УДК 7.04

Техника иконописи в селе Холуй Владимирской губернии

Соловьева Валерия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Статья посвящена особенностям техники иконописания в селе Холуй Владимирской губернии. Образный мир, специфика направления позволяют говорить об отдельном направлении в иконописании, а также о наследственной исторической традиции данного промысла.

Ключевые слова: икона, иконописание, промысел, иконописец, иконники.

Зарождение иконописного дела в Холуе в начале XVII в. было обусловлено близостью к Троице – Сергиевому монастырю. В этот период село Холуй находилось на территории Суздальской епархии. Значительное развитие иконопись в селе получила во второй половине XVII - первой половине XVIII в. Ко второй половине XIX в. Холуй являлся крупным центром иконописи. Иконное дело в с. Холуй было ориентировано на производство расхожих икон. К 1880-м годам темпы роста промысла стали снижаться. После революции 1917 г. холуйские мастера стали заниматься созданием копий картин, росписью шкатулок, пудрениц, игольниц.

Отличало технику иконописи холуйских мастеров использование масляной живописи, которую они стали применять даже для росписи плащаниц и хоругвей [1;3]. Также иконы писались и в темперной технике. В результате возник смешанный стиль: для личного применялись масляные краски, темпера для всего остального. Написанные в смешанном стиле иконы в Мстёре именовались «живописными». От холуйских их отличало написание на обычно белом левкасе, а не на масляном грунте. Холуйским иконам были характерны следующие черты: - лики изображались с красивыми правильными чертами в строгой отстраненной манере (в «эллинской традиции»); - фигуры писались с гармоничным сложением

Цветом выделялся подбородок (нижняя часть), середина носа, верхнее веко, уголки глаз. Тонкой округлой линией подводилось нижнее веко. Скорбности изображению придавали тени по середине верхней губы и верху подбородка. Даже расхожим иконам была свойственна детальность изображения кистей рук. Уши могли изображаться закрытыми (волосами, головным убором), либо с помощью повернутой кверху концами высветленной «подковки», выполненной орнаментом. Нимбы Христа, Богородицы и святых изображались как лучи сияния и усыпались «драгоценными камнями».

Для пейзажа характерна трехполостность: земля, леса и горы, и небо. Земля изображалась с помощью коричневого цвета, леса и горы – зеленым или оранжевым, небо – синим или голубым. Холуйские мастера отдавали предпочтение теплым тонам (синим, коричневым, оранжевым, красным, изумрудно-зеленым), не гнались за изысканностью цвета, разнообразием узора и орнамента. В геометрическом орнаменте на иконах рисовались цепочки треугольников из прочеканенных точек. Такой орнамент использовался при написании икон Богородицы, Христа и Святых. Их одежды украшались растительными мотивами в виде виноградной лозы или листьев аканта, древнерусского крина. Наиболее популярные образы на иконах мастеров Холуя: - Богородица (Тихвинская, Смоленская, Казанская), - святые (Св. Николай, Св. Георгий, Св. Екатерина и др.) - деисус.

С помощью художественного обобщения мастера иконописи Холуя добивались выразительности образов. По традиции древнерусских иконописцев иконы в мастерских не подписывались. Современные иконописцы Холуя отмечают следующие характерные особенности холуйской иконописи: доведенный до совершенства минимализм; изображение на иконе не более трех ликов; применение «живого» мазка (где-то толсто, где-то тонко); работало много копиистов, мало было мастеров пишущих «оригинальные» вещи; для изображения деталей использовались собственные наблюдения из жизни; могли применить творческие решения палехских мастеров, дополнив их «холуйскими» акцентами[2;24].

В конце XIX в. в Холуе вел творческую, просветительскую и образовательную деятельность выпускник Императорской Академии Художеств Николай Николаевич Харламов. Н.Н. Харламов попытался соединить традиции древнерусской иконы с академическим искусством, привнести в церковную живопись холуян новые иконографические типы и изобразительные приемы (что среди его современников считалось нормальным течением эволюции искусства). Иконам «харламовской школы» был свойственен «васнецовский стиль». Но такие инновации представители православной церкви и сами холуйские мастера приняли неоднозначно. Неодобрение вызвал отход от церковных канонов, отвлекавшая верующих от молитвы излишняя эстетичность образов.

С конца XIX века в технику холуйских иконописцев стали входить академические приемы в манере современных модных тенденций. До этого в течение трех столетий иконописцы села исполняли иконы строго в соответствии с наследственными историческими традициями, с передаваемыми от поколения к поколению техническими навыками и приемами, что придавало этим иконам самобытность, аутентичность.

Холуйским мастерам иконописи было свойственно следование древнерусским церковным живописным традициям. Наиболее узнаваемые черты холуйской иконы: яркие оранжевые поля, орнаментальные изображения одежд святых. Иконы писались в одной тональности. Фон и одежда могли содержать металл. Иконы покрывались особым лаком, который менял цвет металла (в результате серебро смотрелось как золото).

Список литературы

  1. Тихонравов К. Н. О промышленности и частных промыслах в губернии в 1852 году // Владимирские губернские ведомости. - 1853. – № 19
  2. Павлова С.Л. К вопросу атрибуции «Суздальских писем»: анализ генезиса иконописного стиля села Холуй в период с XVI века по 20-е годы ХХ века // Культура. Духовность. Обществоᱹ – 2014. - №2.