УДК 74

Творчество дизайнера Филиппа Старка

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Филипп Старк родился 18 января 1949 года. После учебы в престижной школе дизайна изделий и интерьеров École Nissim de Camondo на Левом берегу Парижа он работал дизайнером для компании Adidas. Старка хорошо знали в Париже, поскольку в 1969 году он был назначен художественным руководителем издательского бизнеса Пьера Кардена, где он разрабатывал дизайн мебели. Карден, очевидно, был впечатлен надувным круглым домом и мебелью Старка, которые он разработал в память о своем коллеге-дизайнере Квазаре Кхань.

Ключевые слова: дизайнер, Франция, искусство.

Когда в 1980-х годах мир впервые познакомился с творчеством Филиппа Старка, дизайнер парижского происхождения создавал изделия для нового образа жизни. Он менял лексику интерьеров, перефразируя язык с помощью футуристических акцентов на повседневных предметах. Его выбор материалов агрессивно отличался от традиций французского дизайна - он выбирал прозрачный пластик, металлик и поп-цвета. Сегодня, в 70 лет, он является одним из самых плодовитых дизайнеров, создавших буквально (его студия не может назвать официальное число) бесчисленное количество изделий - от часов до яхт. Сегодня он по-прежнему работает в среднем над 200 проектами в год.

Недавно на выставке Salone del Mobile в Милане совместно с компанией Kartell Старк представил кресло AI, которое стало первым в своем роде, созданным с помощью искусственного интеллекта. ИИ создаст новую свободу в дизайне. С помощью искусственного интеллекта можно задать любой запрос, но главное – знать правильный вопрос. Старк «видит» время за пределами мебели. «Дизайн в том виде, в котором мы его знаем, будет мертв», - говорит он. «Появятся лучшие решения для сидения, чем стул. Я думаю, что стул всегда ставил вас в неудобное физическое положение. Мы можем сделать лучше, чем стул».

 1

Рисунок 1. Стул AI от Старка для Kartell.

Старк всегда был радикален. В 1984 году он создал интерьер для кафе Costes в Les Halles. С его театральной голубой лестницей и огромными минимальными часами, это был такой же постмодернистский знаковый интерьер для отдыха, как и Haçienda Бена Келли в Манчестере и Palladium Араты Исодзаки в Нью-Йорке. Все они были созданы в том же десятилетии, но проект Старка был заметно более драматичным из-за своего местоположения. Это был Париж, город, все еще застрявший в аспике Belle Époque. Французский дизайн был застывшим в завитушках и пене. Старк был иконоборцем.

 2

Рисунок 2. Вход в ресторан L'Avenue, спроектированный Старком в Saks Fifth Avenue, Нью-Йорк, с витражом, выполненным его дочерью Арой.

Легендарный французский дизайнер Филипп Старк делится с Марком К. О'Флаэрти своим радикальным видением будущего: времени, когда дизайнеры будут не нужны - и, возможно, даже стулья.

«Меня больше не интересует эстетика», - говорит Филипп Старк, потягивая стакан минеральной воды в Королевской академии в Лондоне. «Меня интересует только наша эволюция и то, как интеллектуальное ремесло человеческого производства будет переосмыслено в результате дематериализации. Мы работаем над тем, чтобы заставить вещи исчезнуть». «Я никогда не хотел просто создавать дизайн бутылки, я хотел участвовать в создании того, что находится внутри. Речь шла о создании чего-то, в чем было бы меньше всего, ничего лишнего, никакого сахара», говорил Старк в одном из интервью.

Список литературы

  1. Хадж, С. Дизайн. Почему это шедевр. 80 историй уникальных предметов / С. Хадж. - Москва.: Издательство Синдбад, 2015. - 224 c.
  2. Старк, Ф. Старк /Ф. Старк. – Tashen, 2009. – 192 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: