УДК 347.4

Права продавца и защита прав продавца

Кадеева Ольга Ильинична ­– студент магистратуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Отношения, возникающие из заключения сделки купли-продажи, порождают ряд прав и обязанностей для всех лиц, которые в ней участвуют. Отношения в сфере купли-продажи регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300 – 1 «О защите прав потребителей». Данный Закон все-таки делает уклон больше на защиту прав покупателя, а не продавца, вследствие чего продавец находится в юридически незащищенном положении.

Часто недобросовестные покупатели злоупотребляют наделенными правами, чем ущемляют права продавца. В данной статье рассмотрены права, которыми наделен продавец и защиту данных прав.

Ключевые слова: сделка купли-продажи, права продавца, защита прав продавца, договор купли-продажи, права сторон по договору купли-продажи, продавец.

Для начала необходимо рассмотреть, что представляет собой договор купли-продажи. Статья 454 ГК РФ гласит: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)» [3].

Как известно, в договоре купли-продажи фигурируют две стороны: продавец и покупатель [3]. Каждая из сторон имеет свои права, обязанности и гарантии на защиту своих прав.

Часто можно услышать фразу: «Клиент всегда прав». Но на самом деле, на практике это далеко не так. Некоторые ситуации говорят об обратном. К сожалению, в действующем законодательстве конкретного закона о защите прав продавца нет.

Права продавца регулируются следующими нормативными актами:

  • ГК РФ [3];
  • Федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5]; 
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 22.12.2020) «О защите прав потребителей» [4].

В настоящее время все больше и больше людей стремятся закупать товары через различные интернет магазины. При покупках и продаже товаров в интернете необходимо быть еще более бдительными и осторожными, так как на данный момент очень распространенным явлением является использование различных схем мошенничества в интернете. Требование потребителя о возврате уплаченной стоимости товара не всегда является правомерным и обоснованным.

В ходе написания данной статьи были рассмотрены следующие права продавца по договору купли-продажи [3].

Если покупатель купил товар в кредит, рассрочку и т.п. и не произвел оплату в срок, то продавец имеет право просить недобросовестного покупателя отдать товар продавцу или все-таки внести сумму неуплаченного долга.

При этом продавец в случае, если покупатель не произвел оплату в срок, имеет право также не только требовать уплаты суммы долга, но и начислять пени.

В случаях, когда покупатель требует обмена или возврата товара, продавец может отказать только в случаях если [3]:

  • повреждена упаковка товара;
  • покупатель уже пользовался товаром;
  • товар имеет повреждения и т. д. и т. п.

Если покупатель с продавцом договорились заключить сделку купли-продажи, но при этом покупатель отказался брать товар или уплачивать его стоимость, тогда продавец может не осуществлять исполнение договора.

В случае если в договоре прописано, что покупатель берет товар по предоплате, а покупатель не вносит необходимую сумму в указанный срок, тогда продавец вправе отказаться от заключения данной сделки [6].

Важно отметить, что покупатель вправе вернуть товар продавцу даже в случае, если в нем нет никаких изъянов в течении 14 календарных дней. Если покупатель захотел вернуть товар по истечении 14 дней, то продавец имеет полное право ему отказать. При заказе товара с интернета такой срок составляет всего 7 календарных дней.

Продавец вправе увеличить срок годности товара, который установлен изготовителем. Также он может предоставить потребителю срок годности, если он не установлен производителем [3].

На практике бывают ситуации, когда срок годности товара уже истек, а покупатель требует его замены или возврата уплаченных за него средств. Это одна из самых простых ситуаций, когда продавец может доказать свою правоту.

Если покупатель обнаружил брак на купленном товаре и гарантийный срок еще не прошел, то он имеет право на экспертизу данного товара.

Транспортировку товара, связанную с проведением данной экспертизы, обязан оплачивать продавец. Если гарантия по товару закончилась, продавец имеет право истребовать с потребителя стоимость, потраченную на проведение экспертизы, но это возможно только если брак наступил по вине покупателя.

Если потребитель хочет вернуть продавцу товар ненадлежащего качества, изъяны которого появились по вине самого потребителя, то продавец может отказать покупателю в возмещении материальных расходов, связанных с перевозкой товара [6].

Продавцу также, как и потребителю, необходимо очень хорошо знать свои права для того, чтобы осуществлять деятельность в сфере торговли.

Далее в статье был рассмотрен порядок защиты своих прав продавцом.

Существует два способа восстановления нарушенных прав продавца. Первый относится к досудебному, а второй относится к судебному урегулированию конфликта.

Несомненно, при нарушении прав продавца потребителем имеет смысл попытаться восстановить свои нарушенные права в досудебном порядке.

Досудебное регулирование конфликта представляет собой формирование и направление претензии покупателю, в которой прописаны сроки и условия устранения спора.

У покупателя есть ровно 30 календарных дней для ответа на данную претензию. Если ответа в указанный срок не поступает, тогда продавец имеет право написать исковое заявление в арбитражный суд.

Необходимо отметить, что если продавец потерял договор купли-продажи, то даже в этом случае он все-таки вправе обратиться с исковым заявлением в суд, но только, если у него есть какие-либо другие доказательства, например, товарно-транспортные накладные и т.д. и т.п. Это закреплено в ст. 162 ГК РФ в п. 1: «Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства» [3].

Статья ГК РФ 382 устанавливает основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу. П. 1 данной статьи гласит: «Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования)» [3]. Это означает, что если продавец не получил оплаты стоимости товара по договору купли-продажи, то он может передать этот долг третьему лицу, например, какой-либо коллекторской фирме.

Согласно п. 2. ст. 382 ГК РФ: «Продавец может передать долг третьему лицу без разрешения на это должника, если другое не предусмотрено договором» [3].

В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ, продавец обязан поменять товар, только в случае, если он имеет существенные недостатки, в других случаях, продавец имеет право не менять товар [3].

Если покупатель предъявляет какие-либо претензии по поводу купленного им товара и требует обмен или возврат материальных средств за него, то продавец в свою очередь имеет право на осмотр (проверку), а также экспертизу товара.

При продаже продавцу желательно предоставить своему клиенту возможность провести испытание товара на наличие различных изъянов и получить от покупателя роспись на своем экземпляре документа о том, что товар на момент продажи не имеет изъянов и брака.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что в связи с тем, что покупатель согласно действующему законодательству имеет намного больше прав, чем продавец и продавец является юридически незащищенным лицом, ему необходимо знать не только все действующее на данный момент законодательство, но и желательно изучать судебную практику, связанную с заключением сделок купли-продажи.

Также продавцам необходимо сохранять все доказательства и документы, подтверждающие непосредственно их правоту и то, что они действительно осуществляют свою деятельность правомерно в соответствии с действующим законодательством, не нарушая при этом права потребителей.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. – № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // СЗ РФ. – 1994. – №32. Ст.3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // СЗ РФ. – 1996. – №5. Ст.410.
  4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 08.12.2020) // Рос. газ. – 1992. – 7 апреля.
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381–ФЗ (ред. от 12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон от 26.12.2008 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
  7. Актуальные проблемы гражданского права: учебник / И. В. Долганова [и др.].– М.: Юстиция, 2019. – 380 с.
  8. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев [и др.]. – М.: Статут, 2016. – 511 с.
  9. Электронно-библиотечная система «IPRBOOKS» : [сайт]. –URL: https://www.iprbookshop.ru/(дата обращения: 11.04.2021) – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: