УДК 327.8 (575.2) (04)

Пути снижения уровня коррупции и их рисков в государственных закупках в государственных учреждениях

Жунуспаев Кайрат Турусбекович – научный сотрудник Института экономики имени Дж. Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики.

Аннотация: После принятия многих законопроектов было внесено большое количество изменений и дополнений, которые негативно повлияли на основную функцию закона - регулирование общественных правоотношений. Также важно не забывать о проблеме «лоббирования» интересов, которая часто сводит на нет все усилия. Коррумпированная составляющая Кыргызстана с каждым годом безжалостно растет как в количественном, так и в денежном выражении. Разработка мер, совершенствование и модернизация существующих механизмов, внедрение и эффективное применение индикаторов, направленных на минимизацию коррупции в государственных учреждениях, являются основными целями правительства Кыргызской Республики, что также говорит об актуальности выбранной темы статьи.

Ключевые слова: коррупция, Кыргызстан, государственные закупки, государственные учреждения, совершенствование, снижение коррупции.

Появление и процветание коррупции характерно обществу, где во главу благополучия жизни ставятся деньги и власть, а наращивание, любым путем, собственного капитала восхваляется как подвиг. Фактически коррупция начала свое существование с момента появление такого общественного института как государство, и с появлением чиновничьего аппарата продолжает прогрессировать.

Государственные закупки – это приобретение государственными органами или государственными предприятиями товаров, работ и услуг. Согласно данным Всемирного банка [1], в 2018 г. на государственные закупки пришлось 11 трлн долл. США, что эквивалентно 12% от общего объема мирового ВВП в 90 трлн долл.

Учитывая важное значение государственных закупок для достижения экономических результатов и рационального государственного управления, правительства используют закупки в качестве стратегического инструмента для достижения дополнительных политических целей, направленных на преодоление экологических, экономических и социальных вызовов, в соответствии с национальными приоритетами. Государственные закупки имеют ключевое значение для повышения эффективности функционирования государственного сектора и повышения доверия граждан. В целях обеспечения высокого качества предоставляемых государственных услуг и защиты общественных интересов правительствам необходимо осуществлять государственные закупки эффективно, с соблюдением высоких стандартов.

В 2015 году с принятием нового Закона, Кыргызстан полностью перешел на систему Электронных Государственных Закупок (ЭГЗ). В соответствии с нормами Закона все процедуры государственных закупок, проводимые закупающими организациями, от публикации объявления до публикации результатов конкурса, включая процедуры досудебного обжалования, проводятся исключительно через Официальный Портал Государственных Закупок (веб-портал государственных закупок) http://zakupki.gov.kg/. Исключением являются закупки, связанные с национальной безопасностью, обороной, защитой государственных секретов и стихийных бедствий, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Кыргызской республики «О государственных закупках» [5].

На сегодняшний день веб-портал государственных закупок является единым источником информации о проводимых электронным способом государственных закупок. Кроме этого, веб-портал государственных закупок является единственным электронным инструментом, позволяющим реализовать весь цикл процедур закупок, как для закупающей организации, так и для поставщиков (подрядчиков).

Согласно данным, представленным в отчете по государственным закупкам за 2019-2020 гг., на веб-портале государственных закупок по итогам 2020 года зарегистрировано 4194 закупающих организаций (3475 на конец 2019 года) и более 29376 поставщиков (подрядчиков) (21 200 на конец 2017 года). На данный момент, на официальном портале государственных закупок имеется статистика активных и неактивных зарегистрированных закупающих организаций и поставщиков. (см. Рисунок 1)

1

Рисунок 1. Статистика портала государственных закупок 2020 г. [2]

Хотя формально нынешняя система государственных закупок является прозрачной, и все закупки проводятся через электронный портал, на самом же деле, работа веб-портала государственных закупок до сих пор оставляет лазейки для коррупции. Несмотря на то, что веб-портал считается многофункциональным, он очень неудобный в использовании (недоработанный, зависает, медленная загрузка необходимых данных).

Например, для отдаленных регионов из-за плохой связи, медленного интернета и т.д., это является большой проблемой. Много времени уходит на заполнение конкурной заявки, особенно для таких тендеров, в которых закупающая организация объявляет тендер на закупку к примеру, продуктов питания, либо услуги по выполнению большого объема работ и т.п., делит товары или услуги на отдельные лоты.

Для пользователя, чтобы найти интересующий тендер, необходимо знать точное наименование организации или ИНН на веб-портале государственных закупок, либо номер объявления. При этом, если отвлечься от работы на веб-портале, то нужная вам страница не будет загружаться, либо отправить вас на главную страницу. Веб-портал не выдаст информацию, пока вы не обновите текущую страницу или сам веб-портал.

Сложный поиск информации на веб-портале государственных закупок дает понять, что он был разработан таким образом, чтобы им могли пользоваться только такие пользователи, которые знают, что искать и каким образом находить нужную им информацию.

Внедрение электронных закупок требует тотальное обучение госслужащих и представителей закупающих организаций. Большинство сотрудников умеют работать в трёх основных офисных программах - Word, Excel, Internet Explorer. Только 20% сотрудников способны работать со сложными информационными системами, в совершенстве ими владеют лишь около 4%. Минфин КР проводит однодневные семинары по работе с обновленной версией Портала госзакупок, в рамках которых планируется обучить порядка 2 800 сотрудников закупающих организаций.

Встречаются и эпизоды сопротивления использованию электронных госзакупок. Это выражается часто в косвенных способах давления на владельцев портала е-закупок, а также в уклонении от предоставления полной информации по тендерам.

Тем временем, по данным Transparency International Кыргызстан остается в числе самых коррумпированных стран мира.

2

Рисунок 2. Индекс восприятия коррупции по Кыргызстану за 2011 - 2020 гг. [3]

Однако, по данным на 2018-2020 гг. Кыргызстан поднялся на несколько позиций и занял, соответственно, 132-е и 124-е место. Кыргызстан заняла 124-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции за 2020. «Кыргызстан получил 31 балл из 100, оказавшись в одном ряду с Кенией, Мексикой и Пакистаном. Хотелось бы отметить, что положение мест не является главным в данном рейтинге, так как количество стран может увеличиваться либо уменьшаться, и главным показателем в данном рейтинге является количество полученных баллов» [4]. Отметим, что, поскольку количество стран можно увеличивать или уменьшать, расположение этих мест не является основной позицией на уровне, а основным показателем на уровне является количество заработанных баллов.

С 2015 по 2020 годы показатель Кыргызстана в ИВК изменился с 28 до 31 баллов в 2020 году. Ежегодные небольшие изменения связаны с тем, что системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, отсутствовала политическая воля к реальным изменениям, поэтому и противодействие коррупции обречено было оставаться декларативным.

Основы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в международных соглашениях. Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства. Кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией COVID-19, требует принятия быстрых и продуманных мер и гибкости в решении проблем увеличения спроса на товары и услуги, в то время как определенные цепочки поставок нарушаются. Так в 2020 году Кыргызстан потратил на госзакупки товаров и услуг для борьбы с коронавирусом 43,8 млн долларов, заключив около 9300 контрактов — в среднем $500 на каждый подтвержденный случай.

Отмечались следующие ключевые позиции:

Государственные закупки в Кыргызстане по-прежнему рассматриваются больше как функция управления, чем как стратегическая. Изменяя отношение к этому вопросу, можно добиться дальнейшего развития стратегий закупок, реализация которых требует наличия квалифицированных специалистов в области государственных закупок. Однако в настоящее время государственные закупки не рассматриваются как независимая отрасль, и обучение специалистов по закупкам в основном направлено на соблюдение требований законодательства.

Многие проблемы, влияющие на национальную систему государственных закупок, также связаны с закупками государственных предприятий Кыргызстана. К ним относятся широкое использование закупок из одного источника и низкий уровень конкуренции в процессе закупок. В прошлом существовали серьезные различия между нормативно-правовой базой государственных предприятий и организаций государственного сектора в сфере закупок. Хотя недавние реформы устранили некоторые различия, они еще не достигли желаемого уровня единообразия.

Можно дать основные рекомендации:

Разработка стратегий и планов действий по развитию системы государственных закупок - это возможность гарантировать, что реформы будут последовательными, упорядоченными и эффективными.

Рекомендуется, чтобы план закупок основывался на анализе спроса и рыночных условий (включая наличие продукции), а не на бюджете предыдущего года. Чтобы оптимизировать соотношение цены и качества, вам необходимо уделять больше внимания стратегическому планированию.

Для более эффективной реализации текущих и предстоящих реформ закупочного агентства рекомендуется рассмотреть возможность увеличения штата сотрудников, занимающихся государственными закупками, особенно на структурном уровне, отвечающем за формулирование политики (то есть в отделе финансов отдела закупок), но и в едином уровне организаторов и заказчиков. Имеющихся в настоящее время ресурсов явно недостаточно для надлежащего осуществления и мониторинга хода реформ.

Пересмотр критериев для закупок из одного источника и сокращение списка исключений может привести к более эффективным процедурам закупок и конкурентоспособным ценам. Маркетинговые исследования и меры по улучшению технических характеристик могут помочь уменьшить количество неудачных государственных закупок и обеспечить конкуренцию.

Больше внимания также следует уделять данным и статистике, содержащейся в электронной системе государственных закупок: это, повысит прозрачность, усилит контроль над эффективностью и, тем самым, повысит эффективность. Интеграция порталов государственных закупок с другими государственными информационными системами поможет улучшить качество взаимодействия и эффективность процедур. Чтобы определить возможности для дальнейшего улучшения результатов, необходимо внедрить механизмы оценки и мониторинга эффективности.

Рекомендуется сформулировать единую этическую стратегию для отдела закупок и внедрить ее во всех министерствах, ведомствах и структурах квазигосударственного сектора. Формулирование существующих процедур контроля, которые включают оценку коррупционных рисков на каждом этапе цикла государственных закупок, должно еще больше укрепить механизм внутреннего контроля. Кроме того, могут быть разработаны отдельные этические стандарты с учетом конкретных обстоятельств государственных закупок и специальные программы обучения для государственных служащих, участвующих в закупках. Наконец, Кыргызстан может извлечь пользу из опыта существующих проектов общественного надзора, в которых граждане контролируют управление.

Чтобы выйти за рамки административных и бизнес-целей и начать использовать систему государственных закупок в качестве стратегического инструмента, требуется высококвалифицированная, способная и хорошо обученная рабочая сила. Снижение нагрузки на экспертов по государственным закупкам и обучение, выходящее за рамки юридических вопросов и вопросов соблюдения, помогут сделать этот переход успешным.

Кыргызстану рекомендуется принять меры по усилению закупочной конкуренции всех государственных предприятий за счет сокращения доли закупок из одного источника. Программа обучения закупочного персонала поможет им выполнять свои обязанности на самом высоком профессиональном уровне. Крупнейшие государственные предприятия могут улучшить интеграцию своих закупок, например, за счет централизации закупок внутри своей организации или использования централизованных государственных служб закупок.

Список литературы

  1. Данные взяты с сайта Всемирного банка / Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/developmenttalk/how-large-public-procurement (Дата обращения: 15.06.2021 г.).
  2. Официальный Портал Государственных Закупок / Режим доступа: http://zakupki.gov.kg/popp/ (Дата обращения: 15.06.2021 г.).
  3. Составлено автором на основе данных Министерства финансов
  4. Индекс восприятия коррупции – 2020 / Режим доступа: https://www.transparency.kg/news/2/45.html (Дата обращения: 15.06.2021 г.).
  5. Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» от 3 апреля 2015 года № 72 / Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111125 (Дата обращения: 15.06.2021 г.).