УДК 32

Особенности политической культуры молодежи как фактор радикального политического поведения

Будков Владимир Витальевич – студент Восточного института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности политической культуры молодого поколения. Показано влияние политической и нравственной культуры на участие молодежи в политических процессах, также выявляются факторы проявления радикализма. Также рассмотрено возникновение политических конфликтов в студенческих группах.

Ключевые слова: молодежь, политика, культура, радикализм, нравственность, конфликт.

Создание среды для формирования политической нравственности и гражданской ответственности молодого поколения тесно связано с процессом политической социализации. В настоящее время большинство молодых людей безучастно относятся к политическим процессам, пассивно коммуницируя в общественной среде. В душе у них нет места политике и они проявляют полное равнодушие к каким либо политическим изменениям в стране. Во время процесса обучения педагогам необходимо принимать участие в формировании политической культуры молодежи, прививая им отношение к таким понятиям как «государство», «общество», «ценность», «культура», «нравственность» и «политика». Политические интересы каждого подростка подразумевают собой то, что им важно в данной сфере, каким убеждениям они следуют и хотят ли в дальнейшем участвовать в политической жизни государства. Именно по политическим интересам молодежь может объединяться в различные группы и создавать определенные организации. Некоторые из них могут иметь радикальный характер. Молодежь может ставить свои интересы в противовес старшему поколению и идти наперекор всему социуму в целом. Кроме того, создание той или иной политической студенческой группы может столкнуться с интересами и убеждениями другой группы, что может привести к конфликтам [1].

Студенческая среда – это соединение разных личностей и индивидуальностей в одном заведении. И нередко она состоит из конфликтных ситуаций. Такого рода конфликты могут поражать своей многообразностью и масштабом. Это связано с единением сферы совместной деятельности, то есть получения образования, но у каждого члена группы могут быть свои точки зрения и интересы. Вследствие столкновения противоположных точек зрения возникают конфликтные ситуации. Часто конфликты строятся на изначально неприязненном отношении одного студента или группы к другой [2].

Во все времена студенческие группы представляли собой слияние различных слоев общества. Условно они делились на статусы: высокий, средний и низкий. Студенты, имеющие высокий статус часто ставили себя превыше студентов других статусов, а студенты среднего статуса могли воображать студентов более низкого сословия в своем подчинении. Причина таких взаимоотношений часто кроется в психологической среде, в которой воспитывались студенты разных статусов. От этого зависит их мировосприятие и воспитание.

По статистике основные конфликты в студенческой среде возникают при несоответствии взглядов и идей (25%). Также около 5% студентов сталкиваются с конфликтами каждый день, 65% могут вступать в конфликты раз в семестр, 30% студентов предпочитают не участвовать в конфликтах. Большинство студентов (80%) в конфликтной ситуации стараются действовать конструктивно, добиваясь компромисса в решении задач. Остальные 20% ведут себя всегда по-разному в зависимости от ситуации. И большая часть из них может складываться из столкновения политических убеждений той или иной группы [3].

Процесс закладывания политической культуры молодого поколения кроется в семейных отношениях и ценностях. Они зависят от того, какая идеология господствует в стенах родного дома, какими политическими взглядами обладают родители, и как они преподносятся ребенку. Далее этот процесс переходит в руки педагогов. В стенах общественных заведений ребенок начинает изучение общественных и гуманитарных дисциплин, познавая сферу политических явлений. Следующим этапом политической социализации, и следовательно, становлением личности может быть участие в тех или иных политических партиях, организациях, политических процессах, в виде политического самообразования и других формах деятельности. Также важна связь между школой и семьей, как социальным институтом, в котором проходит большая часть жизни подростка. Чаще всего нарушения в поведении и личности могут быть связаны с ситуацией в семье и особенностях воспитания. Опытные педагоги должны уметь найти подход к каждому ребенку и разобраться в его семейной ситуации, а также найти возможность наладить ее, если имеются трудности [4].

Подростковый период – самый сложный период в становлении индивидуальности человека. Это переходной этап от детства к взрослой жизни. В этот период коммуникативные связи со сверстниками играют важную роль. Важны не только отношения, но и роль каждого в них. Кризис подростков – это период острого восприятия происходящего. Именно в этом период подросток выбирает, каким политическим и не только убеждениям следовать. Это связано как с биологическими факторами взросления (всплеск гормонального фона и половое созревание), а также психологическая перестройка. Ребенок пытается сформировать свое «Я», свою самооценку и место в социуме. Из-за этого могут возникать проблемы в поведении. Подросток начинает выражать протест на те или иные явления, выплескивает негатив на своих близких и поступает наперекор. А вот главная особенность подростка - личностная нестабильность, которая может выражаться в выборе собственных политических взглядов. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка [5].

Основными направлениями политического и социального развития детей являются:

Сегодня, большое количество обучающихся испытывают дискомфорт, неустойчивость, следствием чего является появление трудностей в школьной среде. Подросток может иметь трудности в общении с товарищами, либо с педагогом. Решением этой проблемы и нормализацией психологической среды, что также является немаловажным аспектом формирования политической культуры, является достижение ребенком комфортного состояния, которое связано с совокупным сохранением психологического и физического здоровья ученика. Когда в образовательном учреждении соблюдены все комфортные условия политической безопасности учеников, тогда школьник становится адаптирован к жизненным трудностям и условиям, более эмоционально устойчивым, имеет четкую позицию, не тревожится и не утомляется. Формирование политической компетенции и в последующем активное применение навыков на практике создает благоприятную среду, которая положительно сказывается на политической безопасности.

Радикальное поведение – есть отклонение от общесоциальных устоев поведения, которое в последнее время приобрело массовое распространение. Такая проблема привлекает внимание учителей школ и преподавателей ВУЗов, психологов, психиатров, социологов и правоохранительных работников. С детства ребенка начинают учить о социальных нормах поведения, которых необходимо придерживаться всю жизнь. Они являются контролем межличностных отношений в социуме. Но не все дети, подрастая, придерживаются данных норм. К подросткам обычно применяются такие словосочетания, как «трудный», «с отклонениями поведения», «аморальный», «безнравственный» [6].

В последние десятилетия в России особенно обострено распространение радикального политического отношения среди подростков. Очень тревожная тенденция криминальной активности среди младшего поколений, рост количества правонарушений в школах. Это обусловлено различными причинами, которыми охвачена современная жизнь. Негативные стороны жизни поглотили и наше образование, школа не всегда способна удовлетворить потребности подростков в их развитии и воспитании. Также огромная роль в этом педагогов школ. Многие из них чаще становятся предметом негатива среди подростков. Поэтому решение данной проблемы и нахождение новых эффективных путей коррекционной работы с учащимися общеобразовательных учреждений играет важную роль в профилактике радикального поведения подростков.

Выделяются два определения радикального политического поведения. Первое из них связывает радикальное поведение в политике с непринятием существующих политических норм и правил, и потребности в коренных преобразованиях существующих реформ. Радикализм по своей сути является типом социальной практики или деятельности, который подразумевает собой крайние, и в большинстве случаев чрезвычайные и агрессивные идеологии, критику существующих политических позиций.

Радикальные политические взгляды молодежи могут иметь конструктивный и деструктивный характер. Конструктивные взгляды подразумевают собой революционный радикализм, который стремится к появлению прогресса в социальной жизни населения. Такая молодежь стремиться улучшить жизнь общества, внести положительные перемены в политическую и социальную жизнь и построить новый уклад существования.

Подростки, придерживающиеся деструктивного радикализма поддерживают сохранение изживших себя политических и социальных устоев, и агрессивно настроены против радикальных положительных перемен общества в лучшую сторону.

Таким образом, формирование молодежной политики в структуре государства является важным компонентом целостной концепции нашего общества. Характер участия молодежи в политике определяется многими факторами, главными из которых является семейное и образовательное воспитание. Политическая культура молодежи на сегодняшний день претерпевает изменения. Мы замечаем, что большинство молодых людей становятся более аполитичными. Но также отмечается становление радикальной молодежной политической культуры. И каждый подросток, в зависимости от среды его становления, от имеющихся вокруг политических идеалов, выбирает каким путем он будет развиваться в политической среде, и будет ли вообще заинтересован в политике в целом.

Список литературы

  1. Анисимова, О.В. Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2013. 24 с.
  2. Богатова, Е.Б. Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно-психологическим предвыборным воздействиям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2015. 27 с.
  3. Гаджиев, К.С. Введение в политическую философию: учеб. пособие. М.: Логос, 2019. 336 с.
  4. Гаранин, О.Ю. Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук. Краснодар, 2015. 28 с.
  5. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2016.