УДК 34

Правовая природа договора оказания медицинских услуг

Варфоломеева Татьяна Ивановна – магистрант Российской академии адвокатуры и нотариата.

Аннотация: В данной научной статье изучается правовая природа договора оказания медицинских услуг. Осуществляется правовой анализ результата оказания медицинских услуг и правоотношений взаимодействующих субъектов. Обосновывается смешанная правовая природа оказания медицинских услуг. 

Ключевые слова: договор оказания услуг, договор подряда, медицинская услуга, смешанный договор, нематериальный результат.

Договор оказания медицинских услуг – один из договоров, поименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации[1]. При этом на практике исполнение данного договора во многих случаях оформляется не как оказание услуг, а в качестве выполнения работ.

Данные сложности правоприменение обусловлены характером действий, выполняемых в ходе исполнения договора оказания услуг, а также характеристиками результата исполнения договора.

Для детального понимания правовой природы договора оказания медицинских услуг, важно понимать, может ли услуга иметь овеществленное выражение [2].

В то же время ныне утративший силу, но за годы своего действия оказавший влияние на формирование правооборота и теоретических подходов к анализу, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ[3] устанавливал, что «услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

То есть, законодатель ясно выразил мысль о том, что результат услуги не может быть овеществлен. При этом не стоит упускать и тот факт, что указанный закон утратил силу, то есть он может более не отражать актуальных настроений законодателя и его подхода к нормативному регулированию. В настоящее время позиция законодателя относительно рассматриваемого вопроса неясна.

В качестве исключения, где медицинская услуга имеет овеществленный результат, можно указать реабилитационную услугу или этап, в котором используются разного рода и вида протезы. В таких ситуациях возникают особые сложности в связи с классификацией таких услуг как подрядного или оказания медицинских услуг. Верным представляется подход классификации таких действий как услуг, поскольку объектом таких действий все еще остается здоровье пациента (заказчика), т.к. без пациента те или иные протезы под собой не имеют значения. Существует точка зрения, которая предполагает для создания протезов и вспомогательных устройств введение в юридический оборот «медицинских работ», что, на мой взгляд, только усугубит путаницу, нагромоздит законодательный и судебный процессы, а также создаст излишние проблемы с переквалификацией договор по оказанию услуг, связанных с созданием протезов и устройств, на договоры по оказанию медицинских услуг. Помимо этого, переквалификация таких услуг в подрядное поле регулирования несет риск ущемления прав пациента (заказчика) в сфере возмещения убытков при отказе от договора.

П.Г. Габай утверждает, что целью договора является «восстановление способности человека» [4] к чему-либо, например, нормальному ведению повседневной жизни: потреблению пищи, хождению, дыханию и прочим биологическим потребностям человека. В случае если для восстановления утраченной функции организма требуются какие-либо материальные включения в тело пациента, это совершается в рамках оказания услуг, а не выполнения работ. Следовательно, медицинская организация, предоставившая пациенту, например, протез, не может предоставлять гарантию на него, это может сделать только изготовитель указанного протеза.

Однако стоит обратить внимание на то, что между пациентом и изготовителем протеза не установлено никаких правоотношений [5], не был заключен договор, а потому отсутствуют непосредственные взаимные права и обязанности. В связи с этим представляется рациональным рассматривать изготовление протеза как часть реализации договора оказания медицинских услуг, включающего в себя элементы договора выполнения работ (подряда), из чего явствует смешанная природа договора оказания медицинских услуг.

Из изложенного следует, что договор оказания медицинских услуг является смешанным по своей правовой природе, несмотря на то, что доктринальное мнение, а также признанная устаревшей позиция законодателя, рассматривают его как просто поименованный. При более тщательном рассмотрении мы видим, что правовая природа медицинской услуги сложнее, и для реализации договора требуется комплексный подход, включающий в себя и иные правовые конструкции, такие как элементы договора подряда.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  2. Гецманова, И. В. . Проблемы правового регулирования и оценки качества медицинской помощи и медицинских услуг / И. В. Гецманова // Восточно-Европейский научный вестник. — 2016. — № 1 (5). — C. 28-34.
  3. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) – Ст. 2; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  4. Габай, П. Г. Договор на лечение или излечение пациента? / П. Г. Габай // Медицинское право. — 2015. — № 1. — C. 16-23.
  5. Мохов, А. А. Право и современные технологии в медицине / А. А. Мохов, А. А. Сушкова. — Москва : Проспект, 2019. — 443 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: