УДК 37.013.2

Использование приемов по формированию критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения

Райн Татьяна Александровна – магистрант Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема: каковы возможности технологии критического мышления на уроках литературного чтения младших школьников? Проанализированы понятие критического мышления и методические приемы по развитию критического мышления учащихся младших классов на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: критическое мышление, младший школьник, технология критического мышления, литературное чтение, методические приемы.

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. Для того чтобы повысить у школьников мотивацию к обучению на уроках используются различные педагогические технологии. Одной из таких педагогических технологий в системе образования является технология критического мышления, которая направлена на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Применение данной технологии на уроках литературного чтения, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Для нас вызвала интерес проблема: каковы возможности технологии критического мышления на уроках литературного чтения младших школьников?

Роберт Х. Эннис понимал под критическим мышлением разумное рефлективное мышление, которое сосредоточено на том, чтобы принимать решение, во что человек может верить или как поступать[2].

Задачами ТРКМ являются: помощь в осознании процессов развития, которые происходят в психике ребенка; вызвать их мотивацию; научить ребенка сознательному управлению ими, постановки цели своего развития.

Учитель в данном случае играет роль наставника, который обращает стремления учащихся в правильную сторону; сознает условия для столкновения различных суждений; подталкивает учеников к самостоятельному поиску решения различных проблем; способствует возможности самостоятельного поиска необходимых выводов[1, с.640].

Технология критического мышления, используемая на уроках, имеет три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Восприятие человека, по мнению психологов и педагогов, работающих над технологией критического мышления поясняют, соответствует такой структурированной организации деятельности на уроке:

  • настрой и анализ прошлого опыта (уже имеющихся знаний в данном вопросе);
  • знакомство с новым материалом и его «переработка»;
  • обдумывание и применение на практике (подумать, зачем ему это, где и как применятся).

Этап «вызов». Данный этап характеризуется тем, что происходит вызов уже известных знаний, которые усвоил учащийся в процессе прошлых тем, так учащийся вспоминает, что он уже знает и формулирует для себя вопросы, на которое хотел бы ответить.

Задачами этапа «вызов» являются:

  • актуализировать уже имеющиеся знания;
  • сформировать познавательный интерес к изучаемой теме;
  • самостоятельное определение учащимися последовательности изучения темы.

Этап «осмысление» характеризуется непосредственной работой учащихся с информацией, работа четко направлена на осмысление. Учащиеся в данном случае имеют возможность поразмыслить над происхождением изучаемого объекта, в процессе интеграции старой и новой информации, формулируют вопросы о предмете, определяют свое виденье и решение проблемы. [3, с.824]

На уроках литературного чтения мной используются следующие методические приемы, с учетом индивидуальных особенностей класса, типа учебного занятия. Прием является составной частью ТКМ.

Прием «Кластер» предполагает отражение нелинейных форм мышления. Сущность данного приема на уроках литературного чтения предполагает графическое оформление отдельной смысловой единицы текста в четкой последовательности, обычно изображается в виде грозди. Данный прием используется на каждом из этапов, но также его можно использовать как стратегию урока в целом.

При работе с кластером необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бойтесь записывать все, что приходит в голову, дайте волю воображению и интуиции.
  2. Продолжайте работать до тех пор, пока не закончится время или не закончатся идеи.
  3. Постарайтесь установить как можно больше связей. Не следуйте заранее составленному плану.

Например, на уроке литературного чтения при изучении русских народных сказок, можно использовать кластер, цель которого систематизировать знания обучающихся по данной проблеме, вспомнить, какие жанры входят в понятие «фольклор»: сказки, загадки, былины, скороговорки, потешки, прибаутки, песни, пословицы, поговорки.

Одним из эффективных приемов на стадии «вызова» является «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». Данный прием представляет собой серию вопросов по изучаемой теме, ответить на которые учащиеся смогут в процессе изучения темы. Тонкие вопросы характеризуются однозначностью ответов. Толстые вопросы — носят проблемный характер, неоднозначны.

Например, на уроке литературного чтения по теме «Л. Н. Толстой. Рассказы для детей.», при постановке темы, использовались следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «дружба»? (проблемный вопрос)
  2. У вас есть друг, товарищ? (репродуктивный)
  3. Кого можно назвать другом, товарищем? (проблемный вопрос)
  4. Какой он? (репродуктивный)
  5. Что для вас настоящая дружба? (проблемный вопрос)

Одним из приемов, которые часто используются в моей практике это «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) – схематичны рисунок, представленный в форме рыбьего скелета, оставляя который можно раскрыть проблему, которая представлена в теме урока, например, на литературном чтение показать причины, которые привели к установленному повороту в сюжете художественного текста.

Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с русской народной сказкой «Лиса и козёл» можно на доске составить «рыбий скелет» смысла сказки (Чему учит сказка? Заманила-коварная; поверил-доверчивый льстила-расчётливая)

Таким образом, определяется главная мысль сказки: «Нельзя доверять расчетливым, коварным, льстивым...»

Прием «Древо предсказаний» – данный прием способствует построению предположения таким образом, чтобы проследить развитие сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Стволом дерева является тема, ветвями – гипотезы, ведущие по двум линиям – «возможно» и «вероятно» (ограничений в количестве нет), листья – описание этих гипотез, аргументация в пользу того или иного мнения.

Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с рассказом Л.Н.Толстого «Лев и мышь» учащиеся выдвигают гипотезы о дальнейшем развитии действия и составляют дерево предсказаний (Лев мышь съест. Лев эту мышь уже не съест.)

Заключительным этапом является «Рефлексия». На этом этапе учащиеся обобщают полученную информацию и готовы выразить свое отношения по проблеме урока.

Самый распространенный прием, который используется это «Синквейн». Он представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. Каждая строка пятистишья подчинена определенным правилам. Например, на уроке литературного чтения по теме «К. Ушинский «Наше Отечество»» в конце детям предлагается составить пятистишие, которое выразит отношение к тому, что они узнали и прочувствовали на уроке.

Таким образом, критическое мышление сегодня является одним из наиболее эффективных способов усвоения и приобретения новых знаний и навыков. Критическое мышление оказать содействие формированию творческой, самостоятельной работы с новым учебным материалом, способности находить связь с известными знаниями, позволяет находить различные способы достижения положительных результатов без использования известных алгоритмов.

Список литературы

  1. Голышева, И. А. Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 640-642. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36194/ (дата обращения: 17.06.2021).
  2. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 28.06.2021).
  3. Тоболова, Ж. В. Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. Международный научный журнал. — Казань: Молодой учёный. — 824 с. Режим доступа. http://festival.1september.ru/articles/506149/— ISSN 2072-0297.

Интересная статья? Поделись ей с другими: