УДК 342.4

Анализ конституционных поправок 2020 года в Российской Федерации

Симурин Владислав Дмитриевич – студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье автором проводится анализ основных конституционных поправок 2020 г. Автор рассуждает о влиянии конституционных поправок на формирование конституционного правосознания, а также анализирует изменение статуса органов местного самоуправления в связи с принятыми поправками, приходя к выводу об этатизации местного самоуправления. Автор статьи делает вывод о том, что конституционные поправки 2020 года носят неоднозначный характер и не могут быть в силу этого в полной мере позитивно восприняты населением.

Ключевые слова: Конституция РФ, поправки, конституционное право, местное самоуправление, конституционное правосознание, реформы, изменения в Конституцию РФ.

Внесение поправок в законодательство – это неизбежный процесс, который не обходит стороной и Основной закон государства. Жизненные реалии подлежат постоянным изменениям, наиболее кардинальные из них вызывают необходимость принятия конституционных поправок.

Конституция РФ 1993 года была подготовлена в условиях острого политического и социального кризиса, что не могло не отразиться на продуманности и качестве ее содержания. Однако, даже если не учитывать этого, со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет.

За данное время изменилась как социальная, так и политическая обстановка в государстве, экономическая и культурная жизнь нашей страны. Всё это вызвало необходимость принятия конституционных поправок, поскольку текст Конституции 1993 года в некоторых аспектах успел устареть и требовал обновления [1, C. 89].

Таким образом, внесение поправок в Основной закон страны – это абсолютно естественный и закономерный процесс, который влекут за собой различные трансформационные процессы, происходящие в обществе и государстве.

Конституционные поправки 2020 года можно разделить на три основных блока в соответствии с теми сферами общественной и государственной жизнедеятельности, которые они затрагивают:

  1. Закрепление важнейших принципов, которые являются фундаментальными для государства и общества и содержат основные ценностные ориентиры;
  2. Вопросы социальной защиты граждан, а также экономической и культурной деятельности государства и общества;
  3. Вопросы организации и функционирования публичной власти (государственной и местного самоуправления).

Таким образом, конституционные изменения 2020 года затронули практически все сферы общественной и государственной жизнедеятельности. По замыслу авторов анализируемых изменений поправки должны были отразить наиболее актуальные на сегодняшний день гарантии для общества, будь то гарантии социальные, экономические, политические и т.д.

В связи с чем, одна из конституционных поправок была обращена к вопросу недопустимости искажения исторических фактов. В обновленном тексте Конституции РФ (ст. 67.1) содержится указание на то, что необходимо сохранять память предков, преемственность поколений, особо чтить память защитников Отечества и обеспечивать защиту исторической правды [2].

Также многие конституционные поправки были посвящены острым социальным вопросам. В частности, упомянутая выше ст. 67.1 Конституции РФ поднимает, помимо вопроса о необходимости защиты исторической правды, также вопрос о защите детства.

В статье отмечено, что дети – это важнейший приоритет для политики нашего государства, и необходимо создавать все условия для их качественного воспитания и развития. Отдельно в Конституции упоминается обязанность государства обеспечить заботу о детях, оставшихся без попечения родителей.

Еще одной важной и актуальной для граждан нашей страны нормой стала конституционная гарантия индексации пенсионных выплат, а также получения минимального размера оплаты труда.

Таким образом, многие новые нормы посвящены вопросам традиционных семейных ценностей и социальных гарантий.

В новой редакции Конституции была окончательно поставлена точка в давно назревшем вопросе о приоритете международного права над правом внутренним. Согласно поправкам в Конституцию приоритет был отдан уже не нормам международного права, а нормам Конституции РФ. Также было отмечено, что международно-правовые нормы не могут быть использованы в целях, которые не совместимы с основными принципами функционирования отечественной правовой системы.

Остановимся отдельно на тех изменениях, которые были внесены в главу 8 Конституции РФ и посвящены конституционным основам местного самоуправления. Особый интерес к данной категории поправок связан с тем, что конституционные основы местного самоуправления были реформированы кардинальным образом.

В Конституции РФ вопросам местного самоуправления посвящены четыре статьи, три из которых подверглись реформированию. Анализ данных изменений влечет за собой вывод об этатизации местного самоуправления. Самостоятельность на местах была существенно сокращена.

Так, если раньше виды муниципальных образований были определены непосредственно в тексте Конституции РФ, то с принятием поправок данный вопрос был отдан в компетенцию федерального законодателя, который посредством принятия федеральных законов может устанавливать виды муниципальных образований.

Самостоятельность местного населения также была сужена в вопросе определения структуры органов управления на местах [3, С. 112]. С принятием поправок структура органов местного самоуправления должна быть основана на общих принципах, которые установлены федеральным законодателем. Таким образом, органы местного самоуправления фактически включаются в единую вертикаль государственной власти и лишаются своей самостоятельности.

И, наконец, одним из важнейших изменений этатистского характера стала возможность участия органов государственной власти в вопросах по назначению и освобождению от должности должностных лиц органов местного самоуправления. Данная поправка идет вразрез с самим духом и сущностью местного самоуправления, которое должно быть самостоятельным и независимым от государственной власти.

Однако, необходимость внесения данных поправок была обоснована идеей о единстве системы публичной власти в государстве и необходимостью наладить эффективное взаимодействие между двумя существующими уровнями власти. В связи с чем после принятия поправок всё же неясно, чем должны отличаться органы местного самоуправления от органов государственной власти, если обе эти категории объединяются единым термином «публичная власть». Данный вопрос пока не проработан детально и требует дальнейшего изучения.

Практическая необходимость внесения разработанных в 2020 году поправок в Конституцию РФ вызывает сомнения у многих отечественных ученых-правоведов, политиков, социологов, общественных деятелей и иных лиц. Большинство сомнений связаны с тем, что Конституция, благодаря внесенным поправкам, была наполнена излишними нормами, не относящимися по своему статусу и содержанию к Основному закону нашего государства [4, С. 15].

Полагаем возможным согласиться с тем, что многие внесенные поправки могли быть введены в законодательство посредством изменения федеральных законов. Основной закон государства должен содержать в себе только наиболее фундаментальные положения и подлежать изменению только в случае кардинальных изменений каких-либо аспектов общественной жизнедеятельности. Конституция государства должна характеризоваться стабильностью.

Более того, недовольство отечественных представителей юридической сферы деятельности и общественных деятелей вызывает отсутствие в конституционных поправках такого института, как «гражданское общество», который позволяет сформировать здоровое конституционное правосознание населения.

К сожалению, формирование здорового конституционного правосознания невозможно в той ситуации, когда конституционные нормы являются декларативными, не продуманными с юридической и политической точки зрения, не соответствуют потребностям большинства населения страны. Резкий диссонанс конституционных норм с правоприменительной практикой и политикой, проводимой государственной властью, также не позволяет сформировать конституционное правосознание граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внесенные в 2020 году поправки в Конституции РФ являются неоднозначными по своему содержанию. Некоторые из них, касаясь острых социальных вопросов, положительно воспринимаются обществом, другие же противоречат самой сути некоторых государственных и правовых институтов (в частности, поправки, идущие вразрез с сущностью и принципами местного самоуправления).

Полагаем, что конституционные поправки 2020 года не были достаточно тщательно проработаны, в связи с чем не в полной мере соответствуют современным потребностям государства и общества и не могут быть в полной мере позитивно восприняты населением.

Список литературы

  1. Абазов А.Б. Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №3. С. 88-93.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [СПС «Консультант-Плюс»].
  3. Кузьмина И. В. Самоуправление с поправкой (о поправках к главе 8 Конституции Российской Федерации) // Вестник НИБ. 2020. №40. С. 111-115.
  4. Сисакьян А. К. Конституционные преобразования 2020 года и их влияние на формирование конституционного правосознания // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №4 (27). С. 14-20.