УДК 74

Жизнь и карьера абстракционистки Элис Трамбулл Мейсон

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Жизнь и карьера абстракционистки Элис Трамбулл Мейсон была освещена благодаря целенаправленной выставке шестнадцати картин "Shutter Paintings" в галерее Джоан Уошберн и богато проиллюстрированной книге, опубликованной издательством Rizzoli, в которой четко представлены материалы дочери Мейсон, покойной художницы Эмили Мейсон, а также критиков, ученых и искусствоведов.

Ключевые слова: абстракционисзм, Франция, искусство.

Превращая абстрактные картины в неожиданные архитектурные чудеса, Мейсон, в частности, использовала сильные диагонали, которые, кажется, борются за поддержку соседних структур. Было бы трудно не почувствовать соответствующее ощущение дисбаланса в ее эмоциональном состоянии.

Ее бескомпромиссный стиль, опровергающий жестикуляционный абстрактный экспрессионизм, был совершенно не похож ни на чей другой. Хотя ее картины во многом напоминают ясность геометрических абстракционистов, цветовые отношения и элегантные формы модернистов, но более всего ее картины с жалюзи лукаво активны, с узкими проемами. Полосы, кажется, расширяются и сжимаются, создавая ощущение движения и даже сексуальности при слиянии треугольников. Глядя на картины Мейсон 1960-х годов, мы прежде всего отмечаем, что все в них немного отличается от других картин, хотя и четко соответствует модернистскому жаргону.

Каким-то образом сегодня различные закрытия, желание и возможность обнаружить и восстановить менее известных художников, а также политика феминизма и акцент на справедливом представлении помогли открыть путь для нового интереса к Мейсон, которая создала свой собственный особый стиль, который она называла "вытеснением". Не экспрессионист, не кубист, не геометрический абстракционист и не конструктивист (хотя, несомненно, немного от каждого из них), она передает ощущение знакомого и в то же время чего-то нового в форме, цвете и перспективе.

"Смещение, – пишет она, – следует понимать в противоположность идее представления перспективы на двухмерной плоскости. Вытеснение происходит через сопоставление цветов и через формальное построение; то есть одна форма не стоит перед другой, а вытесняет ее с помощью цвета и формы".

Ее цвета тонко теплые и слегка исключительные. Вертикальные полосы не являются абсолютно прямыми или одинаковой толщины. Они слегка выпуклые, неожиданно наклоняются и сходятся в треугольники. Они не выровнены.

 1

Рисунок 1. Транзитные каналы Элис Мейсон, 1996.

Полотна из серии "Картины со ставнями", созданные в 1960-1966 годах, активны, их узкие проемы расширяются и сужаются. Примером может служить картина "Величина памяти" 1962 года, на которой изображены смещенные оттенки почти неописуемых синего, оранжевого, золотого и других цветов, расположенные среди черно-белых полос, которые как бы оттесняют друг друга в сторону. Мы не можем не попытаться "прочитать" эту композицию, где цвета являются почти стенографией для слов, идей и настроений.

На самом деле, из писем Мейсон к ее мужу, Уорвуду Э. Мейсону, моряку торгового флота, с которым она часто разлучалась и оставалась одна, чтобы управлять своими двумя детьми, мы узнаем, что пара вела переписку с помощью цветового кода, назначенного для выражения мыслей и чувств. Будучи искусным поэтом, Мейсон действительно мог говорить и писать цветами.

Ее жизнь тоже была по-тихому красочной, как показывает книга в своей исчерпывающей хронологии. Во время поездок мужа Мейсон завела романтические отношения с симпатичным скульптором-абстракционистом Ибрамом Лассау и подружилась с известными художниками Ильей Болотовским и Есфирьей Слободкиной, убежденными сторонниками абстрактного движения.

Ее биография была богатой, красочной и изысканной для художника, но в то же время сложной и беспокойной. Потомок знаменитого портретиста Джона Трумбулла из Коннектикута, мать Эмили, художницы, которая была замужем за покойным художником Вольфом Каном, и мать Джона Трумбулла, моряка, который утонул в 1958 году в результате несчастного случая или самоубийства. Сама Мейсон, находясь в глубокой депрессии, начала чрезмерно пить и попала в Таунс Хоспитал, реабилитационное учреждение, где познакомилась со своим коллегой и авангардным арт-дилером Диком Беллами, чья подружка принесла в больницу игуану, что приводило пациентов в ужас или забавляло их. Это было весело. Наконец, в 1971 году Мейсон умерла дома от осложнений алкоголизма.

Список литературы

  1. Кеменов, В. Против абстракционизма в спорах о реализме / В. Кеменов. - М.: Художник РСФСР, 2011. - 290 c.
  2. Лебедев, А. К спорам об абстракционизме / А. Лебедев. - М.: Советский художник, 2016. - 100 c.