УДК 347.4

Ответственность за нарушение обязанностей по договору розничной купли-продажи

Кадеева Ольга Ильинична ­– студент магистратуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Купля-продажа – наиболее часто используемый договор гражданского оборота. Непосредственное содержание такого договора состоит в перемещении материальных благ в товарной форме, заложенной в основу любого обязательства. Главенствующая роль института купли-продажи в современном праве является следствием широты сферы его применения, так как купля-продажа выступает наиболее универсальной формой товарно-денежного обмена. В статье рассмотрены особенности ответственности за нарушение обязанностей, возникающих из договора розничной купли-продажи.

Ключевые слова: розничная купля-продажа, нарушения по договору купли-продажи, договор купли-продажи, купля-продажа.

По договору купли-продажи одна сторона передает вещь в собственность другой стороне, чем возлагает на все стороны обязанности. Продавец обязан передать товар точно в установленный срок, а покупатель должен вовремя получить и оплатить товар [3].

Рассмотрим подробнее договор розничной купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи заключается в устной форме.

Сторонами по договору розничной купли продажи является продавец и покупатель. Покупателем может стать любой гражданин, а продавцом может быть только предприниматель.

Сделка по договору розничной купли-продажи является возмездной, т.к. обязанностями по договору обладают все стороны.

Такие товары, как недвижимость, газ, вода и др. не относятся к товарам по договору розничной купли-продажи. ГК РФ закрепляет данные виды товаров как отдельные разновидности договоров купли-продажи.

В соответствии с п.1 ст. 492 ГК РФ, товары, участвующие в сделке розничной купли-продажи не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью [3]. Если в договоре идет речь о товаре для дальнейшей его перепродажи, то это не является договором розничной купли продажи, т.к. товары, приобретенные в ходе сделки розничной купли-продажи, служат только для личного и домашнего пользования.

При продаже товара по договору розничной купли-продажи продавец должен рассказать про все его характеристики покупателю. Покупатель до совершения сделки розничной купли-продажи имеет право осмотреть товар, а также потребовать у продавца проверить его качество. В случае если продавец не поставил в известность покупателя о характеристиках товара, вследствие чего у покупателя возникли проблемы с качеством товара, которые связаны с тем, что продавец не поставил о них в известность покупателя, тогда продавец должен нести за это ответственность.

Цена и момент оплаты товара по договору розничной купли-продажи устанавливается по соглашению сторон. Возможна предварительная оплата, кредит, рассрочка, а также другие способы оплаты.

В случае нарушения сторонами своих обязанностей по договору розничной купли-продажи они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В ходе написания данной статьи были выявлены следующие особенности ответственности сторон по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 №2300–1 «О защите прав потребителей» в случае продажи продавцом товара ненадлежащего качества и в случае нарушения продавцом других имущественных прав потребителя, покупатель вправе требовать уплату не только имущественного, но и морального вреда. При этом объем морального ущерба определяется судом [4].

Ответственность по договору розничной купли-продажи могут нести как продавцы, так и лица, которые занимались изготовлением товара. В соответствии со статьей 15 и пунктом 3 статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300–1 «О защите прав потребителей» покупатель может требовать с изготовителя товара не только возмещение имущественного вреда, но и морального [4]. Это вполне справедливо, т.к. продавец не виноват в том, что товар может быть ненадлежащего качества.

Статья ст. 505 ГК РФ гласит: если продавец нарушил имущественные права покупателя, то он обязан не только выплатить неустойку, но и исполнить обязательство в натуре [3]. При этом неважно выплатил ли он неустойку, в любом случае он должен выполнить обязательство в натуре.

В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ, продавец обязан поменять товар, только в случае, если он имеет существенные недостатки, в других случаях, продавец имеет право не менять товар [3]. А по договору розничной купли-продажи покупатель не может обменять все товары, которые являются технически сложными. Список таких товаров закреплен в постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 942 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». К таким товарам относятся легковые автомобили, легкие самолеты, тракторы, холодильники и т.д. и т.п. Но при этом, абсолютно все товары, перечисленные в данном законе, можно обменять, а также потребовать вернуть за них уплаченную сумму, лишь в случаях, когда также как и в вышеописанной ситуации, товар имеет существенные недостатки. Также покупатель вправе обменять некачественный товар на похожий товар другого цвета или размера [6].

Если сравнить ответственность сторон по договору купли-продажи в целом и розничной купли-продажи отдельно, то сразу видна разница, т.к. по договору розничной купли-продажи потребитель имеет намного больше прав, чем по какому-либо другому договору купли-продажи.

Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 503 ГК РФ потребитель, которому отпустили некачественный товар, вправе требовать:

Существуют товары, называемые «товарами длительного пользования», при поломке которых, продавец обязан на время ремонта предоставить покупателю похожий товар. Продавец обязан предоставить товар на подмену бесплатно, без каких-либо материальных затрат для покупателя [4]. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара» включает в свой перечень такие товары, как:

Покупатель может требовать расторгнуть заключенный договор розничной купли-продажи при обнаружении абсолютно любых изъянов, т.е. если потребитель обнаружит какие-либо даже несущественные изъяны в купленном товаре, то он имеет полное право на расторжение договора, потому что это возможно даже при наличии несущественных недостатков, обнаруженных в товаре.

Конечно, при восстановлении нарушенных прав покупателя возникает огромное количество спорных моментов. Один из них связан с увеличением и уменьшением стоимости товаров. В подавляющем большинстве подобных случаев, стоимость товаров со временем увеличивается. Данный момент регулируется ст. 504 ГК РФ [3]. Например, если продавец произвел замену некачественного товара в то время, когда с момента совершения самой сделки розничной купли-продажи цена на него уже увеличилась, тогда продавец берет данные расходы на себя, а покупатель не должен возмещать разницу продавцу.

Статья 19 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает конкретный срок, в течении которого потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками проданного ему товара (на который не установлен гарантийный срок или срок годности), который не может быть меньше 6 месяцев для движимых вещей и двух лет – для недвижимости [4].

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что все-таки ответственность сторон по договору розничной купли-продажи имеет большое количество особенностей, рассмотрев которые можно заметить, что потребитель в отличие от продавца, имеет большее количество прав.

Основным видом ответственности по договору розничной купли-продажи является возмещение убытков и вреда.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. – № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // СЗ РФ. – 1994. – №32. Ст.3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // СЗ РФ. – 1996. – №5. Ст.410.
  4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 08.12.2020) // Рос. газ. – 1992. – 7 апреля.
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381–ФЗ ст. 9 (ред. от 12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении перечня технически сложных товаров: Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 942 (ред. от 27.03.2019) // СЗ РФ. –1997. – № 20. Ст.2303.
  7. Об утверждении Правил продажи товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463 // СЗ РФ. – 2021. – 9 января.
  8. Актуальные проблемы гражданского права: учебник / И. В. Долганова [и др.].– М.: Юстиция, 2019. – 380 с.
  9. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев [и др.]. – М.: Статут, 2016. – 511 с.
  10. Электронно-библиотечная система «IPRBOOKS» : [сайт]. –URL: https://www.iprbookshop.ru/(дата обращения: 11.04.2021) – Режим доступа: для авторизир. пользователей.