УДК 75

Творчество Диего Веласкса

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Диего Веласкес был самым значительным художником испанского барокко, поскольку он с одинаковым совершенством работал со всеми жанрами: религиозными, мифологическими, портретами, историческими, пейзажами, натюрмортами и т. д. Помимо того, что он, бесспорно, один из величайших художников всех времен. Веласкес родился в 1599 году в Севилье и умер в Мадриде в 1660 году, создавая свои произведения в первой половине XVII века. Дом Габсбургов по-прежнему царствовал в Испании. Фактически, Веласкес был придворным художником Филиппа IV. Это был период, когда господствующим художественным стилем было барокко, пришедшее в Испанию из Италии.

Ключевые слова: художник, Испания, искусство.

Творчество Диего Веласкеса можно разделить на два этапа: севильянский и мадриленский.

Севильский период (1599-1623)

На этом этапе Веласкеса обучал Пачеко. У него он научился быть прекрасным рисовальщиком и организовывать свои композиции. Первые работы, которые он создал, относились к тенебризму (итальянское направление, пришедшее от Караваджо). Характерными чертами этой тенденции являются: реализм, контрасты света, диагональная композиция.

Темы, которые Веласкес писал в этот ранний период, – религиозные, а также популярные, взятые из повседневной жизни.

Наиболее важными работами являются:

На этой картине большая часть сцены темная, и только та ее часть, которую он хочет выделить, освещена. Таким образом, это картина в стиле тенебристского реализма с диагональной композицией.

Она напоминает натюрморт (с обилием натюрмортов). Его изысканный реализм поражает, особенно в изображении материала, из которого сделаны предметы. Это также работа Тенебриста.

И снова очень тенебристская работа большого реализма, что видно по качеству предметов.

Это очень реалистичное изображение сцены из повседневной жизни: Марфа и Мария с Христом на заднем плане.

Этими ранними работами он добился большого авторитета среди севильской знати, что позволило ему совершить скачок и утвердиться в Мадриде Габсбургов.

Мадридский период (1623-1660)

Это самый широкий этап в жизни и творчестве Веласкеса, который, в свою очередь, имеет разные фазы. Первоначально, с 1623 по 1629 год, он работал придворным художником у Филиппа IV, и со временем он получил работу получше. В этот период он продолжил свое обучение как художник, взяв за основу живописные галереи Мадридского двора. Кроме того, на этом этапе он знакомится с фламандским гением Рубенсом.

К работам первого этапа относятся:

Это мифологическая тема с участием бога Вакха. В этой картине Веласкес почти полностью отказывается от тенебризма, распределяя свет по всей сцене.

Бакко сидит и выделяется своей позицией, своей наготой, светом, короной из виноградных листьев... Три стадии опьянения представлены благодаря выражениям персонажей.

1

Рисунок 1. Картина «Пьяницы» Диего Веласкеса.

Между 1629 и 1631 годами он проводит долгое время в Италии по совету Рубенса. Там он многое узнал о творчестве великих итальянских художников эпохи Возрождения и барокко.

Список литературы

  1. Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера: Монография. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изобраз. Искусство, 1981. - 240 с., ил.
  2. Паскаль Б. Мысли // Ф. де Ларошфуко.Б. Паскаль.Ж. Де Лабрюйер. М.: Худ. лит., 1974. С.121.