УДК 070

Проблема «информационной войны» в мировой журналистике и пути ее решения

Чжан Кэ – студентка бакалавриата кафедры Методики преподавания иностранных языков

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема «информационной войны» в мировой журналистике. Подчеркивается важность мировой журналистики в выявлении проблемы «информационной войны» и поиска путей своевременного решения. Рассмотрены критерии актуальных проблем мировой журналистики. Изучено понятие «информационная война». Рассмотрены основные этапы проведения «информационной войны». Автором исследовано влияние «информационной войны» на общество и его основные последствия. Изучены основные объекты применения информационного оружия. Предложены основные пути решения проблемы «информационной войны».

Ключевые слова: проблема, мировая журналистика, пути решения, актуальность, развитие.

Актуальность темы заключается в том, что в последнее время отрасль мировой журналистики развивается очень быстрыми темпами. Данная сфера постоянно совершенствуется и меняется под современные требования рынка. Появляются новые платформы для публикации статей, размещения информационного материала, поля и области для размещения рекламных проспектов, а также копирайтинга. Следует отметить, что мировая журналистика не лишена определенных трудностей и проблем, возникающих на пути осуществления своей деятельности.

В последнее десятилетие произошло накопление данных проблем и назревание конфликтов, требующих своевременного разрешения. Большую роль в этом играет отрасль мировой журналистики, помогающая выявить данные проблемы, их систематизировать и наметить пути дальнейшего решения [2, с.111].

Основные проблемы мировой журналистики рассматривали многие ученые, среди которых можно отметить труды И.А. Дымовой, К.В. Дементьева, А.Е. Медведева и других.

Считаем, что исследования данных ученых во многих случаях носят поверхностный характер и не затрагивают глубину изучаемых вопросов. В настоящее время требуется комплексный подход к изучению и анализу актуальных проблем мировой журналистики, а также поиску путей их решения.

Для того, чтобы подойти к исследованию проблем мировой журналистики комплексно необходимо понимать, что данные проблемы и их элементы взаимосвязанны.

Глобализация стала главнейшей чертой современного мира, имеющей влияние на развитие нашей планеты. Фактически понятие означает растущую взаимозависимость между странами, регионами и людьми. Она касается почти всех аспектов социальной жизни, включая политику, экономику, социальную сферу, идеологию, культуру, безопасность, экологию, образ жизни и т.д. [1, с. 50].

Под проблемами мировой журналистики следует понимать современные проблемы, требующие решения совместными усилиями мирового сообщества. К таким проблемам относятся: экономические, демографические, культурные, экологические, исторические проблемы и другие.

Проблемы мировой журналистики требуют новых исследовательских подходов и разработки действенных инструментов для их решения. В последнее время журналисты объединяются в научные группы и организовывают работу по направлениям исследования [5, с.246].

К основным критериям актуальных проблем мировой журналистики относятся:

  1. глобальный характер рассматриваемых актуальных проблем;
  2. наличие проблем является главным фактором поиска их решения, а следовательно, фактором развития общества в целом;
  3. совокупность рассматриваемых проблем требует незамедлительного поиска их решения, в противном случае они могут нанести вред всему мировому обществу и государству;
  4. решение актуальных проблем невозможно на основе индивидуального подхода, требуется интегрированный подход к комплексному решению.

Мировая журналистика является связующим звеном в решении проблем различного характера и уровня, поскольку средства массовой коммуникации обеспечивают взаимодействие между различными представителями групп (культуры, искусства, спорта, здоровья и т.д.). Однако проблема осложняется тем, что в настоящее время наблюдается финансирование средств массовой информации (СМИ) иностранным капиталом и как следствие этому происходит заимствование, а иногда и полное перенесение информации и своеобразных подходов ее преподнесения. Причем некоторые проблемы носят глобальный характер, и они требуют совместного решения со стороны различных государств, а не только рассмотрения на уровне отдельного сообщества [4, с.276].

Таким образом, при рассмотрении проблем мировой журналистики необходимо придерживаться следующих основных правил:

  1. рассмотрение проблем не должно носить агрессивный характер, вызывать панику и тревогу у общества, что приведет к еще большим проблемам;
  2. учитывать мнение общественности при поиске решений возникающих проблем.

Одной из важных проблем журналистики на сегодняшний день является проблема «информационной войны».

Впервые термин «информационная война» был употреблен Т. Рона в отчете «Системы оружия и информационная война», подготовленном им в 1976 г. Он подчеркивал, что «информационная инфраструктура является ключевым аспектом американской экономики, в то же самое время она становится и уязвимой целью как в военное, так и в мирное время» [4, с.276].

Существует несколько определений понятия «информационная война». По определению Н.И. Панарина под информационной войной понимается комплексное совместное применение средств и сил информационной и вооруженной борьбы.

Согласно определению А.С. Иванова, под «информационной войной» называется коммуникативная технология по оказанию воздействия на информационные системы противостоящей стороны с целью достижения информационного превосходства при одновременной защите собственных информационных систем.

С.П. Расторгуева считает, что «информационная война — это открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере».

Анализируя современный этап развития, авторы, например В. Дергачев, констатируют, что глобальная система Интернета превращается в фактор политической и экономической действительности, в средство геополитической коммуникации, где мобильность информации становится стратегическим ресурсом, не имеющим территориально-государственной организации.

Считаем, что определение А.С. Иванова более точно и полно раскрывает сущность данного понятия.

В последенее время «информационные войны» получают широкое распространение. Они внедряются во все сферы общественной, политической жизни людей и общества в целом. Причем характер их внедрения является в основном ненавязчивым, характеризующийся отсутствием видимых разрушений.

СМИ стали «первой властью», от которой зависят геополитические изменения, происходящие в мире. Именно поэтому проблемы ведения информационных войн, создания систем информационной безопасности являются актуальными и востребованными в современном мире.

Следует отметить, что роль и важность журналистики увеличивается именно в сложные периоды времени. Это связано с возникновением ряда внутренних и внешних причин, которые приходится освещать журналистам на просторах информационного пространства. Проблема «информационной войны» может носить локальный характер, вызывать столкновение противоположных интересов и взглядов, различных позиций и точек зрения. Необходимо отметить, что в настоящее время идет идейно-информационная война мирового масштаба, носящая пропагандисткий характер. Во многом случае идет манипуляция сознанием людей путем искажения сведений, подменой их ложными данными. Причем каналы распространения такой информации носят локальный характер, включая СМИ, журналы, газеты, Интернет и т.д. Различные мнения и точки зрения журналистов по рассматриваемой проблеме могут вводить в ложное заблуждение слушателя. Объективность журналистики во многом случае зависит от мировоззрения самого журналиста, его умения преподнести материал, а также от занимаемой гражданской позиции в обществе. Здесь очень важно видеть в журналисте такие качества, как ответственность, правдивость и наличие чувства патриотизма перед своей Родиной и обществом [3, с.34].

Основными этапами проведения «информационной войны» являются:

  1. определение целей и задач проведения «информационной войны»;
  2. планирование тактики и стратегии поведения участников «информационной войны»;
  3. составление плана действий;
  4. ход проведения;
  5. оценка полученных результатов и их эффективность.

В ходе «информационной войны» применяется информационное оружие.

Основными объектами применения информационного оружия являются:

  1. средства массовой информации (прежде всего радио, телевидение, интернет);
  2. компьютерные системы и программы, используемые государственными органами власти и межведомственными структурами управления;
  3. военная информационная инфраструктура, решающая боевые задачи в интересах вооруженных сил;
  4. банковские управленческие структуры, организации транспортного и промышленного назначения и т.д.

Успешность информационного оружия состоит в степени его ассиметричности. Ассиметричность очень часто проявляется в негативных контекстах, например, в обвинении кого-либо, что вызывает соответствующую реакцию со стороны общества. Свойство ассиметричности предполагает отсутствие возможности противостоять, дать обоснованный ответ и отстоять свое убеждение. Поэтому асимметричность является единственно возможным вариантом при столкновении с более сильным противником. К асимметричности можно также отнести нереагирование на какие-либо требования, которые выдвигаются противоположной или нейтральной стороной.

Как правило, «информационные войны» имеют психологическое воздействие на общество и информационное. В первом случае воздействие оказывается на сознание людей, а также их поведение. Во втором случае объектом являются информационные системы и компьютеры.

Следует отметить, что часто проявлением «информационной войны», выражением пропагандисткой позиции по отношению к обществу является непосредственно реклама. Занимая значительное место в интернет - пространстве, реклама становится неотъемлемой частью каждого нашего выхода в сеть. Она буквально появляется из неоткуда и, как правило, отражает недавние поисковые запросы. Навязчивая реклама не пользуется особым спросом, так как закрывает основную информацию просматриваемой страницы и снижает внимание пользователя. Однако, невольно человек становится зависимым от информации, содержащейся в информационном блоке.

Считаем, что решение рассмотренной проблемы состоит в том, что журналисты должны с осторожностью распространять информацию, стараясь не допускать возникновение неоднозначных мнений и разногласий. Кроме того, журналисты должны тщательно проверять поступившую информацию на достоверность фактов, их правдивость и актуальность. С развитием информационных технологий любой человек без особого труда может столкнуться с фактами и информацией, которая может изменить его сознание и поведение, но также нанести вред здоровью личности и мировой общественности в целом. Следовательно, в случае возникновения сложных проблем и ситуаций мировая журналистика может обращаться за помощью в их решении к ученым, экспертам и специалистам различного уровня.

Можно сделать вывод, что проблема «информационной войны» в мировой журналистике требует своевременного решения со стороны специалистов и общества. С одной стороны такая проблема способствует возникновению сложностей и препятствий на пути осуществления деятельности, а с другой стороны она дает мощный стимул к «перезагрузке» всей мировой системы журналистики.

Список литературы

  1. Дементьева К.В. Роль журналистики в освещении актуальных проблем современности // Журналисткий ежегодник. № 4. С. 50-53.
  2. Дементьева К.В. Актуальные проблемы современности и журналистика: учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 210 с.
  3. Иванова С.М. Система поиска и анализа достоверной информации в сети Интернет // Вестник Брянского государственного университета. № 2. С. 34-40.
  4. Иванов С.А. Информационная война: сущность и основные формы проявления // Политология. 2019. №4. С.276-280.
  5. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.

Интересная статья? Поделись ей с другими: