УДК 364.4

Трудности социальной адаптации детей-сирот

Абдувапова Зиягул Усонбаевна – преподаватель кафедры Социальных технологий и общественных наук Гуманитарно-технологического колледжа Ошского технологического университета.

Аннотация: Сегодня дети-сироты, проживающие в интернатных учреждениях, сталкиваются с многими трудностями, в том числе и с проблемами социальной адаптации. Одним из основных факторов, вызывающих дисгармонию личности и ее психическую дезадаптацию, является депривация ребенка на ранних этапах развития. По мнению Старковой, пребывание ребенка в детском доме или интернате значительно повышает дезадаптацию. Кроме того, детям в раннем возрасте просто необходим тесный эмоциональный контакт со значимыми взрослыми.

Ключевые слова: факторы, эмоция, социальная, дети, кризис, родители,проблем, сфера.

Нарушение механизмов эмоциональной привязанности у детей-сирот приводит к различным заболеваниям, задержкам развития. Более 50% детей-сирот имеют умственную отсталость, недоразвитие речи. Многие дети, взрослея, испытывают трудности в построении общения с окружающими, что влечет за собой проявление защитного поведения. Детям в детских домах очень трудно социализироваться вне учреждения, в котором они живут. В первую очередь это связано с агрессивностью в их поведении, которая в свою очередь является следствием нарушений социально-психологической адаптации. Как отмечает Селиванова, определенная изолированность от реального мира, ощущение себя особой группой, не принадлежащей ни к какому социальному классу, приводит к предрасположенности детей, воспитывающихся в детских домах, вести асоциальный образ жизни [1].

Воспитание в детском доме само по себе часто приводит к тому, что ребенок получает серьезные психологические травмы. Согласно исследованиям ученых, можно отметить, что развитие детей в детских домах происходит особым образом, специфика пребывания в интернатных учреждениях накладывает особые отпечатки на черты личности ребенка, его поведение, характер. Стрессы, через которые проходят дети, помещенные в детский дом, оказывают влияние на развитие эмоционально-волевой сферы личности. Наблюдения психологов говорят нам, что дети в детских домах характеризуются односторонностью, зависимостью от поведения взрослых и ограниченными поведенческими мотивациями.

Оказавшись в конфликтной ситуации, они не могут объективно взглянуть на проблему, не способны контролировать как свое настроение, так и поведение. Среди особенностей развития детей в учреждениях для детей-сирот выделяют также искажение собственного "Я" ребенка, отсутствие в его жизни такого важного компонента, как целеполагание, формирование потребительской психологии. Кроме того, исследователь отмечает неспособность детей в детских домах самостоятельно жить в обществе. Искаженный процесс формирования самосознания приводит ребенка к подражанию другим, поверхностности чувств, а часто даже агрессивности.

Стремление к самоутверждению приводит детей к отказу подчиняться нормам и правилам, поэтому дети в детском доме стараются продемонстрировать свою независимость. Большое количество детей не всегда позволяет даже самым внимательным учителям учитывать особенности воспитанников и индивидуально подходить к общению с каждым. Отсутствие глубокого проникновения в структуру личностных качеств ребенка приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, затруднениям в общении. Во многих детских домах преобладает авторитарный стиль воспитания, характеризующийся физическим и психологическим подавлением детей. Такой стиль воспитания серьезно деформирует личность. А в некоторых случаях это может привести к суицидальному поведению. 

Дети, живущие в детских домах, страдают от психической и эмоциональной депривации. Эти дети оторваны от реальной жизни, объединены критерием социального неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Каждый ребенок, находящийся в таком учреждении закрытого типа, получил массу психологических травм, которые оказывают очень серьезное влияние на развитие личности. Многие дети в детских домах и интернатах чувствуют себя нежеланными, нелюбимыми детьми, они брошены в трудной жизненной ситуации, большинство из них заброшены в социально-педагогическом плане. У таких детей нет четких паттернов гендерно-ролевого поведения, имитация семейной жизни в детском доме сильно отличается от реальности. Дети из детских домов формируют в своем сознании очень четкое различие между людьми в категориях "мы" и "они", "чужие". Они отчуждены от всех "чужих", но в то же время, даже находясь в кругу "друзей", им трудно искренне быть самими собой, поэтому даже в такой ситуации они часто чувствуют себя одинокими.

Отсутствие тесного контакта, родительской любви и заботы, семейного тепла формирует у детей такие качества, как жестокость, безразличие к окружающим, конфликтность в общении со сверстниками. Они привыкают к изоляции от людей, считают это нормальным явлением, поэтому часто не разделяют социальных устоев. Дети из детских домов, обучающиеся в обычной школе, часто обижают "домашних" детей, проявляют к ним агрессию. Постоянная необходимость адаптироваться к жизни с большим количеством сверстников ставит ребенка в тревожное состояние, создает напряженную обстановку, не позволяет ему чувствовать себя комфортно. Из-за недостатка родительской любви, находясь в группе сверстников, под слабым контролем со стороны воспитательного персонала, дети в раннем возрасте вступают в сексуальные отношения. Среди воспитанников интернатов и детских домов нередко встречаются сексуальные отклонения. Каждому человеку нужно время и пространство, в котором он может иногда побыть наедине с самим собой.

В детских домах и интернатах это просто невозможно, потому что они постоянно находятся среди большого количества других детей. Кроме того, дети, проживающие в детских домах и интернатах, как уже отмечалось выше, отличаются от "домашних" детей тем, что многие из них имеют умственную отсталость, часто сопровождающуюся хроническими заболеваниями детей. Те дети, которые остались без родителей в младенчестве, еще до детского дома попадают в дом малыша. Уже там у детей развивается "феномен госпитализма".

 В науке этим термином называют синдром патологии психического и личностного развития детей, возникающий в результате раннего отлучения ребенка от матери и нахождения в стационарном учреждении. Для детей в таких условиях характерны вялость, апатия, повышенная сонливость, они худеют, не привязываются к взрослым. Со временем, взрослея, они остаются замкнутыми, у них мало речевого развития, им трудно быть самостоятельными.

В подростковом возрасте такие дети испытывают трудности в развитии собственного "Я", в планировании собственного времени, они не способны строить долгосрочные планы на будущее, чувствуют себя ненужными и очень болезненно переживают это. Трудности, с которыми сталкиваются дети в детских домах и интернатах, безусловно, многочисленны.

Список литературы

  1. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с.
  2. Нестерова О. Сирота до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  4. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2001, №4.
  5. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2000.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail