УДК 376

Методологические подходы к построению системы подготовки курсантов военных вузов к служебно-профессиональной деятельности

Миля Алексей Викторович – старший преподаватель кафедры самолетовождения Филиала военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Аннотация: В статье рассматриваются методологические подходы исследования проблемы формирования готовности курсантов военных вузов к служебно-профессиональной деятельности. Описана классификация умений и навыков воспитательной работы курсантам военных вузов в рамках военно-профессиональных задач. Подчеркивается важность привития военно-педагогических компетенций и готовности к их реализации в служебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: методологические подходы, педагогика, курсанты военных вузов, компетенции, служебно-профессиональная деятельность.

В результате изучения педагогической литературы очевидно, что на современном этапе развития особой актуальностью обладает проблема повышения эффективности профессионального образования и его реформирования. Исследуя состояние проблемы в теории и практике подготовки курсантов военного вуза мы пришли к выводу, что методологической основой для построения системы готовности курсантов военного вуза к служебно-профессиональной деятельности должна выступить совокупность системно-деятельностного, аксиологического, ресурсно-средового, компетентностного, мультидисциплинарного и синергетического подходов. [1]

Системно-деятельностный подход (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.И. Долгова, М.С. Каган, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Э.Г. Юдин и др.) выступает общенаучной основой исследования и построения системы подготовки курсантов военного вуза к служебно-профессиональной деятельности, обеспечивая ее рассмотрение как целостной, динамичной, интегративной педагогической системы, обладающей свойством эмерджентности, поскольку достичь поставленной цели возможно, только реализуя все ее компоненты во взаимосвязи и взаимодействии. [5]

Понятие системно-деятельностного подхода имеет достаточно давнюю историю, так как впервые оно появилось в 1985 году и трактовалось как система, направленная на получение конкретного результата, в качестве функциональной системы, модели потребного будущего, а также в качестве результата, выступающего в качестве ценности и мотива деятельности [6]

Системно-деятельностный подход в педагогической науке представляет собой организацию обучающего процесса, в рамках которого особое место занимает самостоятельная и активная познавательная деятельность обучаемого лица. Основным моментом в данном аспекте будет являться планомерный уход от информационную знанию к действию. К числу принципов данного подхода можно отнести такие принципы, как учет сензитивности, субъектность, рефлективность деятельности, результативность, учет ведущих видов деятельности и смены таковых и иные.

Аксиологический подход (Н.В. Бордовская, В. Виндельбанд, И.И. Докучаев, В.А. Караковский, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, Н.С. Розов и др.) выполняет роль стратегии исследования, отвечает за содержательное наполнение системы, обогащает процесс подготовки курсантов военного вуза к будущей служебно-профессиональной деятельности определенным ценностным смыслом. Стоит отметить, что в педагогике аксиологический подход представляет собой механизм, который выступает в качестве звена между практическим подходом и подходом познавательным. Этот подход устанавливает взаимосвязи между личностью, а также ценностями и рядом культурных и социальных факторов.

Представляется, что перемены, которые сегодня можно наблюдать в современном обществе, активирую поиск способов и ценностей, способных вовлечь молодежь в образовательный процесс. В качестве решения проблемы, которая непосредственно связана с преодолением культурного кризиса и развития ценностей у человека, выступает педагогическая аксиология, являющаяся методологическим подходом к осмыслению всех явлений педагогической направленности. Отметим, что изучаемых подход весьма характерен для современной педагогической науки, для которой воспитанник представляет высшую ценность [2].

На этом фоне аксиологию можно рассматривать через призму некого методологического фундамента для современной педагогики и образования. Стоит отметить, что в развитие современной педагогической аксиологии весьма существенный вклад внесли труды таких исследователей, как Б.Г. Кузнецова, В.М. Розина и многих иных. Представляется, что в качестве основного понятия в аксиологии выступает понятие ценности, так как это понятие характеризует собой социокультурное значение всех явлений объективной действительности, которые сегодня включены в ценностные отношения.

Социокультурные условия, которые можно наблюдать на современном этапе развития, сегодня нуждаются в использовании оптимального подхода к внедрению в них различного рода инноваций. Более того, именно указанные условия во многом определяют основные тенденции, существующие сегодня в области развития профессиональной подготовки специалистов, которые бы обладали всеми необходимыми компетенциями. Результат обучения в этом случае находит свое выражение в формировании конкурентоспособной и эрудированной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям объективной действительности. Данная проблема приобретает особую актуальность в тех случаях, когда речь заходит непосредственно о военном образовании, так как военная специальность предъявляет весьма высокие требования к личности человека и его знаниям.

Ресурсно-средовой подход (В.И. Андреева, А.И. Артюхина, Ю.С. Мануйлова, Е.И. Иванова, А.М. Кондаков, Н.У. Ремизова и др.) выступает в качестве практико-ориентированной тактики исследования, определяющей выбор форм и средств организации педагогического процесса в специальном вузе, позволяющей создать в вузе особую образовательную среду, обеспечив актуализацию внутренних ресурсов курсантов. В широком смысле данный подход в рамках педагогической теории во многом основывается на анализе влияния объективной действительности на формирование и на развитие личности человека, равно как на ход педагогического процесса в целом и на результаты обучения соответственно [2; 5].

В качестве основного методологического подхода к решению задачи, состоящей в формировании военного специалиста, выступает комплексный подход, представителями которого были В. Г. Афанасьев, В. А. Кутырев и другие исследователи. Данный подход позволяет в полной мере описать весь учебно-воспитательный процесс с теми особенностями, которые определены в рамках настоящего исследования. Более того, значимость этого подхода во многом предопределена тем, что он подразумевает исследование указанной деятельности с учетом того, что педагогический процесс разносторонний, и для достижения поставленных перед ним целей стоит приложить немало сил и усилий [7]

Идея компетентностного подхода наиболее полно представлена в трудах П.П. Борисовой, В.А. Болотова, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, Д.А. Иванова, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского и др. Понятие «компетентностный подход» достаточно широкое распространение получило только в начале 21 века, а вызвано это было дискуссиями относительно проблем и способов модернизации всей системы образования нашей страны. Стоит отметить, что данный подход подразумевает не усвоение знаний и умений, которые никак не связаны между собой, а овладение ими в совокупности. В связи с этим, в основу первоначального отбора и последующего формирования методов обучения заложена структура необходимых компетенций, а также тех функций, которые данные компетенции выполняют в рамках образовательного процесса. Стоит отметить, что понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» активно применяются при определении изменений в образовании, которые являются необходимостью на фоне изменений реальной действительности. Отметим, что под компетенциями в данном аспекте стоит понимать обобщенные способы действий, которые обеспечивают эффективное выполнение лицом своих профессиональных обязанностей. Говоря иначе, это способ на практике продемонстрировать и применить свою компетентность. Как справедливо отмечается в литературе, компетентность здесь является категорией, которая принадлежит сфере отношений между практикой и знанием [5].

Полагаем, что компетентностный подход также представляет собой совокупность общих принципов по определению целей образования, равно как отбора содержания образования в целом и организации образовательного процесса в частности. Рассматривая данные принципы более детально стоит отметить, что к их числу относятся следующие принципы:

  • смысл образования состоит в том, чтобы обучающиеся лица могли на самостоятельной основе разрешать проблемы, которые в будущем могут появиться в их профессиональной деятельности на основе знаний и опыта;
  • содержание образования стоит рассматривать через призму дидактически адаптированного социального опыта в сфере решения нравственных, политических, познавательных и мировоззренческих, равно как и иных проблем и задач;
  • смысл организации образовательного процесса состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для формирования у учащихся опыта по решению проблем, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности;
  • оценка образовательных результатов должна базироваться на анализе уровня образованности, который был достигнут на определенном уровне или этапе обучения.

А.В. Хуторской в понятие «образовательная компетенция» включил ряд смысловых ориентаций, а также умений, знаний и опыта деятельности учащегося. Внедрение данного ряда в практическую деятельность во многом позволит решить проблему, суть которой заключается в том, что учащийся имеет только теоретические знания, а их практическое применение вызывает у него определенные трудности [7].

Под мультидисциплинарным подходом, стоит понимать использование методов, а также теории и практики, равно как фактических данных тех или иных дисциплин. Например, в рамках преподавания воздушного права стоит приводить примеры из политологии или истории. Междисциплинарный подход подразумевает, что некоторая проблема будет изучаться на стыке различных научных дисциплин. Например, воздушная навигация обязательно подразумевает знание высшей математики или, например, инженерной графики.

Значимость данного подхода состоит в том, что он позволяет весьма разностороннее изучить тот или иной предмет и формирует полноценное и целостное знание у обучающегося. Как отмечает О.В. Борисова, «опыт обучения с применением различного рода мультидисциплинарных модулей показывает, что эта практика существенно повышает конкурентоспособность выпускников. Это приобретает особую актуальность в ситуациях, в рамках которых выпускник осуществляет трудовую деятельность в области, для которой наличие широкой совокупности умений и знаний является объективной необходимостью» [4].

Синергетический подход позволяет рассмотреть развитие исследовательской компетенции педагога как процесс самоорганизации сложной системы. Появляется возможность применить синергетическое моделирование, найти новые подходы в области его самообразования и саморазвития. В отличие от других, такой подход имеет ряд преимуществ, что положительно сказывается на качестве образования. «Внедрение» синергетического подхода в систему образования – сложный, динамичный, многоуровневый процесс, связанный с различными формами инновационной деятельности педагога, среди которых – развитие творческого потенциала, методологической культуры, самообразование играют не последнюю роль. С помощью инновационной деятельности раскрываются новые аспекты научно-педагогического знания. В современном обществе, как предполагает Т.Б. Загоруля, педагогика будет направлена не на знание, а на выработку иного стиля мышления. [3]

Выполнить эти задачи сможет педагогическая синергетика, а затем и постсинергетика, которая направлена на решение задач в области обучения и воспитания человека, являющегося полноценной и разносторонней личностью. С этим согласуется применение в образовательном процессе различных компьютерных технологий, например, это актуально для случаев организации дистанционного образования, которое реализуется в рамках педагогической синергетики.

Таким образом, вышеописанные методологические подходы играют важную роль в процессе повышения эффективности профессионального образования. Модернизация Вооруженных сил РФ, связанная с разработкой и внедрением в войска России современных методов ведения боевых действий, сверхтехнологичных образцов вооружения и военной техники, предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке выпускников военных вузов ВКС. В настоящее время это определяет насущность улучшения системы высшего военного образования, в основу которого положено повышение уровня готовности курсантов к служебно-профессиональной деятельности. На базе анализа, обобщения психолого-педагогических исследований целесообразно определить сущность, содержание и структуру системы формирования готовности будущих офицеров ВКС к служебно-профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Александров Д.Г. Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности : дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.
  2. Алехин И.А. Развитие теории п практики военного образования в России XVIII начала XX века: Дис. д-ра пед. паук. М., 2004.
  3. Алферов A.M. Формирование готовности военных инженеров к профессиональной деятельности : дис. канд. пед. наук. Новгород, 2005.
  4. Бакштановский В.И. Профессиональная этика: социологические ресурсы // Социологические исследования. 2005. № 6. – С. 56-68.
  5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. – 304 с.
  6. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993.
  7. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 283 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: