УДК 656.056.4

Методы исследования дорожного движения

Когтева Анна Игоревна – студент Института высоких технологий Балтийского федерального университета имени Иммануила.

Аннотация: В статье рассмотрены такие методы исследования дорожного движения как документальные, натурные и моделирование движения, а так же выявлены достоинства и недостатки каждого при применении их на практике.

Ключевые слова: исследование дорожного движения, КСОДД, дорожное движение, документальное изучение, натурные исследования, моделирование движения.

Для исследования дорожного движения существует множество различных методов: от тех, что можно выполнить одному не затрачивая много энергии, до тех, которые не могут выполняться без специального оборудования и являются энергозатратными. Для разработки комплексной схемы организации дорожного движения используют следующие методы, которые указаны на рисунке 1.

image1

Рисунок 1. Классификация методов исследования дорожного движения.

Метод документального изучения говорит сам за себя, он предполагает изучение данных без наблюдения объекта исследования. Материалами для сбора данных для документального исследования могут быть: документы территориального планирования, материалы инженерных изысканий, классификация и характеристика дорог, характеристика транспортной инфраструктуры [1]. Но при поиске исходных данных может сложиться следующая ситуация: данные находятся в несистематизированном виде в открытых и достоверных источниках или данные представлены не в полном объеме, отсутствуют.

Подготовка данных для дальнейшего использования в транспортной модели может осуществляться по одному из двух вариантов, в первом варианте необходимо проверить информацию из открытых источников на достоверность надлежащим образом, обратившись с запросом в специальные учреждения и осуществить получение данных из имеющихся материалов и других типов информации. Вторым вариантом является использование методик которые могут оперативно получать необходимые материалы из статистических данных, данный способ не ограничивается в применении и удобен в использовании.

Анкетные обследования водителей могут предоставить информацию о недостатках организации дорожного движения, дорожных условий для исследуемых участках улично-дорожной сети (УДС). Данные о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) могут дать общую информацию о причинах и условиях их возникновения и определить проблемный участок, где наиболее часто происходят аварии. По проектной документации УДС можно собрать информацию о технико-экономической характеристики объекта, так же географической и климатической характеристики района. Для подтверждения данных можно использовать натурный метод.

Натурный метод является наиболее обширным и часто используемым методом исследования дорожного движения, он фиксирует необходимые параметры дорожного движения и условий в течении конкретного временного промежутка [2]. По способу получения информации данный метод делится на две группы: с помощью ПС и стационарных постов. Особенностью изучения посредством стационарных постов является то, что получить информацию можно только на определенном участке, где находится пост. Некоторые параметры транспортных потоков можно получить только используя специальный подвижной состав: легковые автомобили, дроны, вертолеты или легкие самолеты. В любом из способов обязательно должен присутствовать человек, который осуществляет наблюдение чаще всего при помощи видеосъемки.

Результат пассивного метода натурного исследования будет ситуация уже с существующими режимами движения, в отличии от активного. Сам пассивный метод делится на три группы: автоматический, полуавтоматический и ручной. При ручном методе очевидно присутствуют учетчики транспорта, которые в течение конкретного времени стоят на стационарных постах и замеряют интенсивности транспортных потоков на УДС, данный способ достаточно эноргозатратный, так же дорогостоящий при большом масштабе. В автоматическом способе информация собирается при помощи детекторов транспорта, которые непосредственно установлены на дорожном покрытии, сами же датчики делятся на радиолокационные, объемные, индукционные и инфракрасные. При таком методе полученные данные моментально обрабатываются и заносятся в базу данных, что уменьшает временные затраты на обработку материалов с исследуемого участка УДС. Когда данные собираются при помощи видеозаписи, а дальше обрабатываются вручную это называется полуавтоматическим методом [3].

Даже при незначительных корректировках в организации дорожного движения изменяются характеристики пешеходных и транспортных потоков. Поэтому иногда применяется активный метод, который дает возможность проверить на эффективность различные варианты организации дорожного движения. Первоначально осуществляется проверка путем создания уплотнения транспортного потока искусственно задерживая поток.

Метод моделирования использует математические или физические методы которые искусственно описывают характеристики транспортной системы. Простейший пример такого – модель с заданными искусственно условия, которые с достаточной точностью имитируют реальные режимы движения транспортных средств [4]. Этот метод занимает значительное место в моделировании, благодаря ему исследование проводится за минимальное время и получают данные для оптимизации управление дорожным движением, все это осуществляется путем математического описания транспортных потоков. Такой вычислительный эксперимент который с нужной точностью выполняет условия и отображает поведение транспортных потоков в реальных условиях. Данные эксперименты значительно дешевле, менее трудоемки и легко управляемы, решает комплексные проблемы и производит оптимальный расчет транспортных систем. Недостатком является то, что математическая модель строится на основе закономерностей полученными натурным методом. В статье [5] по формированию маршрутных сетей общественного транспорта автор ссылается на математические методы, с помощью которых осуществилась бы возможность повысить качество и уменьшить трудоемкость работ. Для обобщения информации о методах исследования дорожного движения в таблице 1 приведены достоинства и недостатки каждого метода.

Таблица 1. Достоинства и недостатки методов исследования.

Метод

Достоинства

Недостатки

Документальный

нет необходимости присутствовать на объекте;

трудозатратный; недостаточно точные данные;

Натурный

можно точно определить характеристики дороги;

энергоёмкий в масштабном применении затратный;

Моделирование

дешевле; легко управлять; менее трудоемкий;

результаты зависят от данных полученных натурным способом;

Для использования любой из видов исследований необходимы данные о транспортной сети и транспортных потоков, передвигающихся по ней.

Выводы:

Среди всех рассмотренных методов исследования параметров дорожного движения самым предпочтительным с точки зрения минимума временных и материальных затрат является изучение транспортных потоков с помощью подвижных средств, так как они позволяют получить более точные пространственно-временные характеристики движения, что невозможно при исследованиях на стационарном посту. Но в ходе использования метода необходимо вести учет и обогнавших и обогнанных автомобилей, что требует дополнительных затрат, стоит провести исследования на данную тему и произвести автоматизацию данной работы, что позволит снизить расходы на реализацию метода.

Список литературы

  1. Поготовкина Н. С. Организация дорожного движения: учебно-практическое пособие //Владивосток: Изд-во ВГУЭС. – 2015.
  2. Трофимов А. В. Методы исследований условий организации дорожного движения //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2013. – №. 9.
  3. Зависимость эффективности научных исследований от выбора методологии изучения транспортные потоков / П. В. Логинов, А. Н. Зацепин, Д. С. Рябчиков [и др.] // Транспортное дело России. – 2018. – № 6. – С. 321-323.
  4. Шевцова А. Г. Совершенствование организации дорожного движения на основе рационального управления светофорным объектом // Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. ВГ Шухова. – 2015.
  5. Буйлова, М. В. Формирование маршрутных сетей городского общественного транспорта / М. В. Буйлова // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. – № 1(59). – С. 45-52.

Интересная статья? Поделись ей с другими: