УДК 501

Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий

Бегларян Анжела Арамаисовна – магистрант Государственного гуманитарно-технологического университета.

Аннотация: В статье рассматривается использование практико-ориентированных задач с применением кейс-технологии. Основные положения статьи таковы, что форма обучения, где практико-ориентированные задачи используются с применением кейс-технологии, позволяет преодолеть рамки традиционной школьной программы. При использовании кейс-технологии в обучении математике становится возможным балансировать теоретическую и практическую части дисциплины. Благодаря конкретной жизненной ситуации, лежащей в основе кейса, обучающиеся учатся решать проблемы, принимать коллективные решения, «примеряют» на себя разные социальные роли. Такой вид деятельности призван не только готовить учеников к международным сравнительным исследованиям, но и повышать мотивацию к обучению.

Ключевые слова: практико-ориентированные задачи, кейс-технология, универсальные учебные действия; метапредметные компетенции.

Одним из стратегических приоритетов Российской Федерации является повышение качества образования. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из главных целей развития на ближайшее время. Во многом роль в оценке качества образования играют международные сравнительные исследования. Наибольшую распространенность в мире получили такие международные исследования, как TIMSS, PIRLS, PISA. В современном образовании постепенно меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Исследование PISA ставит своей целью не проверку отдельных школьных программ, предметных знаний, а общую подготовку будущих выпускников к «взрослой» жизни. Оценивая читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность, исследование предлагает задания для учеников в виде кейсов, где к достаточно объемному источнику информации прилагается несколько заданий.

Современному педагогу нужно ориентироваться в многочисленных инновационных технологиях образования, рационально использовать свое время, не тратить его уже на открытие уже известного. Использование таких технологий на сегодняшний день является одним из критериев оценки профессиональной деятельности преподавателя. Быть педагогические грамотным специалистом возможно лишь при непрерывном изучении всего обширного спектра образовательных технологий, опыта их использования.

Основным результатом деятельности современной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности. Главная задача образования в том, что выпускник школы самостоятельно мог решать возникающие задачи в жизни. Для этого и требуется организовать обучение в поисковом режиме. [1, с.24]

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучения становится кейс-технология (сase-study). Она объединяет в себе проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов. В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных теоретических знаний и применить его на практике. С помощью этой технологии ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, быть гибкими, находить самые рациональные пути решения с наименьшими затратами. Формируемый кейс при использовании данной технологии на уроке непосредственно готовит обучающихся к решению задач в международном сравнительные исследовании PISA, совершенствует их навыки решения задач с практической направленностью. [2, с. 48]

Современные стандарты образования требуют развития ученика в разных направлениях: личностном, предметном, а также метапредметном. Рекомендуется в качестве учебно-познавательной деятельности, в первую очередь, использовать знания на практике. Поэтому, в последнее время наблюдается более активное внедрение практико-ориентированных задач. Несомненно, это повлияло на содержание диагностических работ по математике. Так, особую роль практико-ориентированные задачи, задачи с межпредметным содержанием играют в международной программе оценки качества знаний PISA. Во всероссийской проверочной работе для 5-6 классов классически присутствуют геометрические построения, задачи, связанные с реальной ситуацией, логические задачи. Усложнилась и постановка вопросов в задачах таким образом, чтобы школьник в большей степени анализировал поставленную ситуацию. Значительные изменения с 2020 года были введены в ОГЭ по математике. Первые 5 заданий экзамена стали носить практико-ориентированный характер. Для их выполнения школьникам нужно проанализировать большой объем информации, как правило, включающий схему и длинный текст, использовать метапредметные связи, и найти применение предметных знаний в практической ситуации. В ЕГЭ по математике также произошли изменения. С 2017 года во вторую часть была включена экономическая задача по вкладам и кредитам. Так или иначе, диагностические работы быстро адаптируются к новым веяниям стандартов образования.

Проанализировав учебники по математике, алгебре и геометрии таких авторов как Мерзляк А.Г., Никольский С.М., Мордкович А.Г., Макарычев Ю.Н., Атанасян Л.С., Погорелов А.В., оказалось, что содержание учебников адаптируется под новые стандарты намного медленнее. Задачи практической направленности есть в учебниках в небольшом процентном отношении, но в более формальном и необъемном содержании, нежели предлагаются в диагностических работах. Таким образом перед учителем встает проблема системного рассмотрения таких задач со школьниками в различных разделах математики в условиях неизмененной учебной программы и количества часов, выделенных на дисциплину. Во взаимодействии с новыми образовательными технологиями и техническими возможностями разрешение такой проблемы становится возможным. Одновременно и интерес, и сложность таких задач представляется тем, что они не имеют какого-либо алгоритма решения. Каждая задача анализируется и рассматривается как новая проблема. В таких разделах математики как «Проценты», «Вероятность событий», а также в качестве отработки арифметических действий или решения уравнений, одним из примеров может рассматриваться деловая игра «Бизнес-план» с использованием кейс - технологии. Школьникам предлагается реальная экономическая проблемная ситуация, где их целью является собрать и проанализировать информацию и найти самое выгодное решение. На первый взгляд задание кажется простым, но в его реализации требуется творческий подход. Задание не имеет заранее верного алгоритма действий. Входные данные могут меняться в зависимости от реальной ситуации и оптимальное решение ищется, как правило, в ограниченное количество времени. Такие занятия можно проводить систематически, начиная с пятого класса, постепенно усложняя ее с каждым годом. В направлении личного развития это позволит сформировать социальную мобильность обучающегося, сформирует качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе и, главным образом, повысит мотивацию к обучению. В метапредметном направлении сформирует представление о математике как о форме описания и методе познания современной действительности. А в предметном направлении позволит овладеть необходимыми математическими знаниями и умениями, которыми ученик сможет воспользоваться в реальной ситуации. Отметим, что такая деятельность формирует достаточный опыт у выпускника 9 класса для создания проекта по математике. А выпускник 11 класса, практикуя свои знания и умения на подобных кейсах, имеет возможность отработать решение 17 задачи профильного уровня ЕГЭ по математике.

Таким образом, систематическое использование практико-ориентированных задач с применением современных образовательных технологий помогает сформировать у школьников универсальные учебные действия, повышает их интерес к учебной деятельности.

Список литературы

  1. Бычкова Д.Д. Практико-ориентированные электронные ресурсы по математике. / Д. Д. Бычкова / Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности». – Тамбов, 2014. – Часть 5. С. 24-27.
  2. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения. [Текст] А.Ю. Гумметова, Е.В. Ступина. Образование в России. 2019. № 8. –с. 48-60.

Интересная статья? Поделись ей с другими: