УДК 75

Творчество Бориса Французова и его вклад в культурное наследие

Забродина Юлия Алексеевна – студентка Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Милушкина Екатерина Сергеевна – студентка Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Научный руководитель Соловьева Валерия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Статья посвящена результатам опроса студенчества (1-2 курс Гуманитарный институт) Владимирского государственного университета посвященного культурному наследию и творчеству художника Бориса Французова.

Ключевые слова: культурное наследие, творчество, Борис Французов.

Значимость творческого наследия Бориса Французова наглядно проявляется в существовании культурного Фонда его имени, который занимается просветительской и выставочной деятельностью в городе Владимире. Экспозиции работ мастера и художников той же тематики были показаны по всей России. Помимо этого, был напечатан ряд изданий, отмечающих деятельность фонда.

C целью выявления значимости творчества Бориса Фёдоровича Французова в культурном наследии Владимирского региона был проведен опрос среди студентов ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых». В малой выборке участвовало 100 студентов гуманитарных направлений подготовки (1-2 курс): «Культурология», «Музеология» .

Вопрос

Анализ

1. Необходимо ли сохранение культурного и исторического наследия?

Все респонденты считают, что сохранение культурного наследия в современном мире безусловно необходимо

2. Что Вы понимаете под культурным наследием?

Ответы респондентов можно разделить на несколько групп, что делает результаты этого вопроса ещё более интересными. Часть респондентов передавали суть понятия через конкретные примеры и тезисы, определение термина через закон практически никто не привёл. Так же стоит отметить, что респонденты, написавшие определение, в большей степени сходились с точкой зрения государства, отмечая немаловажную роль культурного наследия в жизни человека.

1) конкретные примеры (Золотые ворота, Дм. Собор, Успенский собор) 2) Объекты, сохраняющие наследие прошлого (это часть культуры, которая была создана прошлыми поколениями, т, что почитается предками из поколения в поколение ) 3) определение из интернета (Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.) 4) часть материальной и духовной культуры 5) описание с помощью терминов: памятники, архитектура, язык, живопись, храмы 

3. Влияют ли исследования в области краеведения на изучение культурного наследия?

Все респонденты считают, что краеведческие исследования значительно влияют на изучение культурного наследия

4. Помогает ли изучение культурного наследия края в реализации духовно-нравственного развития личности?

Большинство опрошенных считают, культурное наследие края помогает в

реализации духовно-нравственного развития личности.

5. Способствует ли исследование памятников материальной и духовной культуры изучению культурного наследия Владимирского региона?

Большинство опрошенных считают, что исследование памятников культуры способствуют изучению культурного наследия Владимирского региона.

6. По Вашему мнению, должно ли государство принимать меры по просвещению населения относительно культурного наследия и его внедрению в жизнь современного социума? 

Большинство опрошенных считает, что государство должно принимать меры по просвещению населения относительно культурного наследия.

7. Как по Вашему можно повысить интерес населения к культурному наследию края?

Большинство опрошенных считают, что для повышения интереса к культурному наследию необходимо проводить художественные выставки и развлекательные мероприятия

Другое: снимать фильмы о наследии края, определить их влияние на формирование современного культурного пространства, находить разные подходы к различным слоям населения

8. Знакомитесь ли вы с творчеством художников вашего края?

Почти 60% опрошенных знакомиться творчеством художников края.

9. Можно ли с помощью творчества художников привлечь внимание к культурному наследию края?

Большинство опрошенных считают, что с помощью творчества художников можно привлечь внимание к культурному наследию края

10. Знакомы Вы ли с творчеством Бориса Фёдоровича Французова?

Почти 37 % из опрошенных знакомы с творчеством Б.Ф.Французова

11. Знакомы ли вы с техникой офорта?

Почти 39% опрошенных знакомы с техникой офорта

12. Ваше мнение. Актуальна ли тема русской провинции в творчестве художников в наше время?

70 % опрошенных считают, что тема русской провинции актуальна в наше время

13. Близка ли Вам тема русской деревни в творчестве художников?

58% опрошенных близка тема русской деревни в творчестве художников

14. Может ли творчество Бориса Фёдоровича Французова способствовать развитию патриотизма у подрастающего поколения ?

Большинство опрошенных считает, что творчество Б.Ф. Французова способствует развития патриотизма.

По результатам анкетирования, можно отметить, что студенты имеют неплохое представление о культурном наследии и осознают необходимость его сохранения. Большинство респондентов отмечает немаловажную роль культурного наследия в жизни каждого человека. Его изучению и сохранению должны способствовать множество факторов. Одним из них может стать творчество художников края. Большинство опрошенных считает, что именно их работы могут привлечь внимание к культурному наследию. Одним из таких художников становится Б.Ф. Французов. Не все опрошенные были знакомы с его творчеством. В большей степени с творчеством художника знакомы студенты второго курса, уже проходившие практику в учреждениях культуры и имевшие возможность ближе ознакомиться с местным культурным наследием.

Но даже несмотря на то, что не все опрошенные знакомы с его творчеством, они считают, что темы, к которым обращается художник, актуальны в наше время и близки многим зрителям. Большинство респондентов считает, что подобное творчество может способствовать не только сохранению культурного наследия, но и развитию образования и патриотизма у подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Калашников В. Е. Поэт русского пейзажа: Памяти Бориса Французова // Наш современник : журнал. – М., 2008. – № 2. – С. 152–162.