УДК.376.37

К вопросу об особенностях глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дашкина Анастасия Александровна – студентка бакалавриата Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются особенности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Описаны лексические и грамматические особенности речи детей с ОНР. Даётся характеристика лексических трудностей дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, стадии речевого развития у детей, глагольный словарь, формирование грамматического строя.

Количество дошкольников с патологиями речи с каждым годом лишь увеличивается. Это касается и детей с ОНР. Под этой аббревиатурой скрывается общее недоразвитие речи. У страдающих данным нарушением детей затронуты все самые важные компоненты речи. Самое существенное влияние на развитие детской речи имеет несформированная лексика.

Речь детей с ОНР 3-его уровня характеризуется рядом параметров:

  • понимают и употребляют в речи до 1500-2000 слов;
  • они преимущественно пользуются в речи словами, которыми называют предметы и действия из их повседневного быта;
  • они мало используют слова-понятия, слова-абстракции, слова-обобщения, слова-признаки, слова-оттенки;
  • они нередко заменяют одни слова другими, как по смыслу, так и по признаку отнесения слова к той или иной части речи, по звучанию.

Данные ошибки ослабляют навыки смыслового переноса, снижают чувство языка и делают ребенка неспособным образовывать слова с использованием морфологических элементов.

Общее недоразвитие речи формирует у детей-дошкольников сложности с выстраиванием предложений. Они обычно не могут правильно повторить фразу, состоящую из 4-ех и более слов, пропускают ряд слов или искажают их порядок. Часто лексические дефекты сочетаются с грамматическими.

Анализируя речь детей с рассматриваемой нами патологией, можно заметить, что речевые проблемы затрагивают и способность ребенка пользоваться глаголами.

По мнению практикующего логопеда И.А. Чистяковой, начинать развивать связную речь нужно с формирования структуры базового предложения из подлежащего и сказуемого. Оно строится по схеме «предмет плюс действие» [1]. Этот этап логопедической работы часто характеризуется тем, что дети не могут подобрать нужный глагол. Причина – бедность глагольного словаря. Дети с ОНР знают только глаголы, которые обозначают самые распространенные действия.

При ОНР дети не знают схожие по смыслу глаголы, связанные с одним предметом, не умеют пользоваться переносным значением глагольных единиц.

Т.А. Ткаченко замечает, что к 5 годам словарный запас детей с рассматриваемой нами речевой патологией редко превышает 2500-3000 словами. В нем нет малоупотребляемых слов. Иногда они могут присутствовать в речи ребенка, но искажаться [2].

Самые серьезные трудности в плане лексики вызывает запоминание и использование глаголов-уточнений и приставочных глаголов.

По словам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой, дети с 3-им уровнем ОНР имеют следующие особенности лексического строя речи:

  • понимают больше слов, чем употребляют в произвольной речи;
  • заменяют названия действий словами, схожими по внешним и ситуативным признакам;
  • не умеют отличать действие от других действий в речевой практике, но при этом могут правильно показать то же самое действие на картинке;
  • не могут понять связь между глаголами и выделить их из ряда слов;
  • часто ошибаются в употреблении глаголов, образованных приставочным способом [3].

Нередко дети с такой патологией развития речи используют пространные объяснения там, где можно просто назвать действие или предмет.

Словарный запас у детей с 3-им уровнем ОНР очень скудный. В силу этого они не всегда точно подбирают слова, если изменились внешние обстоятельства.

Часто слова, которые дети знают, не могут закрепиться в их речи из-за редкого употребления. Поэтому они стараются обходить такие слова, когда строят предложения.

Как и при 2-ом уровне ОНР, слова заменяются не только смыслу, но и по звучанию. Чаще всего это отмечается при употреблении глаголов и существительных, лежащих в основе детского речевого запаса.

Еще одним ярким признаком 3-его уровня ОНР является скудность запаса слов, обозначающих оттенки значений. Частично она проистекает из неумения выделять и различать общие корневые значения. Наблюдается довольно большое число ошибок в изменении форм слов, из-за чего в предложениях теряется синтаксическая связь.

Выделяются ошибки, связанные с неспособностью различить вид глаголов («заснули, пока не стемнело», вместо «спали», «погуляли, пока не стало холодно», вместо «гуляли»). Чуть реже дети неправильно согласовывают существительные или же глаголы («мальчик играют», «куклы упала»).

Дети не умеют использовать способы словообразования, из-за чего у них возникают ограничения в возможности варьировать слова. Им сложно преобразовать слово. Самый яркий пример – неспособность подобрать слова с общим корнем. Это наглядно демонстрирует, что дети еще не подмечают морфологические и фонетические особенности слов.

Нельзя не отметить, что при рассматриваемом нами уровне речевого развития дети понимают обиходно-бытовую речь значительно точнее и полнее, чем на других уровнях. Только изредка ребенок может что-то не понять из-за того, что пока не совсем хорошо различает числовые, падежные и родовые формы прилагательных и существительных, времена глаголов.

Н.С. Жукова отмечает отставание словаря детей с ОНР от возрастной нормы. Глаголы изъявительного наклонения они часто заменяют императивами и инфинитивами. Зато в развитии детского словаря отмечается положительная динамика. Дети способны в своей речи пользоваться многими глаголами изъявительного наклонения (и возвратными в том числе) [4].

У А.В. Кротковой, Е.Н. Дроздовой встречаем утверждение, что у детей-дошкольников вызывает трудности с образованием глаголов путем прибавления к ним приставок. Это вызвано отвлеченным характером семантики глаголов и большим разнообразием форм их словообразования в сравнении со словами, обозначающими конкретные предметы.

Г.Р. Шашкина считает одной из ярких особенностей речи детей с ОНР отличия в количестве понимаемых и употребляемых в речи слов. В глагольном словаре содержатся преимущественно глаголы, которые обозначают действия, совершаемые ребенком каждый день [5] .

ОНР значительно затрудняет развитие грамматики речи, а в овладении словарем таких серьезных проблем не возникает. Причина этого в том, что у грамматически форм абстрактное значение, а изменение слов в плане грамматики крайне разнообразно

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у детей с ОНР 3-его уровня словарный запас отстает от возрастных нормативов. Также у них расходится объем словарного запаса в плане понимания и употребления слов, они не умеют пользоваться схожими по смыслу глаголами, обозначениями различных действий, относящихся к одному и тому же объекту (к примеру: «едет», «сигналит», «развернулся» – об автомобиле).

Список литературы

  1. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005.- 96с.
  2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001.-107 с.
  3. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991. – 44 с.
  4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
  5. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: