УДК 378.147
О месте систем интерактивного тестирования в современном образовательном процессе: классификация и методика разработки
Гусева Алла Ханафиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и практики перевода Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Аннотация: Публикация посвящена проблеме оптимизации систем интерактивного тестирования в школе и вузе. Приведена классификация тестовых систем, типология форм и принципов построения Score-блоков. Проанализирована практико-оиентированная направленность программы повышения квалификации, целью которой является совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области создания концепции и практической разработки дидактико-технологических карт и систем интерактивного тестирования.
Ключевые слова: система интерактивного тестирования, программа повышения квалификации, принцип построения системы, варианты ответов, дидактико-технологические карта, электронный контент.
В последнее время специалисты в области методики преподавания и преподаватели-практики активно обсуждают вопрос целесообразности использования формата тестирования при проведении итогового контроля знаний. С одной стороны, логично утверждение о том, что, как правило, обучаемые предпочитают не вдумываться в содержание тестового вопроса, а отмечать случайным выбором формулировки вариантов ответов. С другой стороны, визуализация отдельных полей формулировок ответов с психологической точки зрения позволяет на подсознательном уровне вчитаться в варианты при выборе ответа и определить необходимый корректный с опорой на фоновые знания.
В этой связи уточним, что при предъявлении контрольных заданий в формате тестов на бумажном носителе (дидактических карточках, учебных пособиях, рабочих тетрадях и т.д.) вышеприведенные утверждения верны, но в случае работы в системе интерактивного тестирования, когда сам вопрос и каждый вариант ответа появляются поочередно, выполнение задания в формате теста гораздо эффективнее с точки зрения оптимизации восприятия и активизации поиска информации в долговременной памяти.
Из опыта ведения практических занятий по программе повышения квалификации «Концепция и разработка мультимедийных дидактико-технологических карт с использованием коммуникационных технологий» [4] с преподавателями московских вузов и средних школ можно сделать вывод о том, что слушатели за период подготовки обучаемых к итоговой аттестации в университетах, а также ЕГЭ и ОГЭ в образовательных учреждениях средней ступени достаточно часто стали использовать формат тестовых заданий.
Уточним, что данная ДПП профессорско-преподавательского состава является практико-ориентированной, что подразумевает создание итогового дидактического продукта по завершении освоения программы курса повышения квалификации. Цель курса: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области создания концепции и практической разработки дидактико-технологических карт и систем интерактивного тестирования.
Непременным условием реализации инновационной образовательной политики является применение в профессиональной деятельности педагогов онлайн- и оффлайн- технологий как инструмента разработки цифровых домашних заданий, проведения тематического контроля знаний обучающихся в аудиторном и дистанционном режимах.
Основной задачей программы является реализация таких направлений модернизации образовательных учреждений, как:
- наполнение библиотеки электронного контента учебными материалами в рамках заданной структуры – по элементам содержания образования по каждому предмету;
- предоставление качественных электронных учебных материалов;
- введение высоких стандартов образования и механизмов, позволяющих их достигать [4,с.3].
Приведем типологию и основные характеристики тестовых заданий, разрабатываемых слушателями в ходе освоения программы повышения квалификации. Основными формами тестовых заданий являются закрытые и открытые. По классификации В.С. Аванесова, задания закрытой формы делятся на следующие типы [2, с. 45-50]:
- С двумя вариантами ответа (альтернативный выбор), где испытуемый должен выбрать один из двух предложенных ответов; с тремя и более вариантами ответа (множественный выбор), которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны явления, сходны по написанию или звучанию; на сравнение величин;
- С выбором нескольких правильных ответов, когда испытуемому нужно не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа (число правильных ответов может быть как известно, так и неизвестно испытуемым);
- На логический выбор из трех утверждений;
- На «квазипрофессиональную» ситуацию;
- На причинно-следственные отношения;
- С пропусками частей предложения;
- С подчеркиванием частей предложения;
- С привязкой к одному информационному блоку.
Принципами построения вариантов ответа в закрытых тестовых заданиях являются [1, с. 20-42]:
- Принцип противоречия означает использование полярных вариантов ответа, когда второй вариант ответа отрицает первый (используются отрицательная частица «не», отрицательные предлоги и слова);
- Принцип противоположности допускает три или четыре варианта ответа, среди которых встречаются антонимы, переходные понятия и состояния;
- Принцип однородности предполагает использование однокоренных слов, слов со схожими окончаниями или термины по изучаемой теме, то есть ответы принадлежат к одному виду, стилю или отражают основные стороны явления;
- По принципу кумуляции (накапливания) ответы строятся так, что последующий аккумулирует (вбирает в себя) предыдущие (от меньшего количества слов в ответах к большему и наоборот);
- Принцип сочетания подразумевает, что варианты ответа представляют собой комбинации слов, сочетающихся друг с другом. Сочетаться могут однородные пары ответов, одно понятие с несколькими другими или ответы могут сочетаться по цепочке (то есть последнее слово первого ответа является первым словом во втором ответе и т.д.;
- Принцип прямого или обратного градуирования предполагает построение ступенчатых вариантов ответа (например, возрастает, не изменяется, уменьшается);
- Принцип противопоставления заключается в противопоставлении пар ответов;
- Принцип фасетности содержания тестового задания. Фасет означает составление нескольких вариантов одного задания. Количество фасетов в задании может быть различным, оно зависит от содержания задания и числа требуемых при разработке теста параллельных вариантов данного теста;
- Принцип импликации, согласно которому содержание имеет форму условия «если …, то …»;
- Принцип составления ответов на задание, правильных в разной степени. Такие задания предназначены для проверки сопоставительных знаний.
Перечислим принципы построения тестовых заданий открытой формы [1, с. 71-79]:
- Принцип логичности содержания задания. Задание является логически правильно составленным, если его содержание и форма помогают знающим обучающимся найти правильный ответ;
- Фасетность (вариативность) содержания задания;
- Принцип параллельности заданий (параллельные задания могут быть похожи по содержанию задания; по содержанию задания и форме представления; по содержанию задания, форме представления и трудности задания);
- Принцип обратимости, предполагающий использование обратных утверждений;
- Принцип логического соответствия определяемого понятия определяющему понятию;
- Краткость;
- Принцип неотрицательности, не рекомендующий использовать отрицательные частицы, а также определять понятия с помощью не входящих в него элементов.
Помимо двух основных форм (закрытого и открытого типов) Е.Н. Ролина описывает задания на логическое сравнение, состоящие из [5 с.117-118]:
- «Инструкции («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- Вариантов ответа (утверждение истинно, утверждение ложно, невозможно установить истинность или ложность утверждения);
- Содержания задания, данного в форме утверждения; 4. эталона ответа».
Приведем пример системы интерактивного тестирования по программе повышения квалификации «Концепция и разработка мультимедийных дидактико-технологических карт с использованием коммуникационных технологий» (Таблица 1). Охарактеризовать данный дидактический материал следует как тестовые вопросы закрытого типа, предполагающие вопросы на множественный выбор с последующей аргументацией корректности варианта ответа.
Таблица 1
№ |
Поле ввода вариантов |
Верные ответы |
|
А. |
Цифровая грамотность подразумевает следующие навыки: |
||
1. |
экологическое мышление, навык оптимизации рабочего времени, навык программирования; |
||
2. |
коммуникативные, управленческие, методологические и навык делегирования; |
||
3. |
личностные, технические и интеллектуальные (цифровые); |
||
4. |
кросскультурность, метапредметность, цифровое мышление. |
||
В. |
Цифровые навыки (digital skills) – это |
||
1. |
устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управлению; |
||
2. |
устойчивое умение составлять и прописывать цифровые коды при разработке мобильных образовательных приложений; |
||
3. |
устойчивая способность сбора, обработки и моделирования данных для цифровых образовательных платформ; |
||
С. |
Учебные интернет-ресурсы включают: |
||
1. |
порталы, аудио- и визуальные материалы, аннотированный текст |
||
2. |
визуальные материалы, социальные сервисы Веб 2.0, форумы |
||
3. |
текст, аудио- и визуальные материалы, социальные сервисы Веб 2.0 |
||
4. |
интернет-каталог, текстовые, аудио-материалы, видеозаписи |
||
D. |
Чат-бот – это |
||
1. |
приложение для смартфона или компьютера, позволяющее найти любую информацию; |
||
2. |
веб-ресурс, на котором содержатся основные образовательные модели; |
||
3. |
высокоуровневый язык программирования общего назначения, ориентированный на повышение производительности разработчика и читаемости кода; |
||
4. |
компьютерная программа, которая может вести разговор с человеком, как правило, через Интернет; |
||
E. |
Геймификация – это: |
||
1. |
модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность; |
||
2. |
применение подходов, использующихся в компьютерных играх для повышения вовлеченности игроков, в неигровых процессах: награды, бейджи, уровни мастерства, создание единой истории; |
||
3. |
применение технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы; |
||
4. |
построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса. |
||
F. |
К формату учебного интернет-ресурса «Multimedia Scrapbook» относятся: |
||
1. |
аннотированный список мультимедийных ссылок по теме (фотографии, карты, истории, факты, цитаты, аудиоклипы, видеофрагменты и т.д.); |
||
2. |
список аннотированных текстовых интернет-ресурсов по теме; |
||
3. |
аудио- и видеофайлы, вопросы аналитического характера, список ссылок; |
||
4. |
вопросы по каждому разделу, аргументация собственного мнения, мультимедийные ссылки. |
||
H. |
Данный формат учебных интернет-ресурсов имеет личностно-ориентированный характер: |
||
1. |
Insight Reflector; |
||
2. |
Treasure Hunt; |
||
3. |
Subject Sampler; |
||
4. |
Concept Builder. |
В соответствии с технологией интерактивного тестирования слушатели вводят ответ в соответствующее поле, в случае корректного ответа панель меняет цвет на зеленый, в случае некорректного – на красный. Подсчет проводится в автоматическом режиме по методике Score.
В заключение отметим, что условия дистанционной работы мотивировали преподавателей и учителей к активному использованию образовательных ресурсов, и, что явилось наиболее позитивным фактором развития платформы «МЭШ» и электронных порталов вузов, к пополнению коллекции цифровых дидактических материалов авторскими разработками, ориентированными на конкретный контингент обучаемых. Среди видов данных ЦДМ назовем основные: сценарии уроков в формате презентаций, коллекции мультимедиа ресурсов, аннотированные списки аудио- и видеофайлов, интерактивные задания, системы тестирования, текстовые тематические материалы, цифровые домашние задания [3, с.145].
Системы интерактивного тестирования разрабатываются педагогами как практический продукт освоения программы повышения квалификации и в последствии активно применяются в повседневном образовательном процессе. При разработке СИТ учитывается контингент обучаемых, выбирается открытый либо закрытый тип системы, корректируется формат и контент, проводится верификация обеспечения мультимедийными материалами.
Список литературы
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. 240 с.
- Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования», 2005 г., 156с.
- Гусева А.Х. Комплектация цифровым дидактическим материалом как способ совершенствования электронной образовательной платформы. Международный журнал гуманитарных и естественных наук – № 4-1 (55), 2021 г. / Новосибирск: Капитал, 2021 − 221 с., С. 142-146. [Электронный ресурс] – [URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45766820] (дата обращения 18.04.2022).
- Гусева А.Х. «Концепция и разработка мультимедийных дидактико-технологических карт с использованием коммуникационных технологий»: Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: Шифр 01855. Региональный реестр дополнительных профессиональных программ «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы». ‒ М.: РГГУ, 2020 (обн.). [Электронный ресурс] – [URL:http://ipk.rggu.ru/section.html?id=12527] (дата обращения 20.04.2022).
- Ролина Е.Н. Тестирование как один из методов педагогического контроля знаний и умений студентов в преподавании истории. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 11 декабря 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3. С. 116-119.