УДК 338.22.01

Способ оценки влияния финансовой политики предприятия на достижение тактических целей развития

Кислицин Лев Леонидович – магистрант Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Научный руководитель Марков Сергей Николаевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансов и учёта Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние финансовой политики фирмы на достижение тактических целей развития предприятия в рамках современного этапа развития экономики. Подробному рассмотрению подвергаются ключевые аспекты финансовой политики, раскрывающиеся через стратегические цели предприятия.

Ключевые слова: Финансовая политика, тактические цели предприятия, конкурентоспособность.

В настоящее время мировая экономика и экономика России находятся в нестабильном положении в связи со многими факторами. Если экономика целого государства испытывает отрицательные последствия современных явлений, то различные рынки, находящиеся внутри страны, находятся в бедственном положении. В связи с этим наиболее актуален вопрос выживания и конкурентной борьбы на этом рынке. Компании должны сделать все возможное для того, чтобы продержаться и пережить наступившее кризисное состояние. Для этого им необходимо пересматривать свою финансовую политику и стратегию ведения дел.

В условиях современной экономики усиливается необходимость контроля управленческих процессов и использование научных методов для построения долгосрочных стратегий развития и обоснования каждого управленческого решения. Существует несколько подходов к управлению, однако одним из самых эффективных является построение экономически целесообразной финансовой политики.

Стратегическими целями МСП и крупных предприятий (корпораций), ради которых и происходит развитие, являются максимизация благосостояния собственников и максимизация прибыли, как ключевой фактор обеспечения первой и главной стратегической цели. В своей сути, эта цель является ответом на вопрос, зачем компания была создана. Звучит это все просто, но следом возникает вопрос, каким же образом можно прийти к конечной, стратегической цели. Как и раньше достигнуть этого можно только выполнениям ряда тактических задач и достижения тактических целей. Для максимизации чистой прибыли в общем, нужно воздействовать на основную формулу прибыли[3, стр. 215] (1):

Profit = TR – TC (1)

где

Profit – прибыль

TR – выручка

TC – все издержки

То есть двумя важными тактическими целями будут увеличение объема выручки и минимизация объема издержек. Тогда они разделяются на тактические подцели, а именно:

  1. поиск более дешевых материалов;
  2. снижение стоимости источников финансирования;
  3. оптимизация отчислений в бюджет;
  4. оптимизация ФОТ;
  5. снижение расходов на маркетинг с сохранением его эффективности;
  6. оптимизация управленческих, коммерческих и прочих расходов;
  7. нахождение оптимальной цены единицы товара;
  8. увеличение объемов продаж.

Если взглянуть более детально на представленный список, хочется сделать вывод, что достижения этих подцелей, равно как и тактических целей приводит фирму к достижению конкурентоспособности. Таким образом, можно сделать вывод, что достижения предприятием конкурентоспособности на каждом временном отрезке во время движения к выполнению стратегической цели, является важной тактической целью предприятия. Этот вывод можно продемонстрировать рисунком 1.

image001

Рисунок 1. Схема достижения основной тактической цели.

Следует отметить, что при этом не вызывает сомнений факт, что конкурентоспособность и финансовая политика фирмы тесно связаны между собой, поскольку именно финансовая политика сможет обеспечить компанию ресурсами, необходимыми для конкурентной борьбы, а победа в этой борьбе принесет дополнительную прибыль, что поможет обеспечить решение задач, поставленных перед политикой.

Однако возникает вопрос, как можно оценить достигнута ли конкурентоспособность, и как сравнить между собой уровни конкурентоспособности различных компаний. Для этого автор статьи предлагает способ оценки через 2 фактора конкурентоспособности по следующей формуле (2):

Укнк = RΔtc * УВrtc + RΔnp * УВnp (2)

где

Укнк – уровень конкурентоспособности

RΔtc – рейтинг совокупных издержек предприятия

УВrtc – удельный вес рейтинга совокупных издержек

RΔnp - рейтинг чистой прибыли предприятия

УВnp - удельный вес рейтинга чистой прибыли

Предполагается, что максимальный уровень конкурентоспособности должен быть равен 1, что означает полную конкурентоспособность предприятия, а удельные веса равны 0,5, однако, аналитик способен самостоятельно определить удельные веса показателей, опираясь на специфику отрасли, в которой находится анализируемая компания.

Вновь возникает два вопроса и требуется объяснение теоретического базиса, лежащего под формулой. Почему эти 2 фактора, и как они связаны с конкурентоспособностью? Можно предположить, что предприятие конкурентно, когда его чистая прибыль выше, чем по отрасли, и/или совокупные издержки предприятия ниже чем по отрасли, то есть описание причины через последствия, которые целиком и полностью зависят от эффективности проводимой финансовой политики. Однако осталось определить сами рейтинги. Для этого предлагается бальная таблица оценки рейтингов.

Таблица 1. Определение рейтингов предприятия.

Уровень показателя совокупных издержек

Рейтинг показателя Δtc

Уровень показателя чистой прибыли

Рейтинг

Показателя Δnp

1

2

3

4

<-10

1

<-10

0

≥-10≤-5

0,8

≥-10≤-5

0,2

>-5≤0

0,6

>-5≤0

0,4

>0<5

0,4

>0<5

0,6

≥5≤10

0,2

≥5≤10

0,8

>10

0

>10

1

Таким образом, мы видим, что через воздействие на финансовую политику предприятия, можно повлиять на достижение тактической цели развития предприятия, ведь достижение конкурентоспособности фирмой в каждый определенный момент времени – является достижением тактических целей находящимся на ее пути к достижению стратегической цели. Так же представленный способ оценки уровня текущей конкурентоспособности позволит определить слабые стороны финансовой политики предприятия, обратить на них внимание управляющих кадров и впоследствии сформировать резервы не только для возможности пережить текущую ситуацию, но и для ведения агрессивной конкурентной борьбы в будущих периодах с предприятиями, также пережившими текущий кризис.

Список литературы

  1. Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ [Текст] / Е.П. Губин // Журнал российского права. – М.: Норма, 2015. – № 1(217). – С. 23-30.
  2. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы [Текст] / Д.Е. Морковкин // Экономика в промышленности. – М.: МИСиС. 2016. – № 1. – С. 4-7.
  3. Мэнкью, Г., Тэйлор М. Экономикс / 2-е издание СПБ.: ИД Питер, 2013 – 656 с.
  4. Розанова, Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: учебник для бакалавров / Н.М. Розанова – М.: ИД Юрайт, 2013 -985 с.