УДК 821.161.1

 Образ Петербурга в русской литературе XIX-XX вв.

Лю Ичжо – студент Биньхайского института внешних дел при Тяньзиньском университете иностранных языков (Китай).

Аннотация: Санкт-Петербург – это не только красивая культурная столица, но и город с захватывающей историей, наполненной великими победами и тяжелейшими испытаниями. Именно в Санкт-Петербурге произошло много важных событий в стране, определивших ход развития не только в истории страны, но и в мировой истории. Таким образом, вклад Петербурга как исторического города в область русской литературы XIX и XX веков автор излагает с разных научных точек зрения.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, русская культура, история русской литературы XIX-XX вв.

Введение

Многое из того, что придает русской литературе ее глубокую и тяжелую окраску, связано со встречей культур Азии, Византийской империи и христианства на этой огромной северной земле. Россияне сохранили покорность и раболепие восточного абсолютизма, в то же время стремясь к свободе и романтике западной культуры. Санкт-Петербург, как центр русской культуры и искусства, пережил крещение и несколько взлетов и падений, что привело к появлению уникальной литературы на петербургскую тематику. В этой статье мы рассмотрим тему Петербурга в русской литературе в контексте образов города у Достоевского и Гоголя.

Связь литературы и города это уникальный ландшафт в истории мировой литературы, где литературные произведения опираются на город для построения своей художественной миссии, и где город принимает на себя уникальный отпечаток литературного произведения и становится свидетелем перехода между старой и новой литературой во времени. Среди множества городов, вошедших в историю мировой литературы, Санкт-Петербург стал предметом пристального изучения современных ученых благодаря своему глубокому культурному наследию и историческому развитию.

Глава 1

1.1 «Петербургский текст» и петербургский миф

В настоящий момент существует несколько, на первый взгляд, синонимичных понятий, связанных с Петербургом в русской литературе, главные из которых: «петербургский текст» и петербургский миф. Эти понятия часто смешиваются, в то время как, на наш взгляд, их следует разграничивать, поскольку они относятся к разным уровням художественного текста.

Наиболее абстрактным из этих двух понятий является петербургский миф. Петербургский миф – это своего рода мифологический инвариант не имманентный конкретным текстам, он существует потенциально в рамках определенного типа художественного сознания. Такое определение петербургского мифа связано со структурными определениями мифа в целом. Миф – это некая структура, базирующаяся на определенных инвариантных преобразованиях, которые должны читаться по «семантической» вертикали (то есть по парадигматическому принципу)1.

«Петербургский текст» же – это воплощение этого инварианта на текстовом уровне (при этом материалом для воплощения могут быть отдельные произведения отдельных авторов или же совокупность произведений). «Петербургский текст», таким образом, оказывается вторичным по отношению к петербургскому мифу, его смысловым «производным». Этот сверхтекст имеет свое семантическое «ядро», центр, в котором хранятся основные категории петербургского мифа, обеспечивающие его «самотождественность». В роли такого центра для топологических сверх- текстов выступает конкретный локус Петербурга, взятый в единстве его историко-культурно-географических характеристик.

1.2 Образ Петербурга в литературе

Ренессанс пришел в Россию во второй половине XVIII века, вскоре после его расцвета в Европе, и с этого момента началась величайшая оргия в истории русской литературы Золотой век. Классицизм, сентиментализм и романтизм зародились на русской литературной сцене в то время, наполнив русскую литературу большой жизненной силой.

Между концом XIX и началом XX века, через полвека после упадка "Золотого века", с появлением символизма, ахметизма и футуризма, наступил Серебряный век. Русская литература конца XX века пришлась на время распада Советского Союза, когда либерализм и традиционализм столкнулись лицом к лицу, а литературные ценности кардинально изменились. После распада Советского Союза различные литературные идеи андеграундная литература, авангардная литература, альтернативная литература, экспериментальная фантастика и т.д. были разблокированы, и постмодернистская литература, находящаяся под влиянием западной литературы, выделилась из реалистической литературы, а ее содержание сосредоточилось на исторических, культурных и стилистико-философских проблемах времени.

Главная причина, по которой Санкт-Петербург сыграл такую важную роль в русской литературе, заключается в том, что город пропитан русским духом. Петербург всегда нес на своих плечах глубокую историю и культуру, и продолжает нести груз чести и гордости города.

Глава 2

2.1 Петербург Н. В. Гоголя

Гоголь был выдающимся представителем русской критической реалистической литературы XIX века. После окончания гимназии Гоголь покинул родную Украину с устремлениями к большому городу и переехал в Санкт-Петербург с амбициями служить обществу. Однако идеал был богат, но реальность была мрачной, и ему негде было развернуться в большом городе. Позже он нашел работу мелкого клерка, получал мизерную зарплату и с трудом сводил концы с концами. Гоголь на собственном опыте познает тяготы и невзгоды жизни мелкого чиновника, представителя низших слоев общества, и это автобиографическая жизнь "маленького человека" в его последующих произведениях.

Петербург стал важной темой в творчестве Гоголя, например: роль Петербурга нельзя игнорировать в таких произведениях, как "Сказки на ночь у Диканьки", "Китаец" и "Мертвые души", наиболее заметным из которых является сборник повестей "Петербургские повести". Питерборо так суров и ярок в романе для средних классов "Ночь перед Рождеством": "Вдруг передо мной засиял золотой свет, и это были огни всех домов Питерборо ...... Боже мой! Сцена шума, грохота и великолепия; улицы были выстроены вдоль высоких стен четырехэтажных домов; копыта и колеса лошадей стучали с ревом, который эхом отдавался со всех сторон; здания были выстроены повсюду, как будто они возникли из-под земли; мосты дрожали ...... с господами, все одетые в твидовые кожаные пальто. ......" идеальное описание гоголевской мечты о непревзойденном, роскошном и великолепном Петербурге.

Культурные коннотации мифологического персонажа произведения Гоголя "Петербургская повесть". Питерборо был важным городом, в котором писал и жил Гоголь. Петербургские сказки, включающие такие произведения, как "Рим", "Дневник сумасшедшего", "Пальто", "Портрет", "Нос" и "Невская улица", имеют современный мифологический культурный подтекст. Гоголь использует мифопоэтику для изображения мифических историй, которые отчетливо и наглядно представляют собой переосмысление Петербурга и комментарий и критику реального общества.

Например, главный герой "Дневника сумасшедшего" "сумасшедший-безумец", страдающий от мании преследования, маленький персонаж, которого преследуют как физически, так и психически, и который каждый день говорит и делает абсурдные вещи. Изображая этого "безумца", эссе раскрывает преследование трудящихся низших слоев общества и, устами безумца, каннибалистическую природу феодальных ритуалов на протяжении тысячелетий. Поэтому "безумец" в этом произведении это, по сути, символический образ второстепенного персонажа. Трагедия "маленького человека" это раскрытие социальных противоречий. В этом заключается глубокий смысл самой фигуры безумца". Автор считает, что ответственность за трагедию "маленького человека" несет Петербург.

В "Носе" и "Портрете" исчезновение Носа превращает Ковалева, государственного служащего восьмого ранга, в государственного служащего пятого ранга, который становится высокомерным и пользуется всей славой. Художник Халтерков изначально имел "два чистых и светлых глаза", но после случайной встречи с деньгами эти "глаза" превратились в дьявола жадности, и огромное желание художника к деньгам постепенно привело его на путь греха. Умелое использование автором физических органов "нос" и "глаза" в качестве персонажей иллюстрирует духовную болезнь поклонения власти и деньгам в Петербурге, отражая тот факт, что Петербург город греховной жадности.

Можно сказать, что этот город для него одновременно обладает какой-то притягательной красотой, но и безобразием, имеет в себе что-то величественное и в то же время низкое. Писатель совершенно уверен в том, что в этом городе с легкостью может происходить что-либо невероятное и удивительное, в частности, например, нос майора Ковалева, который живет своей жизнью, отдельно от своего владельца и чувствует себя вполне неплохо.

2.2 Петербург Н. А. Некрасова

Некрасов (1821-1878) был одним из самых выдающихся русских революционно-демократических поэтов середины XIX века, "буревестником" второго периода освободительного движения и новатором русской поэзии. Он писал с точки зрения народа, изображая жизнь крестьян и рабочих, выражая дух народного восстания против русского феодально-крепостнического строя и его пережитков. Опираясь на фольклор и используя язык народа, он проложил новый путь в области русской поэзии.

Некрасов был активистом и организатором культурного движения революционных демократов. Он руководил журналами "Современный человек" и "Летопись Отечества", которые были революционными центрами и рупорами в период общей интеллигенции и выпустили два поколения демократических писателей и революционеров. Некрасов внес большой вклад в русскую литературу.

О Петербурге Некрасов писал в разные периоды своей жизни. На глазах поэта менялся облик Петербурга. Столица капитализировалась, теряла свой “строгий, стройный вид”, на ее окраинах вырастали фабрики и заводы, рядом с уютными дворянскими особняками строились огромные Доходные дома “под жильцов”, застраивались пустыри. Некрасивые, угрюмые дома с дворами-колодцами портили классические ансамбли.

Заключение

Последнее десятилетие XIX века открыло новую эру для русской и, более того, мировой литературы. В период с начала 1890-х годов до октября 1917 года, то есть примерно за четверть века, все аспекты экономической, политической, научно-технической, культурной и художественной жизни России претерпели фундаментальные изменения. Этот новый этап историко-культурного развития продемонстрировал драматические изменения и наиболее острый драматизм по сравнению с социальным застоем и определенной степенью литературной стагнации 1880-х годов. Как по скорости и глубине перемен, так и по остроте внутренних конфликтов Россия превзошла в этот период любую другую страну. Образ Петербурга прослеживается и в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт стал свидетелем изменений облика города. Петербург становился более капитализированным, строились фабрики, заводы, по соседству с дворянскими особняками возникали многоквартирные дома.

Примечательно то, что Некрасов показал не только красивые места города, не только его блеск и красоту, но и окраины, и тёмные подвалы.К петербургской теме в своих произведениях обращается и Н. В. Гоголь. У писателя есть даже цикл петербургских повестей. Гоголевский Петербург — это царство, в котором «маленький человек» может исчезнуть без следа, мир роскоши, мир власти, мир, в котором господствуют чины.Гоголь видел внутренний, скрытый от многих, мир Петербурга. И этот мир он смог передать в своих произведениях.

Для того, чтобы литературная традиция устоялась, должен быть талантливый преемник первопроходцев, преемник, который продолжит ее, расширит и углубит, и русской литературе XIX века в этом отношении повезло. В основе этой литературной традиции лежит глубокая озабоченность душой и духом человека, его состоянием и судьбой, напряженный поиск великих вопросов морали и Бога, себя и общества, эпохи и нации, и это сопровождается большими художественными достижениями. Это не одна линия марша, а скорее полный противоречий и путаницы, многослойный и полифонический, полностью исследованный во всех возможных направлениях. Скорбь и страсть, горе и радость, надежда и отчаяние, консерватизм и радикализм, боевитость и созерцательность, низшие социальные слои и высшее духовное бытие все это сливается воедино в мыслях и выражениях. Такую традицию нелегко разрушить, так что даже в ХХ веке, когда литература страны была наиболее политически стеснена, в опубликованных произведениях все еще можно найти не только критическое осмысление действительности и чисто гуманитарную озабоченность, но и непрерывное течение прямой приверженности этой традиции, и поиск духовности, Бога и вечных вещей остается скрытым в некоторых одиноких душах.

Список литературы

  1. Анциферов. Н.П. Непостижимый город…. Сост. М. Б. Вербловская. – Спб.: Лениздат:1991.335 с.
  2. Елинский В.Г.Н.В. Гоголь в русской критике М.Гослитиздат:1953. 265с.
  3. Некрасов Н.А. Стихотворения Правда:1990. 478с.
  4. Классика.ру библиотека русской литературы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.klassika.ru.