УДК 81.39:316
Динисламова Людмила Ивановна – инженер-исследователь Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.
Аннотация: В рамках мониторинга по этнокультурному образованию Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск) провел соцопрос путём анкетирования. Целью и задачей данного социологического исследования является сбор и изучение информации о потребности в изучении предметов с этнокультурной направленностью в школах небольших городских поселений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, где проживают представители титульных этносов (ханты, манси, ненцы).
Определена практическая значимость данного исследования, которая важна для принятия управленческих решений в области этнообразования в школах округа. В анкетировании приняли участие 96 респондентов из городов: Югорск, Мегион, Покачи, Пыть-Ях. Дополнительно были предложены вопросы о языковой среде (уровень владения, использование и пр.), т. к. язык является одним из главных компонентов культуры и именно он отражает менталитет народа, его национальный характер.
Ключевые слова: этнокультурное образование, социологическое исследование, респонденты, родной язык, предметы с этнокультурной направленностью.
Этнокультурное образование, направленное на сохранение родного языка и культуры, это важная часть образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в котором заложена задача патриотического и духовно-нравственного воспитания [1]. Сегодня Российское многонациональное государство и его образовательная политика, имеющая дело с огромным количеством этнических единиц, не имеет аналогов в мировой практике. Поликультурность страны, значительная часть субъектов которой определяется по национально-территориальному признаку, порождает разнообразные ценностные ориентиры, установки и поведенческие стереотипы, что несомненно требует направленности образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы конкретных народов [2]. Глобализация, внутренняя и внешняя миграция населения актуализируют процессы взаимодействия и взаимного влияния различных культур, что приводит к унификации культурной жизни, утрате некоторых традиций, созданию различных субкультур, обостряющих проблему сохранения малочисленными этносами самобытности, что характерно, в том числе, и для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ХМАО-Югры) [3].
Современные школы находятся в сложной ситуации, т. к. организация учебно-воспитательного процесса должна учитывать множество общемировых тенденций и ценностей, государственных интересов и различных потребностей. Молодое поколение коренного населения (особенно выражено в городских поселениях), ввиду изменений жизненного уклада, хозяйственной деятельности, метисации, давно отошло от своих традиций, что влияет на этнокультурную ситуацию в целом. Сейчас, в условиях современной социокультурной ситуации развития общества, в целях сохранения и развития этнической самобытности и традиций, Правительством ХМАО-Югры разработана концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и утвержден план мероприятий по её реализации на 2020-2024 годы. Концепция направлена на обеспечение личностного и познавательного развития учащихся из числа КМНС, ориентирована на сохранение их самобытности, традиционного образа жизни, формирование национальной идентичности, культурных ценностей [4].
В данном социологическом исследовании приняло участие 96 человек окружных городов: Югорск (34 чел.), Мегион (28 чел.), Покачи (21 чел.), Пыть-Ях (13 чел.). Выбор этих городов связан с тем, что с началом развития нефтегазовой промышленности в регионе, все эти города имеют практически одинаковую историю. До начала нефтегазового освоения Югры на месте названных городов располагались небольшие поселения, юрты местного населения – ханты, манси, ненцев, которые в последствии миграции ассимилировали.
Участников соцопроса по половой принадлежности женского пола оказалось – 68,8%, мужского – 22,9%, остальные не обозначили свою половую принадлежность («нет данных») – 8,3% от числа всех опрошенных. Из контингента занятых, наибольшим количеством в опросе составили служащие (26%), работники здравоохранения (10,4%); работники образования и науки (7,3%); безработные (9,4%); одинаковое соотношение пенсионеров и работников культуры (по 5,2%); работники в сфере традиционных профессий (оленеводы, рыбаки, охотники и т. п. – 2,1%) и другие (сфера деятельности не отображена в перечне ответов соцопроса). Возрастной контингент респондентов составил от 20 до 60 лет, где в диапазоне от 20-35 лет – 34,4%; возраст от 36-50 составил чуть более половины всех опрошенных – 53,1%; возрастная категория 51-60 лет представлена 8,3% респондентов. По данным соцопроса у 86,5% участников имеются дети школьного возраста, которые учатся в общеобразовательных учреждениях.
В исследовании приняли участие респонденты носители титульных национальностей округа, из них представители ханты – 65,6%; манси – 22,9%; ответ «русские и другие» отметили 13,5% человек. Анализируя ответы национальной принадлежности итог был превышен 100%, предполагаем, что респонденты могли на поставленный вопрос дать несколько вариантов ответов, таким образом, кто-то идентифицировал себя, как носитель нескольких национальностей.
Больше половины опрошенных (54, 2%) от общего числа респондентов не владеют этническими языками КМНС, можно предположить, что это связано с городскими условиями ассимиляции, где использование языка к настоящему времени сведено к минимуму. Остальные опрошенные респонденты определили уровень своей компетенции по следующим критериям:
Специфика использования этнического языка обычно обусловлена рядом факторов, в числе которых наличие языковой среды популярным стал ответ «в семейном общении» (18,8%); при общении с друзьями используют родную речь – 16,7%; на работе с носителями родного языка употребляют родной язык – 9,4% от общего числа респондентов из числа КМНС.
Говоря о причинах незнания родного языка, 40,6% человек языку не научились в детстве; для 24% опрошенных не было языковой среды для обучения языка; для 15,6% участников родной язык не преподавали в школе; нет желания знать этнический язык, как причина не владения языком у 9,4% опрошенных и 21,9% не обозначили причину («нет данных»).
Для участников соцопроса, было предложено два похожих вопроса по предположительному изучению родного языка в дальнейшем, где первый вопрос звучал «Если будут созданы условия, Вы будете изучать родной язык?», второй – «Если от знания языка будут зависеть Ваше экономическое и социальное благополучие, Вы будете изучать родной язык?». Таблица 1 демонстрирует разницу ответов на поставленные 2 вопроса, где определённо можно сделать вывод, что на сегодняшний день для респондентов, живущих в городских условиях, при наличии благоприятной среды («социального и экономического благополучия») возможно изучение родного языка, и этот показатель несколько больше, чем при создании просто определённых условий для изучения родного языка.
Таблица 1. Разница в ответах респондентов на вопрос об изучении родного языка.
Если будут созданы условия, Вы будете изучать родной язык? |
% от числа ответивших |
Если от знания родного языка будет зависеть Ваше экономическое и социальное благополучие, Вы будете изучать родной язык? |
% от числа ответивших |
Нет |
47,9 |
Нет |
28,1 |
Да |
28,1 |
Да |
55,2 |
Буду вместе со всеми членами семьи |
11,5 |
Другое |
11,5 |
Буду самостоятельно |
4,1 |
Нет данных |
16,7 |
Нет данных |
9,4 |
Среди опрошенных респондентов выяснялось, есть ли среди них те, кто слушает радиопрограммы либо смотрят телепередачи на родном языке, где половина (55,2%) участников «не смотрит и не слушает» такого рода вещание, «смотрят и слушают иногда» – 21,9% от числа всех опрошенных; «регулярно» смотрят и слушают – 8,3%; «нет возможности» для просмотра или прослушивания у 11,5% участников.
В анкетах перед респондентами был поставлен вопрос: «Какие предметы с этнокультурным содержанием изучает Ваш ребёнок в школе?». Большинство участников (44,8%) оставили этот вопрос без внимания («нет данных»), остальные ответы распределились согласно таблице 2. Анализируя данные ответы респондентов, можно сделать вывод, что из предложенных вариантов практически все предметы с этнокультурной направленностью так или иначе отмечены респондентами.
Таблица 2. Какие из предметов с этнокультурным содержанием изучает Ваш ребёнок в школе?
Варианты ответов |
Число ответивших |
% от числа опрошенных |
География ХМАО-Югры |
17 |
17,7 |
Родной язык |
16 |
16,7 |
Родная литература |
14 |
14,6 |
История ХМАО-Югры |
13 |
13,5 |
Другое |
13 |
13,5 |
Традиционная культура коренных народов Севера |
8 |
8,3 |
Итого ответивших: |
53 |
55,2 |
Нет данных |
43 |
44,8 |
Итого |
96 |
100,0 |
На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок изучал родной язык в школе?» – 53,1% ответили отрицательно, 37,5% респондентов хотели бы, чтобы их дети изучали родной язык в школе.
Далее раскрывая вопрос о предметах с этнокомпонентом, родителям было предложено отметить согласие/не согласие на вопрос о дополнительных занятиях для детей по предметам с этнокультурной направленностью. По итогам опроса наибольшая часть респондентов (46,9%) затруднилась с ответом; часть респондентов – 26% согласилась с тем, чтобы ребёнок изучал дополнительные предметы с этнокультурным содержанием; 28,1% – ответили отрицательно на данный вопрос.
Рассуждая на тему о проблемах решения по сохранению национальной культуры КМНС респондентам было предложено обозначить своё мнение на вопрос: «Решит ли проблему сохранения национальной культуры КМНС преподавание в школе родного языка и других предметов с этнокультурной направленностью». Наиболее популярным стал ответ – «возможно, в определённой степени решит данную проблему», с которым согласились 33,3% опрошенных; «да, несомненно» посчитали – 13,5% участников опроса, 26% респондентов отметили, что «не решит проблему сохранения национальной культуры»; 24% затруднились с ответом; лишь 7,3% высказались, что этого недостаточно для сохранения национальной культуры КМНС.
Респондентам также был задан вопрос: «В какой форме, на Ваш взгляд, следует преподавать родной язык и другие предметы с этнокультурным содержанием в школе?», на который можно было обозначить сразу несколько вариантов ответов. Так 49% опрошенных посчитали, что преподавание таких предметов должно проходить, как дополнительные занятия для учащихся из числа КМНС; для других учащихся – по желанию родителей и самих учащихся (внеурочная деятельность); 6,3% посчитали, что предметы должны быть, как обязательные для КМНС и для других учащихся во внеурочной деятельности (по желанию); 38,5% затруднились с ответом на данный вопрос.
Для определения, в каких классах уместно преподавание родных языков и предметов с этнокультурной направленностью – 33,3% респондентов согласились, что преподавание уместно с 2-го по 4-й классы. Практически поровну получены ответы «во всех классах» (28,1%) и «5-9 классы» (27,1%) опрошенных. Ответ «в 10 и 11 классах» отмечен лишь 2,1% участниками. «Нет данных» у 13,5% от числа опрошенных.
Мнения участников исследования о том, «Какое количество часов, на Ваш взгляд, должно быть выделено на изучение родного языка в неделю?» распределилось следующим образом: половина участников (51%) не обозначили ответа («нет данных»); 35,4% согласились, что 2 часа в неделю достаточно для изучения родного языка; 10,4% посчитали достаточным для изучения 3 часа в неделю и лишь 1% от числа опрошенных указали, что на изучение родного языка необходимо 6–7 часов в неделю.
Одним из важнейших направлений работы школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента и по мнению респондентов, отвечая на вопрос: «Что является целью преподавания родного языка и других предметов с этнокультурным содержанием?» (с возможным обозначением нескольких вариантов ответов), 63,5% отметили «сохранение традиций и родного языка». В тоже время часть опрошенных (30,2%) считают, что целью является «формирование чувства принадлежности к своей национальности (этнической идентичности)»; четверть участников (27,1%) определяют, что «воспитание патриотизма, знание основ культуры КМНС» является целью преподавания предметов с этнокультурной направленностью. С суждением о «расширении кругозора и воспитании толерантности для жизни в полиэтническом обществе», как главной цели для преподавания предметов с этнокультурной направленностью, согласились – 21,9% опрошенных. 13,5% отметили, что цель заключается в «получении специальных навыков и умений (в области традиционных ремесел)» и 19,8% участников затруднились с определением цели.
В ходе исследования респондентам было предложено подумать, к чему должна стремиться школа, чтобы реализовать этнокультурный компонент образовательного процесса. Абсолютное большинство (65,6%) участников согласились с вариантом ответа, что школа должна стремиться к приобщению детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. Равным количеством (по 15,6%) были обозначены мнения, что для реализации культурного компонента, школа должна стремиться к сохранению и совершенствованию кадрового потенциала образовательного учреждения и к проведению конкурсов знатоков этнической культуры, викторин и прочих. Реализуя этнокультурный компонент, учебное заведение должно стремиться к расширению круга учебных предметов, внеучебных занятий по языку и традиционной культуре, с этим суждением согласилась лишь небольшая часть опрошенных (9,4%). Отвечая на данный вопрос, респонденты могли дать сразу несколько вариантов ответов, т. к. по итогу процент числа ответивших превышен возможным значением (более 100%).
В заключении отметим, что этнокультурное образование – это целенаправленный, непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях образования, и, конечно, на основе взаимодействия с семьей учащиеся приобщаются к той или иной культурной составляющей. Среди опрошенных наибольший процент – это носители титульных национальностей. Соцопрос показал, что многие из участвовавших в исследовании уже утратили связь с родным языком и традиционной культурой, но при этом значительное количество всё же изъявляет желание в изучение родного языка. Интерес к проблемам родного языка, этнической культуры в городской системе образования в целом обусловлен необходимостью обеспечения языковых и этнокультурных потребностей обучающихся. Жизнь социума в современных городах округа давно отошла от жизни в традиционной культуре КМНС, но современная образовательная система имеет широкие возможности в создании условий для развития языковой компетенции личности, интегрированной в родные языки и этнические культуры. Респонденты считают, что преподавание родного языка и предметов с этнокультурной направленностью решит проблему сохранения культуры КМНС. Данное исследование позволяет сделать вывод, что в городах ХМАО – Югры, где наиболее остро стоит проблема сохранения традиций, культуры и языковой среды, потребность в изучении родного языка и предметов с этнокультурной направленностью актуальна.
Список литературы