УДК 37.013

Социально-коммуникативное развитие детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях

Алексеева Ольга Петровна – инструктор по физической культуре (плаванию) Детского сада №49 "Родничок" города Нижневартовск.

Железняк Полина Александровна – инструктор по физической культуре Детского сада №49 "Родничок" города Нижневартовск.

Аннотация. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет корректировать имеющиеся нарушения и устанавливать положительные коммуникационные взаимодействия. Цель статьи – раскрыть особенности социально-коммуникативного развития дошкольников с ЗПР. Дошкольники с ЗПР характеризуются отставанием в развитии психической деятельности, вызывающим снижение потребности в общении со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-развивающая работа направлена на повышение потребности коммуникационного взаимодействия в ходе вовлечения дошкольников в разнообразные виды деятельности, обучения эмоциональному реагированию. Необходимо вовлекать семьи дошкольников с ЗПР в совместную деятельность и обучать педагогический коллектив детского сада навыкам социально-коммуникативного развития таких детей. Дефектологи, логопеды, воспитатели и семьи детей с ЗПР вносят вклад в социально-коммуникативное развитие указанных дошкольников.

Ключевые слова: дошкольник, детский сад, развитие, социально-коммуникативные навыки, задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа, коммуникационное взаимодействие.

Приобретение опыта для жизнедеятельности в обществе начинается еще в дошкольной образовательной организации, где дети получают разностороннее развитие познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного характера. Данное развитие отмечено со стороны личности ребенка, образовательного процесса и организационной структуры дошкольного образования [1].

Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит в ходе вовлечения его в разные виды деятельности в детском саду и содействует его функционированию в обществе. Детям с задержкой психического развития (ЗПР) важно обеспечить качество дошкольного образования в плане социально-коммуникативного развития [3]. С этой целью необходимо формирование социально-коммуникативных навыков, являющееся, с одной стороны, «важным фактором успешной коррекции нарушений в развитии» [4, с. 170]. С другой стороны, этот процесс предоставляет больше возможностей для установления положительных коммуникационных взаимодействий в обществе, связанных с сотрудничеством со сверстниками и взрослыми, инициированием общения и вовлечением в совместную деятельность [2].

Цель статьи – раскрыть особенности социально-коммуникативного развития дошкольников с ЗПР. Выделены следующие задачи исследования: охарактеризовать особенности детей с ЗПР в дошкольном возрасте; описать сущность коррекционно-развивающей работы по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР; предложить пути совершенствования работы по социально-коммуникативному развитию детей с ЗПР в дошкольных образовательных организациях.

Для дошкольников с ЗПР характерно отставание в развитии психической деятельности в виду некоторых органических повреждений мозга. У данных детей «снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми» [4, с. 170], соответственно наблюдаются затруднения в формировании социальных отношений и коммуникативные трудности в семье, детском саду и при взаимодействии с другими людьми.

Данное отставание корректируется при адекватном обучении дошкольников с ЗПР, обеспечивающим коммуникационное взаимодействие с учетом их личностных особенностей и речевого развития. Указанный процесс является трудоемким и требует совместной работы дефектологов, логопедов, воспитателей, семей детей как участников образовательного процесса [2]. Они должны осознавать особенности имеющегося у данной категории дошкольников уровня развития социально-коммуникативных навыков. Они в свою очередь характеризуются стойким фонетическим недоразвитием, медленным формированием и фиксацией речевых форм, бедностью речевого общения, отсутствием самостоятельности в речевом творчестве.

Также необходимо понимать превалирование внеситуативно-познавательной формы общения в ходе неорганизованного коммуникативного взаимодействия, а также незначительный речевой контакт со сверстниками и взрослыми в виду незаинтересованности в общении с ними. Такие особенности возникают в виду скудного словарного запаса, отсутствия информации для ответа, ограниченности намерений к высказыванию, неадекватных речевых реакций. В итоге из-за недостаточного уровня развития социально-коммуникативных навыков дошкольники с ЗПР не всегда понимают собеседника и быстро прекращают словесное общение.

Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР, осуществима в дошкольных образовательных организациях, обеспечивающих условия их социально-коммуникативного развития. Данная работа выстраивается на основе специальных коллективных занятий в виде игр [2], индивидуальных занятий, совместной деятельности участников образовательного процесса.

Рассматриваемая коррекционно-развивающая работа направлена в первую очередь на повышение потребности коммуникационного взаимодействия с другими детьми в детском саду, дефектологами, логопедами, воспитателями, семьями разных категорий детей. Данная потребность впоследствии должна быть реализована и во внешней среде при коммуникационном взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми с учетом вербальных и невербальных средств коммуникации. При этом важным становится приобретение таких социально-коммуникативных навыков, как соблюдение очередности в беседе и поддержание ее темы, слушание собеседника и проявление к нему внимания и уважения, использование доброжелательного тона взаимодействия [4].

Коррекционно-развивающая работа ориентируется на создание в детском саду условий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР в познавательной, физической и художественно-эстетической деятельности. В такой развивающей среде разнообразие видов деятельности помогает дошкольникам выстраивать партнерские отношения средствами предметов и оборудования, представленных в разных помещениях детского сада. Так дошкольники с ЗПР могут обогащать свой кругозор и высказываться о своих предпочтениях и интересах в игре и познании [2].

Для рассматриваемой коррекционно-развивающей работы характерно проявление детьми с ЗПР эмоционального реагирования в коммуникационном взаимодействии, которое позволяет развивать их способность к самоконтролю и эмпатии. В детском саду необходимо обучать дошкольников социально-коммуникативным навыкам «освоения, регуляции и отражения эмоционального реагирования» [5, с. 22]. Участникам образовательного процесса целесообразно акцентировать внимание на эмоциях сверстников и взрослых, объяснять их значение и значимость в разных коммуникативных ситуациях. При этом важно уметь подражать эмоциям, различать и понимать их смысл, а впоследствии выстраивать и реализовывать свое эмоциональное поведение с учетом эмоционального состояния других людей, в результате чего отмечается положительное реагирование на эмоции других людей.

Совершенствование указанной коррекционно-развивающей работы связано, во-первых, с вовлечением семьи дошкольников с ЗПР в совместную деятельность и формированием партнерских отношений между самим ребенком и его семьей. Остальные участники образовательного процесса должны тесно сотрудничать с семьями, имеющими разные категории дошкольников. Это сотрудничество проявляется в ходе организации праздников и спортивных мероприятий, проведения выставок результатов художественно-эстетической деятельности и участия в экскурсиях [4].

Во-вторых, педагогический коллектив детского сада должен быть профессионально готов сотрудничать с детьми с ЗПР, демонстрируя достаточный уровень сформированности профессиональной компетенции касаемо развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. Этому способствует регулярное обучение дефектологов, логопедов и воспитателей по программе продуктивной организации коммуникационного взаимодействия с обучающимися с ЗПР, участие в мастер-классах касаемо особенностей развития социально-коммуникативных навыков разных категорий дошкольников. Также педагогический коллектив должен быть готов создавать доверительную атмосферу коммуникационного взаимодействия, которая влияет на проявление дошкольниками с ЗПР положительных эмоций от сотрудничества в совместной деятельности [2].

В завершение необходимо отметить значимую роль дефектологов, логопедов, воспитателей и семей разных категорий детей в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ЗПР. Как следствие снижается проявление затруднений последних в формировании социальных отношений и коммуникативных трудностей в детском саду и внешней среде.

Список литературы

  1. Бородина А. Е. Инновационные технологии в дошкольном образовании: формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста // Вестник педагогических наук. 2021. № 6. С. 38–41.
  2. Васильева М. В. Особенности коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 22. С. 1632–1636.
  3. Лебедева И. Н., Лопатина Л. В. Исследование коммуникативных умений у дошкольников с дизонтогенезом психического развития в контексте социально-коммуникативного развития в инклюзивных группах // Современный ученый. 2021. № 4. С. 85–90.
  4. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2017. № 10. С. 167–178.
  5. Шохова О. В. Применение театрализованных игр для развития эмоционального реагирования у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития // Современный ученый. 2021. № 2. С. 21–27.

Интересная статья? Поделись ей с другими: