УДК 33

Проблемы и риски креативной экономики в современных условиях

Ван Вэньцзэ – магистр факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В работе представлена критика концепции креативной экономики в BANI мире. Эра экономики знаний возможна лишь при комплексном подходе с высокой вовлеченностью государства. Креативная же экономика экстенсивна и обладает ограниченным потенциалом, что не мотивирует государство в полной мере продвигать ее развитие. Показано, что креативная экономика может оказаться ненадежной парадигмой, следовательно, компетенции и ценности, которые характерны для креативной экономики могут оказаться неактуальными и специалисту, который стремится к надежности, стоит предпочесть реальные секторы экономики.

Ключевые слова: креативная экономика, управление по ценностям, экономика знаний, утопизм.

Данная тема привлекла к себе внимание в связи с обострением дискуссии о реализации человеческого капитала в условиях цифрового мира, что связано в том числе с переходом от VUCA-мира, к BANI-варианту [7]. В данном исследовании в качестве объекта рассматриваются модели креативной экономики и управления, основанного на ценности, а предметом являются механизмы и риски их цифровизации. Цель исследования – подвергнуть сомнению надежность креативной экономики как глобального экономического ориентира

Исследование представляет собой теоретическую критику концепции, что обуславливает использование следующих методов: анализ, литературный обзор, выявление противоречий.

Обозначим для начала разницу между креативом и творчеством. По нашему мнению воспринимать их как полные синонимы ошибочно. Для творчества оригинальность не является достаточным фактором, тогда как для креативности оригинальность является конечной целью. Творчество предполагает поиск инновационных способов воплощения вневременного содержания, в то время как креативность предполагает адаптацию содержания к модной и доступной форме.

Следует отметить, что нечеткость определений в принципе затрудняет разграничение таких терминов, как цифровая экономика, креативность, инновации и инклюзивность, которые являются отличительными чертами развитой цифровой эпохи, где Индустрия 5.0 с ориентированным на потребителя подходом, должна, обеспечить высокий уровень жизни [3]. Однако важно рассматривать модели производства, спроса и потребления, не преувеличивая их значение как единственного условия для совершенствования человеческого вида и природы. Глобализация продемонстрировала всеобщее снижение и упрощение интересов, в результате чего мышление человечества становится менее историчным и более поверхностным [1].

Стихийный анархизм, присущий капиталистическому производству, еще более усугубляется спонтанностью разовых проектов, которые вырываются из социального контекста и преподносятся как свежие идеи новыми адептами креативной экономики.

Массовая культура, понятие, которое обычно ассоциируется с популярной культурой, не направлена на воспитание культурной утонченности или изысканных вкусов. Вместо этого она стремится удовлетворить последние тенденции и причуды, что является характерным симптомом дезориентации, который сторонники Economics of Knowledge называют "осцилляцией" [8]. Эта группа рассматривает такую нестабильность как положительный атрибут. Вместе с этим, поколение Z [5], ценящее саморазвитие, отдает предпочтение быстрому успеху и возможности наслаждаться своими достижениями. Они отдают предпочтение навыкам, которые позволяют им своевременно "закрыть гештальт" и дальше лишь пожинать плоды своего упорного труда.

Виртуальные ресурсы с их доступностью могут усугублять моральный хаос и способствовать тому, что некоторые называют паразитической экономикой. Эта цифровая экономика в значительной степени ориентирована на присвоение и извлечение сверхприбыли при минимальных затратах. Виртуализация мира может создать иллюзию прогресса и развития, когда страх устаревания часто приводит к тому, что количество преобладает над качеством, что может приводить к некоторой фрустрации и «потерянности».

В ответ на растущий спрос на подлинность и непреходящие ценности в теряющем их мире "BANI" возникла теория "управления по ценностям" [2]. Однако этот подход ставит во главу угла быстрые реакции, что может противоречить сути творчества. Кроме того, этот стиль управления часто склоняется к делегированию, что может быть не идеальным для творческих процессов.

Хотя глобализация и рост знаний могут стать средством преодоления дефицита ресурсов и способствовать инклюзивности, эти тенденции также могут способствовать эксплуатации знаний и таланта ради популярности в СМИ. Парадигма коммерческого креатива зачастую направлена на некоторый обман людей, на создание лишь иллюзии приоритета личности. Принцип "ценности человека" часто оказывается лишь псевдоидеологической фикцией [4].

Индустрия 4.0 и Общество 5.0 [9] – концепции, получившие широкое распространение в последнее время. Первая делает акцент на интеграции новых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и Интернет вещей, в промышленные процессы. Вторая же стремится выйти за рамки Индустрии 4.0, интегрируя экологические и социальные компоненты в смесь творчества и экономики, определяя трансформацию отдельных технологий как своего рода "системный ответ на вызовы" которые включают в себя противостояние материальных и духовных элементов. Исследователи считают, что виртуальные технологии и нейроинтеллект могут смягчить это противостояние и превратить его во взаимодействие, что привело к формированию неосинкретизма, вводящего экологический аппарат в экономический контекст[6]. Однако, пока сторонники "Общества 5.0" говорят об экосистемах смыслов, можно справедливо заметить, что эта популистская эклектика не может объяснить, как рынок может быть одномоментно преобразован в гуманную по своей сути структуру.

Кроме того, в экономических так же как и в обычных экосистемах существуют естественные ограничители, что затрудняет глобализацию знаний. В будущем может произойти "битва экосистем", в результате которой мало места для маломасштабных креативных экономических единиц не останется. Пока государственная концепция развития креативных индустрий предлагает "формирование экосистем для концентрации талантов... через осуществление крупных госпроектов", реальная трансформация стоимости может быть реализована только при комплексном подходе, требующем согласованных действий властей и гигантов индустрии. В связи с этим кустарные маленькие интернет-бизнесы могут противоречить целям планируемых преобразований.

Таким образом, мы считаем, что креативная экономика утопична, поскольку в ее реальном и виртуальном воплощении есть много несоответствий. Во-первых, неясно, как она сочетается с другими модными тенденциями, и неясно, должна ли креативная экономика стать инновационной или она может быть только цифровой. Кроме того, неясна роль экономической интеграции в трансформации стоимости. Во-вторых, глобализационный потенциал "экономики знаний" достаточно спорен, креативность на деле часто оказывается массой оторванных от реальности проектов, не имеющих реальной ценности. Отрыв от реальности, таким образом, может оказаться одной из проблем "экономики знаний", чрезмерно увлеченной цифровыми абстракциями. В условиях кризисов и коренных изменений ориентирование на такую экономику может оказаться ошибочным. В качестве вывода мы предлагаем ориентироваться на реальный сектор экономики.

Список литературы

  1. Алешина И.В. Инновации как новая потребительская ценность // Инновации. – М.: 2016. – С. 84-88.
  2. Амосова А.И., Кузнецова Е.А. Креативная экономика и ее знамение // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2022. – №2. – С. 4-7.
  3. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инженерия знаний. Модели и методы. – СПб: Лань, 2020. – 324 с.
  4. Рейнерт Э.С Как богатые страны стали богатыми – и почему бедные страны остаются бедными. – М.: Классика-XXI, 2011. – 324 с.
  5. Симашенков, П. Д. Аксиологические координаты креативной экономики // Актуальные вопросы экономики и социологии : Сборник статей по материалам XVIII Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке. – Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2022. – С. 36-39.
  6. Cusumano M., Iansiti M., Jacobides M.G. Ecosystem, platform and industry architecture research: re-focusing the agenda // Academy of Managemen. – 2015. – №1. – С. 4-49.
  7. Hawkins J. Creative Economy. How to Turn Ideas into Money . – London, UK: 2011. – 203 с.
  8. Schleicher A. The Economics of Knowledge: Why Education is Key for Europe's Success // Policy brief. – Brussel: TheLisbonCouncil, 2006. – С. 28-43.
  9. Schumacher A., Schumacher C., Sihn W. Industry 4.0 operationalization based on an integrated framework of industrial digitalization and automation // International Symposium for Production Research. – Vienna, Austria: 2019. – С. 301-310.

Интересная статья? Поделись ей с другими: