УДК 780.6

Скрипка в культурно-историческом контексте струнных инструментов народов Евразии

Миськив Екатерина Николаевна – магистрант Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.

Научный руководитель Елеманова Саида Абдрахимовна – кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры Музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.

Аннотация: В данной статье речь пойдет о скрипке как средстве воплощения музыкальных представлений народов Евразии являясь посредником в обрядовых действах в контексте постоянно трансформирующегося социокультурного статуса на разных этапах культурно-исторического процесса.

Ключевые слова: скрипка, струнно-смычковые инструменты, этно-фольклорная принадлежность, струнные инструменты в историческом контексте.

Традиционная инструментальная музыка, в частности скрипка, прошла огромный путь развития, впервые появившись в Италии примерно в конце XVII века. Однако история распространения смычковых на территории Евразии берет свое начало в средней Азии и уже оттуда смычковые инструменты были завезены в Европу и получили широкое распространение. Источник - начало XVII века, трактат о музыке Дервиша Али, в котором автор подробно описывает струнные инструменты востока: уд, канун, гиджак, ченг, а также мастеров, владеющих данными струнными инструментами. Все они были изобретены задолго до возникновения традиционно известной нам скрипки. Примерное время изобретения упомянутых инструментов 998-1030 годы в период правления султана Махмуда Газневи. Описывая инструментарий того времени, автор считает, что инструменты были изготовлены из тутового дерева, а струны изготавливались из шелка. В совокупности это давало изысканное звучание, пленительный и чарующий звук, также струны могли заменяться на серебряные. Струны из серебра в звуковом соотношении давали те же эффекты, что и струны из шелка. Дервиш Али подробно описывает инструмент под названием «танбурэ». Впервые этот инструмент появился у древних эллинов. Греки назвали его «танбурэ» так как «тан» в переводе с древнегреческого - «сердце, душа», а «бурэ» - «будоражащий, терзающий». Получается, само название «танбурэ» означает «трогающий сердце» или «берущий за живое». Сам автор считал, что этот инструмент является учителем всех музыкальных инструментов.

Стоит обратить внимание на происхождение китайского и японского инструментария, который берет свое начало с VIII века. В китайских источниках утверждается, что струнно-смычковые инструменты были распространены среди народа Си, а это татабы, кумоси, кумохи, си и хи. Во всех названиях струнно-смычковых инструментов так или иначе часто фигурирует приставка «ху», которая означает «варвар». Эта приставка часто использовалась для обозначения тюрко-монгольских народов средней Азии, у которых были позаимствованы некоторые детали для создания струнно-смычковых инструментов.

Также струнно-смычковый инструментарий тюркских племен и русская четырехструнная джига сыграли свою весомую роль в формировании скрипки. В.Бахман рассматривал этнокультурные процессы, происходящие на территории современной Европы и европейской части России, а также их влияние на изменения в струнном инструментарии отдельных этнических групп. В монографии «Die Anfänge des Streichinstrumentenspiels» Бахман пришел к выводу, что струнно-смычковые инструменты появились в Европе благодаря культурным заимствованиям европейцами технологии изготовления струнно-смычковых инструментов из Азии. Бахман в ряде своих статей и работ, касающихся этнокультурологической ценности струнных инструментов народов центральной Азии, упоминал, что развитие этнокультурных процессов в Европе проходило через один конкретный путь, а именно – Византию. Однако К.Закс в своем исследовании сформировал постулат о том, что струнно-смычковые инструменты были заимствованы из арабской культуры не прямым путем, а опосредованным.

Воздействие различных культурно-этнических особенностей народов, проживающих в различных регионах, привели к тому, что струнные инструменты, а именно скрипка, назывались в каждом регионе по-разному и имели свои особенности и видоизмененные характеристики. У карельского народа традиционные струнно-смычковые инструменты назывались вирсиканнель и внешне очень схожи со строением современной скрипки. У марийцев скрипка называлась ковыж или жия кобыж, у удмуртов керзь смычковый, у хантов нин-юх, у эстонцев хиуканнель. Историко-типологические стадии изготовления, становления и эволюции струнно-смычковых инструментов на территории финно-угорских народов крайне обширна и увлекательна.

Если рассмотреть историю возникновения и особенности струнного смычкового инструментария республики Коми, то можно выявить множество схожих черт с современной скрипкой. Сигудёк-кумли- древнейший инструмент, когда-либо изготавливаемый на территории Коми. Инструмент напоминает чашу, которая выдалбливалась из твердого деревянного нароста. Поверх нее располагались четыре скрученные из конского волоса струны, управляемые и регулируемые с помощью рукояток. Струны чаще всего изготавливались из конских волос или кишок, они могли быть разной толщины. Количество струн варьировалось, иногда от двух, трех и максимально четырех струн, реже встречаются сигудёк с одной струной. В народе большее распространение получили четырехструнные и трехструнные инструменты. По структуре и составляющей материалов смычок от сигудёка и скрипки очень похожи. Однако смычок сигудёка более архаичного типа и этим несколько отличается от классического скрипичного смычка. Строение смычка и технология исполнения также берут свои корни в народно-этнических особенностях данного региона. Данный инструмент, несомненно, является фольклорным, отсюда и особенности исполнения, которые присущи только сигудёку. Наигрыши, танцевальная ритмика и сочинения подвижного характера в совокупности с быстрым темпом являются одними из основных составляющих репертуара исполнителя на сигудёке. История происхождения и возникновения самого инструмента связана с региональными особенностями, охотничьими промыслами северного народа. Можно утверждать, что им мог оказаться охотничий лук, тетива которого при выпускании стрелы больше по звуку напоминал звон. Вероятнее всего, древние охотники, обратившие на это внимание в период охотничьего сезона, создали импровизированный однострунный инструмент из подручных материалов, дабы скоротать холодные вечера. Он использовался не только во времена затяжной охоты, но и в домашнем обиходе. Инструмент часто пользовались охотники из верховьев Вычегды.

Если сравнивать инструментарий народов Коми с происхождением арабского комуза, можно найти очень много схожих черт, которые в дальнейшем являются так или иначе составляющими современной скрипки. Сохранившиеся до нашего времени у кочевников особые струнные инструменты, которые использовались в различных целях, как ритуальных, так и культурно-этнических целях, показывают, насколько силен был культурный обмен между народами Евразии. Их особенностью были необычная форма смычки и струны из волоса, а также корпус, обтянутый кожей.

Многие ученые связывают происхождение скрипки и смычкового звукоизвлечения в целом со Средней Азией, ярчайшим подтверждением являются работы С.Дончева и В.Бахмана «О происхождении струнных инструментов», в которых показана родословная скрипки, берущая начало от арабского ребека, предшественником которого, в свою очередь, является среднеазиатский кобыз. Н.В.Басилов пишет, что «скифская арфа» была найдена во втором пазырыкском кургане при раскопках в 1947 году на Алтае. Найденный скифский инструмент был струнно-смычковым. Статья Н.В.Басилова, в которой автор обнаруживает общие черты у пазырыкской арфы (скифская арфа, найденная при раскопках пазырыкских курганов) и у кобыза, тем самым указывая на устойчивую преемственность местных музыкальных традиций и генетическую связи кобыза и скифской арфы, которую он в своей работе охарактеризовывает как прародителя скрипки.

Тем не менее, развиваясь в Европе и приобретая больше привычный нам на сегодняшний день образ с изящным обликом и нежным звуком, скрипка оставалась у многих народов инструментом фольклорным, несмотря на свое внешнее и темброво-эстетическое развитие. Скрипка, являющаяся древнейшим и значительно популяризированным объектом музыкальной культуры у многих народов в разных странах, в процессе эволюции вобрала в себя не только этническую принадлежность к той или иной культурной среде, но и стала неотъемлемой частью жизни и быта. Функциональное разнообразие и различия струнных инструментов у славян и в азиатских странах, их уникальный симбиоз с европейскими инструментами в процессе создания скрипки, непосредственное участие в религиозно-духовных и светских культурных пространствах, а также востребованность на различных социально-структурных уровнях – все это немаловажные аспекты для определения культурологической значимости скрипки как инструмента, объединяющего между собой многие народы.

Список литературы

  1. К.Закс «Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка»; рус.перевод И.З.Алендера, ред. Е.В.Гиппиус. – М., 1987. – Ч.1.
  2. Э.Э.Виолле-ле-Дюк «Жизнь в средние века»; СПБ., 1997.
  3. Н.И.Привалов «Тамбуровидные музыкальные инструменты Русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существования (добра, балалайка, лютня, кобза, бандура, торбан). Историческое исследование // Известия Петербургского общества музыкальных собраний. СПБ., 1905 Апрель-июнь., 1906 Февраль.
  4. О. Andersson. The Bowed-Harp. - London, 1930.
  5. А.О.Väisänen, Kantele - ja jouhikko-sävelmiä. - Helsinki, 1928.