УДК 37

Роль творчества Ф. Шопена в эстетическом воспитании личности

Тянь Е – аспирантка по специальности “Теория и методика обучения и воспитания (музыка)” Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: Эстетическое воспитание является неотделимой составляющей национальной идеи, важным компонентом культуры и искусства многих стран. В настоящее время сталкиваемся с проблемой нравственного воспитания личности. Актуальность проблемы заключается в том, что современные люди мало знают об истории разных стран, особенностях национальных традиций, о выдающихся личностях разных народов. Эстетическое воспитание личности путём музыкального искусства является актуальным вопросом, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Главной задачей в музыкально-эстетическом воспитании должно стать обогащение знаниями о музыке разных стран, особенно, той, которая отражает национальную культуру. 

В данной статье рассматривается роль творчества польского композитора, пианиста и педагога Фридерика Шопена в эстетическом воспитании личности. Исследуется роль музыкально-художественной эстетики Фридерика Шопена. Отмечена важная роль его творчества в национальной музыкальной культуре.

В статье использованы методы исторического, источниковедческого, музыкально-теоретического, эстетического и сравнительного анализа. В данной статье отмечены монографии, освещающие биографию и творчество Ф. Шопена; освещена литература, рассматривающая творчество Шопена в аспектах исторических, культурологических и стилистических проблем XIX столетия; указаны музыковедческие труды, раскрывающие особенности стиля, музыкальной формы и музыкального языка; упомянута литература выдающихся российских музыкантов, посвящённая исполнительским проблемам музыки Шопена; обозначены методические работы музыкально-педагогического аспекта. Отмечены некоторые произведения Ф. Шопена, которые раскрывают художественно-эстетические взгляды композитора. Сделан вывод, что процесс становления эстетической культуры человека требует непосредственного общения общества с лучшими образцами художественно-эстетического творчества разных народов. Таким примером и является творческое наследие выдающегося польского композитора Фридерика Шопена. 

Ключевые слова: Шопен, эстетическое воспитание, гуманистические ценности, национальная музыкальная культура.

Эстетическое воспитание является неотделимой составляющей национальной идеи, важным компонентом культуры и искусства многих стран. В настоящее время сталкиваемся с проблемой нравственного воспитания личности. Актуальность проблемы заключается в том, что современные люди мало знают об истории разных стран, особенностях национальных традиций, о выдающихся личностях разных народов.

Этетическая культура человека включает в себя два аспекта, соответствующих двум неотделимым граням трудовой деятельности человека. Материальная культура включает в себя область деятельности человека и ее результаты, например, орудия труда, процесс труда, одежда. Духовная культура охватывает сферу сознания. К духовной культуре относят такие области, как политика, право, философия, эстетика, искусство. Материальная и духовная культуры связаны между собой.

Эстетическая культура человека базируется на его мировоззрении, на его моральных устоях и находит свое реальное выражение в его облике, в его поступках, в конкретных формах поведения, в предметах, которые он использует, которыми он себя окружает.

В настоящее время эстетическая культура - это культура диалога, а не монолога, направленная на настоящее и будущее, на саму значимость человека как неповторимую личность.

Эстетическое воспитание личности путём музыкального искусства является актуальным вопросом, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Главной задачей в музыкально-эстетическом воспитании должно стать обогащение знаниями о музыке разных стран, особенно, той, которая отражает национальную культуру. Важно отметить, что в эстетическом воспитании нужно придерживаться принципа взаимосвязи национального и интернационального. «Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому… Культура должна быть открытой…» (академик Д.С. Лихачев).

Необходимо изучение художественной литературы, искусства в целом, и в частности, творчества композиторов различных стран, которые отражали в своих сочинениях важные исторические события.

Творчество выдающегося польского композитора, пианиста и педагога Фридерика Шопена сыграло важную роль в национальной музыкальной культуре. Именно Ф. Шопен стал основателем польской национальной композиторской школы. Стиль Шопена уникален и неповторим. Всё его творчество отличается поразительной гармонией, которая соединяет основные принципы музыкальных эпох классицизма и романтизма. В его произведениях прослеживается различная гамма чувств: светлая грусть, утонченность, нежность,наряду с этим есть и трагические, и драматические, и героические образы. В своих сочинениях композитор ярко отразил национальную культуру своего народа.

Изучение творческого наследия Фридерика Шопена - это важный вопрос музыкальной педагогики на разных этапах профессионального музыкального образования. Хочется отметить монографии, освещающие биографию и творчество Ф. Шопена: Асафьев Б.В., Бэлза И.Ф., Кремлёв Ю.А., Соловцов А.А; литература, рассматривающая творчество Шопена в аспектах исторических, культурологических и стилистических проблем XIX столетия представлена работами: Конен В.Д., Ландовской В., Листом Ф., Ж. Санд, конечно, важным источником информаци являются и сами «Письма» Ф. Шопена; музыковедческие труды, раскрывающие особенности стиля, музыкальной формы и музыкального языка (гармонии, мелодии, полифонии) Шопена рассматривали: Мазель Л.А., Сохор А. Н.,Тюлин Ю.Н., Цукерман В.А.; отдельный пласт представляет собой литература выдающихся российских музыкантов, посвящённая исполнительским проблемам музыки Шопена: Голубовская Н.И, Игумнов К.Н., Корто А., Нейгауз Г.Г., Коган Г.М, Николаев Л.В., Фейнберг С.Е.; большой интерес представляют методические работы музыкально-педагогического аспекта: Мильштейна Я.И., Цыпина Г.М.

В статье использованы методы исторического, источниковедческого, музыкально-теоретического, эстетического и сравнительного анализа.

Нравственный и высокий духовный потенциал произведений Фридерика Шопена актуален в настоящее время, так как глубокое познание его творчества способствует формированию эстетических и гуманистических ценностей подрастающего поколения.

На сегодняшний день в аспекте гуманизации сферы воспитания и образования личности роль и значимость шопеновского наследия бесценна.

Фридерик Шопен выдающийся польский композитор, пианист и педагог, он жил в трудное для польского народа время. Первая половина XIX столетия прошла под знаменем национально-освободительной борьбы, так как с конца XVIII столетия Польша перестала существовать как суверенное государство и ее земли поделили между собой ряд стран: Россия, Пруссия и Австрия. Сам композитор был истинным патриотом своей страны и хоть не участвовал непосредственно в революционных движениях, всю жизнь мечтал об освобождении Польши.

Трагичность личности Фридерика Шопена как национального композитора заключалась в том, что он, безумно любя свою Родину, был оторван от неё. Незадолго до крупного польского восстания 1830 года композитор выехал за границу и больше никогда не вернулся в свою родную страну. Узнав о падении Варшавы Шопен пережил глубочайший душевный кризис. В своем дневнике композитор напишет: «…Нельзя описать моё горе: я насилу его переношу!». Именно с этого момента начинается подлинная зрелость композитора. Полагают, что под сильным впечатлением драматических событий был создан знаменитый «Революционный» этюд, прелюдии a-moll и d-moll, возникли замыслы Первого скерцо и Первой баллады.

Жизнь Ф. Шопена с 1831 года и до конца его дней была связана с Парижем. По завещанию композитора его сердце, после смерти, было перевезено в Варшаву, где хранится в хостеле Святого Креста.

Тема Родины является ведущей в творчестве Ф. Шопена и именно она определила основное идейное содержание его сочинений. Во многих произведениях композитора присутствуют отзвуки польских народных песен и танцев, образы польской художественной литературы и национальной истории.

Национальная характерность является отличительной чертой шопеновского стиля, и именно она определяет его индивидуальность. Собственную характерную манеру композитор отыскал очень рано и не изменял ей никогда.

Фридерик Шопен в своих произведениях опирался на фольклор своей Родины. Ярким примером этого служат мазурки, что закономерно, ведь жанр мазурки был перенесен композитором в академическую музыку из народной среды. Сам Шопен называл мазурки «картинками народного быта». Но стоит отметить, что прямое цитирование народных тем не характерно для композитора. Элементы народного музыкального искусства гармонично сочетались с элементами академической музыки.

Полонезы Ф. Шопена - это уже не лирика, а настоящий эпос, это восторженное и вместе с тем спокойное и изящное отображение доли польского народа. В полонезах Шопена столько роскоши, блеска, юности, порыва и вместе такой смиренной грации, что невозможно, слушая эти полонезы, не верить, что «ещё Польша не погибла», что этот народ ещё будет иметь свой новый подъем высокой культуры, что у этой страны великое будущее.

Тема Родины проявляется и в фортепианных сонатах Ф. Шопена, особенно ярко в Сонате №3 h-moll, op. 58 и Сонате №2 b-moll, op. 35. Соната №3 h-moll, op. 58 – это сочинение о народном духе, ждущем своего часа, чтобы расцвести и распрямиться во всю мощь.

В Этюде № 12 c-moll, op. 10 получившим название «Революционный», с огромной художественной силой отразились яростный протест и остраые душевные страдания, охватившие музыканта, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего в Польше. Этюд №3 E-dur, op. 10 своего рода «песня без слов». Его мелодия отличается глубиной, нежной и искренней напевностью. Несмотря на мажорный лад, музыке присущ тон светлой печали. Из воспоминаний современников композитора известно, что это был любимый этюд Шопена. Слушая однажды данное сочинение в исполнении своего ученика, композитор воскликнул: «О, моя Родина!»

Исследования обширного научно-исследовательского опыта демонстрируют, что интерпретация шопеновских произведений, их познание и воссоздание считается одной из самой непростой и спорной проблемой в мире пианистического искусства. «Мне кажется, Шопен… стал в полном мысле беспрецендентным явлением в истории музыки… Он необычен прежде Всего неслыханной автобиографичностью своего творчества, далеко превосходящего Своей автобиографичностью любого великого художника, буть то Гёте, Пушкин, Вагнер, Чайковский, кто хотите… Другими словами, чтобы его до конца понять и передать надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу. Это погружение в чужое «Я» удаётся людям только в состоянии «любви». Пусть это парадокс, но мне кажется, что Шопен требует от исполнителя особенно большой любви, которая бывает в жизни столь же редко, как редок очень большой талант. Вот почему Шопен так труден для пианистов» [5, 112]

Влияние Фридерика Шопена на последующее музыкальное творчество очень велико. Оно проявилось не только в сфере пианизма, но и в области музыкального языка, и в области музыкальной формы, и конечно, в эстетике.

Подводя итог, можно сделать вывод, что основной целью эстетического воспитания личности выступает становление эстетической культуры человека.

Этот процесс требует, как можно более широкого непосредственного общения общества с лучшими образцами художественно-эстетического творчества разных народов в его классических и современных проявлениях. Таким примером и является творческое наследие выдающегося польского композитора Фридерика Шопена.

Список литературы

  1. Бэлза И.Ф. Шопен. М.:Наука, 1968. 379 с.
  2. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство Института психологии РАН, 1997. 352с.
  3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 404 с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
  5. Дельсон В.Ю. – Генрих Нейгауз. – М.: Музыка, 1966. C. 112
  6. Мазель Л. А. Исследования о Шопене. М., 1971. C. 142
  7. Малинковская А. Бела Барток – пианист.– В кн.- Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып 11. М., 1973. 343 с.
  8. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / Ред, прим и вст ст Г. М Когана М, 1966. 218 с.
  9. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248с.
  10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.:Классика XXI, 1999. 232 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: