УДК 656.056.4
Когтева Анна Игоревна – студент Института высоких технологий Балтийского федерального университета имени Иммануила.
Аннотация: В статье рассмотрены материалы о различных системах управления трафиком, произведен обзор основных целей этих систем, так же прописаны их достоинства и недостатки, а так же входные данные для использования систем управления на практике.
Ключевые слова: системы управление трафиком, организация дорожного движения, светофор, светофорное регулирование, адаптивное управление.
Управление сигналами светофора является важной и сложной реальной проблемой, которая направлена на минимизацию времени в пути транспортных средств путем координации их движения на перекрестках дорог. Используемые в настоящее время системы управления сигналами дорожного движения по-прежнему в значительной степени зависят от упрощенной информации и методов, основанных на правилах, хотя теперь у нас есть более богатые данные, больше вычислительной мощности и передовые методы для стимулирования развития интеллектуального транспорта.
Перегруженные автомобильные дороги являются растущей проблемой, которая продолжает поражать городские районы с негативными последствиями как для путешествующих людей, так и для общества в целом. В России на примере Москвы издержки из-за заторов составили 150-177 млрд. долл., или же 7-9% ВВП страны [1]. Уменьшение заторов имело бы значительные экономические, экологические и социальные выгоды. Сигнализируемые перекрестки являются одним из наиболее распространенных типов узких мест в городских условиях, и, таким образом, управление дорожными сигналами играет жизненно важную роль в управлении городским движением.
Существует множество различных методов светофорного регулирования. Для каждого из них требуется свой набор исходных данных, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Перечень исходных данных различных систем управления трафиком.
№ |
Метод |
Цель метода |
Исходные данные |
1 |
Вебстер |
минимизация времени в пути; |
интенсивность движения; насыщенность; количество фаз; время промежуточного такта |
2 |
Зеленая волна |
уменьшение количество остановок; |
интенсивность; ожидаемая скорость; длина полосы движения |
3 |
Maxband |
сокращение количества остановок; |
интенсивность; ожидаемая скорость; длина полосы движения; |
4 |
SOLT |
сокращение времени ожидания движения; |
интенсивность |
5 |
Max-pressure |
максимизация пропускной способности; |
длина очереди |
6 |
SCATS |
сокращение среднего времени ожидания; |
длина цикла; смещение; разделение фаз; |
7 |
SCOOT |
повышение индекса производительности; |
длина очереди; время задержки; остановки; |
8 |
TRANSYT |
повышение индекса производительности; |
геометрические параметры дороги; поток ТС; скорость ТС; минимальное время зеленого сигнала; начальное значение для времени цикла; сдвиг фазы; |
Метод Вебстера определяет цикл работы светофорного объекта при минимальной транспортной задержке. Главная цель метода – это минимизация времени в пути ТС, проезжающих перекресток [2]. Для вычисления цикла необходимы следующие исходные данные: интенсивность движения, насыщенность и количество фаз, время промежуточного такта. Рассматриваемый способ широко распространился, благодаря простоте расчета, но при высокой интенсивности и недостаточной пропускной способности длительность цикла стремится к бесконечности [3,4,5].
В то время как метод Вебстера генерирует план сигнала для одного перекрестка, метод «Зеленая волна» является наиболее классическим методом в области транспорта для реализации координации, который направлен на оптимизацию смещений, чтобы уменьшить количество остановок для транспортных средств, движущихся в одном определенном направлении [6]. Исходными данными для приведенного метода являются: Интенсивность, ожидаемая скорость, длина полосы движения. Данный метод легко внедрить и требует минимум затрат на установку [7]. Использовать метод Зеленой волны можно только при определенной интенсивности и постоянной скорости движения автомобилей.
Суть метода Max-pressure заключается в минимизации давления фаз на перекрестке, что увеличивает пропускную способность, длина очереди это единственный параметр, который учитывается как исходный [2]. Данная система управления обладает высокой масштабируемостью и может быть легко реализована для крупномасштабных городских транспортных сетей [8]. Однако, существует проблема, которая ограничивает его применимость к реальным городским сетям, длину очереди чрезвычайно сложно измерить или оценить с использованием современной техники обнаружения [9].
SCATS (Sydney Coordinated Adaptive Traffic System) – адаптивная система управления трафиком, которая работает в режиме реального времени и вносит изменения в тайминги сигналов на основании текущей ситуации на дороге. Основная цель метода сокращение среднего времени ожидания транспортного средства [10]. Рассматривая данную систему можно выделить несколько преимуществ: имеет проверенную производительность и постоянное обновление ПО. Не показало значительного сокращения времени в пути по сравнению с TRANSYT. [11]
SCOOT представляет собой децентрализованную систему, которая полностью адаптируется к дорожной ситуации. Это позволяет постепенно изменять текущий план светофоров в соответствии с изменением трафика. Это изменение производится путем изменения продолжительности цикла, продолжительности зеленого света, а также сдвига фазы. Главная задача системы улучшить индекс производительности. Чем сложнее модель, тем сложнее расчет, но этот способ своевременно управляет сигналом с фиксированным временем.
Метод Maxband осуществляет координирование между пересечениями с помощью подбора смещения по времени между планами контроллеров [11]. Целью которого является максимально сократить количество остановок для транспортных средств. Он принимает планы других перекрестков в качества входных данных и оптимизирует смещения для соседних сигналов светофоров [12]. Показывает высокую надежность при невысокой насыщенности движения, но не справляется при высокой интенсивности [13].
Self-Organizing Traffic Light Control (SOLT) - это адаптивный метод, который управляет сигналом светофора с помощью настраиваемого вручную порога количества ожидающих автомобилей [14]. Задача данной самоорганизующейся системы снизить время ожидания движения. Главная особенность этого метода, что его можно вводить постепенно и локально при этом каждый светофор будет координировать свою работу и создавать глобальную координацию, но при высокой интенсивности движения это переключение фаз будет существенным недостатком [15].
Система TRANSYT – централизованная система не адаптирующаяся к трафику и применяется для автономной оптимизации [16]. Главная задача метода улучшить индекс производительности, но для этого требуется множество различных входных данных, что осложняет задачу, а при высокой интенсивности движения метод не гарантирует что будет найдено оптимальное решение [17].
В заключении приведены вся информация о достоинствах и недостатках систем управления трафиком в таблице 2.
Таблица 2. Обзор систем управления трафиком.
№ |
Метод |
Достоинства |
Недостатки |
1 |
Вебстер |
простота расчета; |
не эффективен при высокой интенсивности; |
2 |
Зеленая волна |
простота установки; |
применим при определенной интенсивности движения; |
3 |
Maxband |
надежный при маленьком насыщении движения; |
не эффективен при сильных изменениях интенсивности; |
4 |
SOLT |
глобальная координация; |
не эффективен при высокой плотности движения; |
5 |
Max-pressure |
высокая масштабируемость; |
сложно измерить и оценить входные данные; |
6 |
SCATS |
высокая производительность; |
не эффективно сокращает время в пути; |
7 |
SCOOT |
быстрое реагирование на изменяющиеся условия; |
чем сложнее модель, тем дольше расчет; |
8 |
TRANSYT |
эффективен для автономной оптимизации; |
не эффективен при перенасыщенном движении; |
В русском научном сегменте мало рассмотрены уже существующие зарубежные системы управления дорожным движением, которые можно использовать и в России. Среди рассмотренных материалов, очевидно, что большинство систем не справляется с высокой интенсивностью движения. Каждый способ управления дорожным движением выполняет свои задачи, поэтому для решения конкретных проблем можно выбрать определенную систему, что позволит оптимизировать работу перекрестков и увеличить динамику города, снизив при этом потери на дорожное движение.
Выводы:
В обзоре систем управления трафиком приведена информация о главных целях, входных данных, плюсы и минусы каждого способа. Здесь описана малая часть всех существующих методов, это самые распространенные. Большинство из них не справляются с высокой интенсивностью движения, поэтому следует провести исследования и расширить способности систем, а так же снизить затраты на их установку.
Список литературы