УДК 323
Нажули Каманьбекэ – студент Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: Публичная дипломатия КНР начала активно развиваться чуть раньше, чем 10 лет назад, однако имеет достаточно широкую сеть различных каналов. В нее входят газеты и журналы, телевидение, радио, а также различные академические механизмы, такие, как Институт Конфуция. Применение этих механизмов позволяет Китаю добиться больших успехов на пути продвижения страны и ее политических интересов.
Ключевые слова: публичная дипломатия, КНР, Синьхуа, мягкая сила, Институт Конфуция.
Главный теоретик мягкой силы Дж. Най считает, что публичная дипломатия должна исходить от гражданского общества, неправительственных организаций и отдельных индивидов. Однако в Китае основные задачи по проведению публичной дипломатии лежат на КПК и других государственных органах. Главным проводником мягкой силы во внешний мир становится китайское правительство, а также государственные медиа КНР.
Остановимся более подробно на телерадиовещательной деятельности Китая, а так же на его образовательных программах[1]. Помимо положительного культурного образа страны Китаю необходимо продвинуть свою модель государственного управления. Чтобы успешнее соперничать с американскими ценностями и политикой, глава Департамента пропаганды ЦК КПК заявил, что коммуникационная способность государства должна быть очень сильной, поэтому китайские медиа должны выйти на новый уровень вещания. Кроме того КНР давно призывает к новому мировому информационному порядку, в том числе и затрагивая вопросы управления Интернетом.
В 2009 году началась широкомасштабная кампания по расширению сети новостных бюро по миру. Новый офис Синьхуа на Таймс-сквер является наиболее выраженным символом решительности Китая прийти на американский рынок. Синьхуа позиционирует себя как альтернативный источник информации для мировой аудитории. Сейчас в распоряжении новостного агентства около 700 вещательных станций, 9 из которых находятся в крупнейших городах США. Не осталось и без внимания Международное радио Китая, а Китайское центральное телевидение CCTV-News также доступно на английском, русском, арабском, французском и испанском языках [2].
Не отстают в темпах роста и печатные СМИ. China People’s Daily (Женьминь Жибао) с тиражом в 3 млн экземпляров издается на 7 языках, а с 1998 года доступна в Интернете. В ее издательстве публикуются также еще 10 ежедневных газет и 5 ежемесячных журналов на английском языке. China Daily запустила бостонское издание и теперь доступна в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Вашингтоне. Кроме увеличения числа изданий и тиража, в стратегию развития китайских медиа также входит снабжение зарубежных филиалов издательств и новостных бюро китайскими репортерами и журналистами.
В сфере культурных и образовательных программ и обменов Китай стремится держать планку, заданную в свое время Соединенными Штатами. Прежде всего, речь идет об обширной сети Институтов Конфуция, призванных продвигать китайскую культуру и обучать языку. Институты Конфуция считаются некоммерческими организациями, которые возглавляются организацией Ханьбань. Последняя в свою очередь является Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. Подробнее о специфике работы Институтов Конфуция будет рассказано далее в работе. Помимо этого, китайское правительство поощряет студенческие и академические обмены, предоставляя широкий спектр стипендий и грантов [3].
В целом, китайский набор инструментов публичной дипломатии не очень сильно отличается от традиционных западных инструментов. Тем не менее, успехи КНР в сфере применения мягкой силы говорят об их эффективности.
Список литературы