учатся читать: они знают буквы, но не получается соединить их в слоги, и далее в слова, в результате они читают слова, перескакивая с буквы на букву.

У группы детей с недоразвитием фонетики и фонематики наблюдаются заметные проблемы с восприятием звуков при, казалось бы, благополучном их произношении, что нередко остается незамеченным, из-за чего они часто становятся неуспевающими по письму и чтению. Обладая первичным фонематическим слухом, они понимают других людей и без труда общаются с ними, но этого недостаточно для усложненных форм работы с языком, когда звуковой речевой поток разделяют на слова, устанавливают порядок звуков в них либо разбирают слова на звуки. К подробному анализу звуковой словарной структуры ученики из этой группы практически не готовы.

Учитывая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что дети с фонетико-фонематическим невосприятием всегда входят в группу риска по дисграфии, которая впервые проявляется еще во время дошкольного обучения. Профилактика этой проблемы старших дошкольников - важное направление деятельности учителя-логопеда.

Немало исследований посвящено установлению оптимального возраста для исправления письменной речи. Л.С. Выготский считал, что обучение будет легким и эффективным только в строго определенные возрастные периоды. Слишком позднее или чересчур раннее обучение неприемлемо, так как сначала в достаточной степени должна быть развита координация движения руки. А далее тренируется более высокая точность исполнения, позволяя сформировать красивый почерк. Самым подходящим для начала формирования базы графических умений у дошкольников сейчас считается 5-летний возраст ребенка.

Работы ряда авторов (Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович) посвящены патологии письменной речи в позднем дошкольном периоде и рассматривают комплексное, совместное устранение дефектов, явных нарушений в освоении чтения и письма. Профилактическую работу по исправлению этих нарушений следует выстраивать также комплексно. [7]

Первоочередно разрабатываются те направления работы, которые предупреждают акустическую и артикулярную дисграфию на основе недоразвития фонемного распознавания. К таким направлениям относят: развитие языкового, фонематического и слогового анализа и синтеза; выстраивание правильных фонематических восприятий и представлений, тренировка произношения звуков.

Далее следует разработка мероприятий, предупреждающих оптическую дисграфию. Верное зрительное восприятие - немаловажный фактор, исключающий оптическую дисграфию. Чтобы действеннее формировать навыки зрительного синтеза-анализа у дошкольников, следует увеличивать объем их зрительной памяти и создавать адекватные пространственные представления.

Заключительный этап посвящен игровой тренировке мелкой моторики, поскольку письмо – усложненный психофизиологический процесс, для которого нужен высокий уровень эволюции моторики рук. Игровая деятельность у дошкольников является главным способом познания мира, игра дает возможность полноценного взаимодействия взрослых с детьми. Поэтому логопеды активно используют в этом периоде игровую деятельность и игровое общение, формируя и совершенствуя через него речь ребенка.

Игровой процесс позволяет применять огромное число разных методов и приемов, повышающих стремление детей к освоению письменной речи. К таким приемам можно отнести игровые упражнения, совместное придумывание игр или их новых правил, или создание усложненных вариантов ранее знакомых упражнений. Пальчиковые игры, образное представление различных графических частей и элементов активно стимулирует развитие письменных умений у дошкольников. [1]

Анализ теоретических подходов к профилактике дефектов письменной речи у дошкольников показывает, что письмо в них всегда выступает как многоуровневый процесс и самый сложный вид речевой деятельности. Физиологически в нем участвует множество анализаторов, между которыми выстраивается определенная связь и тесная взаимная обусловленность. Протекание и структура такого процесса во многом определяется этапом усвоения умений, задачами этого этапа, а также особенностями письменной речи. Письмо прямо взаимосвязано с устной речью, его реализация в большинстве случаев зависит от уровня развития последней.

В дошкольном периоде складываются предпосылки дальнейшего развития письменной речи, к ним относят: тренировку тонкой моторики рук, умение копировать и переносить на лист бумаги частей и элементов цифровых и буквенных графических изображений, способность к ориентации по листу тетради или альбома. Освоение всего вышеперечисленного позволяет ребенку продолжать успешно тренировать умения и навыки письма в школе.

Мы приходим к выводу, что эффективность профилактики дефектов письменной речи напрямую связана с учетом особенностей нарушений устной речи у дошкольников, у которых выявлено фонетико-фонематическое недоразвитие. Такая работа должна проводиться комплексно, реализуясь на базе игровой деятельности.

Список литературы

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2006.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  3. Левина Р.Е. О генезе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Вопросы логопедии.- М., 1959.
  4. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб.: «Дельта», М. : ООО «Издательство АСТ», 1997.
  5. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Детство-пресс, 2006.
  6. Ростова Н.Н. О подготовке к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Логопедия в детском саду.- 2008.№ 1(26).
  7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. развитие речи, Подготовка к освоению письма.- М.: ВАКО, 2005.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия : Работа с дошкольниками – Москва : АСТ, 2002. - 266 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: