УДК 93/94

Реформы Петра Первого

Слесаренко Зарина Ринатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: На основе цивилизационного подхода к историческому процессу в настоящей работе рассматривается вопрос о том, как Петр I своими реформами намеревался поменять вековой уклад России. Полученные результаты позволяют объективно взглянуть на петровские преобразования и российский исторический процесс.

Ключевые слова: Петр I, реформы, Российская империя, абсолютная монархия, самодержавие, военно-бюрократическое государство.

История России знает немало преобразований, которые затрагивали практически все сферы общественной жизни. Один из ранних и наиболее известных реформаторов считается Петр I (1682-1725 гг.). Благодаря его реформам Россия поднялась на новый уровень развития. Она стала великой европейской державой, получила статус империи, был организован морской флот, отвоеван выход к Балтийскому морю, построена новая столица – Санкт-Петербург, изменена система управления страной (Сенат, Синод, коллегии, губернии). Одним словом, реформы Петра I подняли державу на мировой уровень и дали толчок в развитии. Огромные изменения произошли и в культурной, социальной и экономической средах. Петровские преобразования оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране [2].

В исторической науке до сих пор преобразования Петра I вызывают ряд дискуссий. В результате одни исследователи положительно рассматривают деятельность первого императора и боготворят его, другие – негативно оценивают успехи реформатора. Поэтому в исследовательской литературе, а также в общественном сознании возникло множество различных мнений и оценок личности и деятельности Петра. Так, например, выделяют три группы мнений и оценок: панегиристы, обличители и объективисты.

В первую группу относятся те, кто считают Петра Первого уникальной личностью (так считали М.В. Ломоносов, П.Н. Крекшин, И.И. Голиков и др.). Панегиристы отмечали, что Петр Великий изумлял современников неординарным поведением, манерой общения, одеждой. Так царь мог лично принимать участие во многих начинаниях, например, в сражениях, где в основном одерживал победы над неприятелем (известно, что в Полтавской битве Петр повел войска в контратаку). Он один из первых государей отправился в Великое посольство в 1697 г. под чужим именем – Петр Михайлов. За границей царь усердно учился кораблестроению, в совершенстве овладел кораблевождением, градостроительством, артиллерийским делом и многим другим. Принцесса София Ганноверская в своих свидетельствах писала, что молодой царь работает над постройкой кораблей. Он «показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы…» [1]. Во много уникальность Петра в том, что он создал Великую Россию из «ничего» [5].

Во вторую группу относятся те, кто считают Петра отрицательной личностью российской истории (так считали Н.М. Карамзин, М.М. Щербатов, А. Герцен, Д. Фонвизин и др.). Мыслители утверждали, что Петр I, подражая Западу, сознательно уничтожал самобытную, национальную культуру России. То, что создавалось простым народом, веками (традиции, обычаи, порядки) устарело, на смену пришли новые порядки по европейскому образцу.

Всеми своими действиями Петр I разрушил представление русских людей о личности российского государя. Поэтому личная жизнь царя, его поступки вызывали только осуждения. Вседозволенность, нравственная распущенность, пьянство, разгулы – в глазах подданных разрушали образ православного русского царя, который создавался столетиями. Окончательный разрыв с духовной русской традицией произошел в тот момент, когда Петр подчинил Церковь государству. По сути царь отказался от сакральной, священной функции русской государственной власти. В связи с этим уже при жизни императора в народном мнении распространяется убеждение, что Петр – не царь, а антихрист. Также появилось другое мнение – о подмене царя (Дьякон Чудова монастыря Иона Кириловец).

В третью группу относились те, кто считал Петра I сложной и противоречивой личностью (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.). Объективисты с одной стороны признавали заслуги в деятельности Петра, с другой – показывали недостатки его действий. Личность императора характеризовалась как противоречивая (добрая вместе с тем и жестокая). Однако эти личные противоречивые качества Петр Первый сумел подчинить основной идее – служению Отечеству и деятельному преобразованию своего Отечества в новых исторических условиях. В этом есть его величие. В своих поздних работах Н. Карамзин напишет: «Явился Петр… и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России Петр… увидев Европу, [он] захотел делать Россию – Голландиею» [5]. Получается, что своими новациями Петр Великий подключил Россию к мировой цивилизации (человечеству), однако подражательство Западу привело к одичанию русских (Н. Карамзин, А. Кара-Мурза).

После того, как Петр I обрел власть, он сразу же приступил к управлению государством. Основными причинами для этого служили следующие факторы:

  • понимание того, что такие огромные и плохо изученные территории имеют необходимость в постоянной защите и налаживанию новых политических и экономических связей;
  • убежденность в том, что ему досталось государство, сильно отстающее в развитии в отличие от европейских стран, которые уже преуспели во многих сферах жизни [3].

Исходя из сказанного, император понимал, что для обеспечения защиты своего государства необходимо создать сильную и надежную армию и менять первоначальный уклад жизни и укреплять собственную власть. Именно это и стало главной целью реформ Петра I.

Поскольку любые преобразования и новшества всегда воспринимаются негативно и настороженно со стороны общества, многие изменения Петра вызвали недовольства. Часть населения пыталась оказывать сопротивления. Особого статуса лишились бояре и духовенство, некоторые дворяне боялись отступать от старых обычаев [6]. Однако эти недовольства не смогли остановить изменения, а только затормаживали процесс преобразований.

Реформы времен Петра можно было бы разделить на две стадии:

  1. С 1696 по 1715: в эти года изменения проходили торопливо, под давлением; были плохо продуманны, иногда не давали положительных результатов. В основном все мероприятия данного периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне;
  2. С 1715 по 1725: в это время все изменения были запланированы, а также проходили успешнее, в отличие от преобразований первой стадии [3].

Переняв опыт из Западной Европы, Петр I в 1698 году преступил к стремительному преобразованию не только государственной, но и общественной сферы. Изменения:

  • государственно-административные: реформы государственного и местного управления, изменение системы престолонаследия, учреждение Сената;
  • военная реформа: создан военно-морского флота, регулярная армия и их полное обеспечение, появление первых гвардейских полков, организованы военные училища и введен военный устав;
  • церковная реформа: при ней церковь была лишена независимости;
  • промышленная и торговая реформы: было начато создание мануфактур, добыча ископаемых, использовались крепостные крестьяне для понижения стоимости рабочей силы, снижение импорта, государственная поддержка со стороны национальных производств;
  • социальные: были проведены сословные реформы (появление новых повинностей для всех сословий), образовательные (для всех стало обязательным получение образования, были созданы специализированные школы), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек). Также произошли изменения в сфере науки;
  • финансовые: денежная и налоговая реформы, введение новой денежной единицы, снижение веса монет;
  • культурные: появилось новое летоисчисление и календарь, в котором год начинается с 1 января, создание государственного театра, ограничение в ношении бород, а также европейские требования к одежде и разрешение употребления табака [3].

Таким образом, главным итогом реформ Петра I стало установление в России абсолютной власти и утверждения Российской империи. При этом у реформ была и обратная сторона – Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, в котором главная роль принадлежала дворянскому сословию. Реформы также способствовали усилению крепостного права. Несмотря на все положительные и негативные стороны петровских преобразований Петр I всегда останется одной из самых значимых фигур в мировой и российской истории. 

Список литературы

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ XVIII в., 1-я четверть / Е.В. Анисимов – Ленинград: Лениздат, 1989. – 495 с.
  2. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. – 1989. – № 7. – С. 3–20.
  3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа / А.Б. Каменский. – М.: Издательство РГГУ, 1999. – 575 с.
  4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России / Н.М. Карамзин. – СПб.: изд. гр. М.Н. Толстой, 1914. – 133 с.
  5. Кара-Мурза А.А., Поляков Л.В. Реформатор. Русские о Петре I. Опыт аналитической антологии / А.А. Кара-Мурза, Л.В. Поляков. – Иваново: Фора, 1994. – 138 с.
  6. Павленко Н.И. Петр Первый / Н.И. Павленко. – 4-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2003. – 384 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: