УДК 37.013.2

Использование инновационных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении

Чернова Марина Викторовна – студентка магистратуры Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Аннотация: В статье рассматривается использование инновационных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении и их воздействие на развитие образовательного процесса. Раскрываются основные виды инновационных технологий, исследуется уровень и направленность их влияния на развитие воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: технологии, дошкольная организация, инновации, инновационные технологии в образовании.

Внедрение инноваций в работу дошкольного образовательного учреждения требуется для реформирования и совершенствования системы дошкольного образования.

Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3].

Следовательно, именно в постоянном, непрерывном поиске, формировании и развитии содержания и организации нового заключается инновационный процесс.

Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития, а именно, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий. Таким образом, использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала[2].

Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть инноватором, но не каждый, к сожалению, им может стать. Практика показывает, что часто приходится навязывать, заставлять большинство педагогов искать инновационные подходы, пути решения различных педагогических ситуаций. Некоторым не хватает знаний, а у некоторых отсутствует мотивация и желание постигать и реализовывать что-то новое. Непосредственная образовательная деятельность, коррекционно-развивающие занятия становятся обыденными, скучными и недостаточно эффективными.

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, которые получили широкое распространение.

Применение здоровьесберегающих технологий обязательно в работе не только воспитателя, но и учителя – логопеда, а также музыкального руководителя. Совместно с детьми организована артикуляционная зарядка с использованием биоэнергопластики. Малышам очень нравится работать одновременно языком и руками, выполняя специальные упражнения. В результате, движения языка становятся согласованными, четкими, верными. Формируется правильный подъем языка и, как правило, облегчается работа по постановке и автоматизации звуков речи.

Данная технология вызывает интерес у воспитателей. Некоторые изучают ее и применяют на практике в дошкольных группах. Дети приходят домой, и продолжают играть в биоэнергопластику со своими родителями.

Особое внимание заслуживает технология проектной деятельности. Работа над проектом включает совместную деятельность детей, педагога и родителей воспитанников. Очень важно вызвать интерес у каждого ребёнка тематикой проекта, создать желаемую атмосферу сотворчества с ребёнком, и используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей. В результате дети легко осваивают программы по коррекции речи. Они учатся понимать, как образуется тот или иной звук, для чего нам нужна речь, узнают историю возникновения скороговорок. Тема проекта зависит от совместного выбора воспитателя, родителя и возможностей самого ребенка.

Одним из приоритетов образования является использование информационно-коммуникационных технологий. В последнее время, время пандемии и самоизоляции, именно интернет-технологии стали главными помощниками в реализации программ дошкольного образования. Большинство родителей просят присылать им на электронные адреса упражнения по развитию речи, автоматизацию звуков, развитие математических представлений. Существенно облегчает труд педагога дошкольного учреждения возможность организации занятий по видео-связи. Таким образом, образовательный процесс продолжается в новом инновационном формате.

Совершенно новой технологией является разработанный инновационный проект «Family Fest», который направлен на сплочение педагогического коллектива с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.

Проблема детско-родительских отношений впервые возникает в дошкольном периоде. Родители так заняты на работе или устройством личной жизни, что практически не уделяют время для общения со своими детьми. У дошколят возникает ряд проблем в эмоционально-волевом и речевом развитии. К сожалению, после проведенного анонимного опроса, статистика показала, что около 70 % мам и пап переложили обязанности по воспитанию детей на дошкольное учреждение, а именно на воспитателей. Именно создание инновационной площадки должно объединить всех в единую дружную семью с детьми, с родителями, с дошкольными работниками, научить слышать друг друга, для достижения максимально благоприятных условий для роста и развития детей.

Проведение фестиваля семей возможно как в онлайн форме, так и в формате офлайн.

Родители совместно с воспитателями в своих группах пробуют свои силы в творчестве, спорте; совместно с детьми составляют родословную и защищают проект «Семейное генеологическое древо».

План проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий в рамках проекта:

  • семейный конкурс талантов;
  • фотоконкурс «Семья в объективе»;
  • спортивный квест;
  • итоговое праздничное мероприятие "Family Fest" (награждение активных семей в торжественной обстановке).

Фестиваль рассчитан на один месяц, но он может стать ежегодным и выйти за рамки территории дошкольного учреждения и приобрести районный масштаб.

Необходимо чтобы инновационные технологии применялись не только в работе с детьми, но также с родителями и воспитателями, со всеми участниками образовательного процесса.

После того, как инновационная технология будет реализована, применена на практике в работе, не следует забывать об анализе всей проведённой инновационной деятельности. Именно анализ помогает понять ошибки, которые были допущены в работе, а также побудить к продолжению деятельности и к ее совершенствованию.

Таким образом, применение инновационных педагогических технологий: повышает качество образования; повышает квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения; повышает качество обучения и воспитания.

В современном дошкольном учреждении трудятся замечательные педагоги, настоящие профессионалы. Процесс внедрения инновационных технологий подчас болезненно, но все-таки происходит. Не хватает опыта, но чаще всего не хватает финансовых вложений, отсутствие современного материально-технического оборудования, а также нежелание участвовать в реализации инновационных проектов, отсутствие интереса, мотивации у взрослых участников образовательного процесса (педагоги, родители). Факторов, мешающих успешной реализации много, но выход всегда есть у тех, кто его ищет. Участие в грантовых конкурсах – это, своего рода, реализация инновационной проектной деятельности. В случае выигрыша, можно получить финансовую поддержку для реализации инновации. Замотивировать и заинтересовать участников инновационной деятельности, возможно, продумав систему поощрения, в том числе, финансового. Очень важно придумывать, творить, воплощать, искать новое, интересное, эффективное для дальнейшего, непрерывного совершенствования дошкольного образования.

Список литературы

  1. Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. - Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. - 394 с. ISBN 978-5-94301.
  2. Спорова В. Н. Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста. / В.Н. Спорова // Воспитатель детского сада. – 2020. - № 3. - С. 11-18.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail